Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Описание модели педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
2.3. Анализ результатов внедрения модели педагогических условий формирования учебной мотивации у младших школьников
Для оценки эффективности модели педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников, на базе БМАОУ СОШ № 9 г. Березовского в двух вторых классах (2 «А», 2 «Б») было проведено исследование, состоявшее из трех этапов. Первый этап – констатирующий, второй – формирующий, третий – контрольный.
В деятельность педагогического коллектива, осуществляющего образовательный процесс по программе «Школа России», мы включили раздел по формированию положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте. Классному руководителю экспериментальной группы необходимо было учитывать познавательные интересы и потребностей детей, руководствуясь методическими рекомендациями и моделью педагогических условий, которую мы разработали.
После проделанной работы нами был проведен заключительный контрольный этап, для выявления результативности программы, который заключался в повторном проведении диагностического исследования. Использовались те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе исследования.
Результаты повторной диагностики представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Распределение испытуемых в контрольной и экспериментальной группах по уровням развития мотивации после исследования
На рисунке 3 мы видим изменения показателей экспериментальной и контрольной группах по анкете для оценки уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой). Мы можем отметить, что наиболее значимые изменения прослеживаются в экспериментальной группе, там оказалось наибольшее число учащихся, у которых познавательный интерес к учебной деятельности стал выше. Таким образом, выросло число школьников, которые без труда справляются с учебными задачами.
Число учащихся, посещающих школу без желания и имеющих трудности в обучении и адаптации, значительно уменьшилось.
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе имеют достаточный уровень развития учебной познавательной мотивации большинство учащихся.
Результаты теста Лесенка «Зачем я учусь» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой) показали, что снизилось число учащихся в обеих группах, у которых преобладают социальные мотивы учения.
Результаты повторной диагностики представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Показатели выраженности мотивов в структуре учебной мотивации учащихся после исследования
Показатели данной методики свидетельствуют о том, что познавательный интерес наиболее выражен в экспериментальной группе.
Проанализировав полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что в ходе проведенной работы мы способствовали развитию учебно- познавательных мотивов у младших школьников, у детей повысился уровень познавательной активности, учащиеся стали стремиться выполнять все школьные требования. Дети заметно радостнее стали посещать школу, приобрели новых друзей, поставили цель в освоении новых знаний, у них сформировалось гармоничное сочетание социальных и познавательных мотивов учебной деятельности. У школьников наблюдается высокий интерес познанию, они интересуются книгами, любят читать, решать задачи, игровой вид деятельности ушел на второй план, они испытывают сильные переживания при получении неудовлетворительной оценке.
У детей со средним уровнем мотивации возникло желание ходить в школу, они стали успешно адаптироваться к школьной среде, но, преимущественно, в общении с одноклассниками, а сам учебный процесс их привлекает недостаточно. Учащиеся более активно стали вести себя на переменах, активность на уроках повысилась, их стал привлекать определенный вид учебной деятельности, в котором они достигают больше успеха. Дети намного легче стали справляться видами учебных задач, требующих самостоятельности, но также они стали и более общительны со сверстниками, их стали огорчать плохие оценки и повысилось стремление к совершенствованию своих результатов в учебной деятельности.
Небольшой процент детей все же остались на низком уровне, но они стали активнее вести себя на занятиях, у них появилось больше друзей, поменялось отношение внутри класса, дети стали чаще общаться с родителями на тему школы, появился познавательный мотив. Однако познавательная деятельность еще не преобладает над игровой, и, по- прежнему, отсутствует желание выполнять домашнее задание.
Основываюсь на результатах опытно-поисковой работы, можно сделать вывод, что в результате проведенного нами исследования, направленного на выявление, обоснование и опытную проверку педагогических условий развития учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста, произошли значимые изменения положительного характера. Специально используемые методы и приемы, включенные в урочную систему, дают заметный положительный результат. В связи с этим, тема нашего исследования является актуальной и требующей постоянного поиска модернизации форм педагогической работы.
Стоит заметить, что, несмотря на положительную динамику у большинства учащихся, у небольшой группы детей не произошло никаких изменений, но и отрицательных сдвигов не выявлено ни по одной из методик, таким образом, исследовательская работа не оказала отрицательного влияния.
Проведя качественный анализ полученных результатов, можно сделать вывод, что учащиеся с низким уровнем познавательной мотивации ходят в школу без желания, регулярно пропускают занятия, у них замечено полное отсутствие познавательного интереса и низкая учебная активность. У таких детей наблюдаются трудности в общении с одноклассниками, с учителем, большее количество времени они стремятся проводить у себя дома. У учащихся этой категории преобладают социальные мотивы учения, они стремятся получить знания через похвалу со стороны педагога, одобрение родителей, положительной оценки среди своих товарищей. У детей отсутствует гармоничное сочетание социального и познавательного мотивов, они пассивны на уроках, самостоятельно они не могут справиться с поставленными перед ними задачами, не справляются с письменными работами, плохо читают.
У младших школьников, обладающих средним уровнем развития мотивации, познавательные мотивы сформированы в большей степени. Они комфортно чувствуют себя в школе, не имеют трудностей в общении со сверстниками и учителем, им хочется чувствовать себя учеником, иметь красивые школьные принадлежности, их не привлекает сам процесс учебы. Они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм при ответах на уроке. Их не огорчают полученные неудовлетворительные оценки, и они гораздо лучше осваивают предметы, которые даются им легче, чем остальные.
У учащихся с высоким уровнем познавательной мотивации сформированы учебно-познавательные мотивы, наблюдается высокий уровень учебной активности и большое стремление успешно выполнять все требования учителя. В школу дети ходят с радостью, не любят, когда у них отменяют уроки, у них много друзей в классе, они нацелены на получение и освоение новых знаний, им свойственно гармоничное сочетание социальных и познавательных мотивов учебной деятельности. У них отмечается высокий интерес к познанию, они любят решать задачи, читать, познавательный вид деятельности предпочитают игровой, испытывают сильную тревогу если получают неудовлетворительную оценку.
По результатам опытно-поисковой работы можно сделать вывод, что уровень учебной мотивации учащихся в экспериментальной группе повысился и это говорит о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Эффективность процесса формирования учебной мотивации младших школьников значительно повысится, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы реализуются определенные педагогические условия.
Наблюдение за ходом работы показало интерес к урокам с использованием информационных технологий не только со стороны детей, но и учителя. Предложенные методы дают возможность для саморазвития ученика и педагога. Новые программы появляются каждый месяц, а значит, растут и педагогические возможности.
Использование средств информационных технологий при ведении урока повышает уровень первоначального усвоения нового материала, у детей возникает стремление учиться, ходить в школу. Многие учащиеся начинают проявлять интерес к таким сложным наукам, как русский язык. Проявляя свой интерес и обладая умениями работы с компьютером, дети участвуют в конкурсах и викторинах месте с родителями.
Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Представленные в исследовании формы работы, являются эффективным средством развития мотивации учебной деятельности младших школьников. Мы учитывали во взаимодействии с детьми, что познавательная деятельность включается в себя не только процесс целенаправленного обучения, которым руководит педагог, но и самостоятельное, стихийное овладение ребенком определенными знаниями.
Из всего вышесказанного следует, что учитель, используя материал учебной программы, способен создать необходимые условия для развития соответствующей положительной мотивации. Если же мотивация связана у детей с результатами учения, то условиями для ее поддержания могут стать похвала и поощрение, показ полезности знаний, усваиваемых детьми для будущего и т.п. Если мотивация связана с целью учения, то для ее поддержания может служить информация о достигнутых результатах, формирование познавательных интересов, методика проблемного обучения. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны увлекательная и живая организация учебного процесса, самостоятельность и активность учащихся, такой метод обучения как исследование, создание условий для проявления индивидуальных возможностей учащихся. Если у учащихся преобладает внешняя мотивация нужно найти в учебном материале такую особенность, интересный факт, который не оставит никого равнодушным.
Стоит отметить, что повышение познавательного интереса – это довольно длительный процесс. Мы получили данные, свидетельствующие о признаках того, что в ходе опытно-поисковой работы у детей экспериментальной группы повысился уровень познавательного интереса. Опытно-поисковая работа прошла успешно, учителю лишь требуется продолжать применять нетрадиционные методы ведения урока для закрепления результата и дальнейшего повышения уровня познавательного интереса.
Опытно-поисковая работа по разработке и апробации модели по формированию мотивации ученой деятельности младших школьников проходила в три этапа.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, состоящее из двух методик, что позволило описать и проанализировать актуальное состояние сформированности учебной мотивации у младших школьников.
Анализ показал, что менее чем у половины детей в обоих классах есть познавательный мотив. Большинство учащихся в обеих группах имеет недостаточный уровень развития мотивации к школе.
С учетом результатов диагностики мы определили группы контрольную и экспериментальную. Группы являются уравненными по количеству (25 человек в одной группе и 24 в другой.).
Результаты первого исследования послужили основанием разработки одели педагогических условий для формирования учебной мотивации у младших школьников.
На третьем этапе после реализации модели проведена повторная диагностика сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников.
После апробации модели педагогических условий показатели значительно изменились. Уровень учебной мотивации учащихся в экспериментальной группе повысился, дети стали стремиться выполнять все школьные требования, заметно радостнее стали посещать школу, приобрели новых друзей, поставили цель в освоении новых знаний, у них сформировалось гармоничное сочетание социальных и познавательных мотивов учебной деятельности.
Таким образом, результаты последнего этапа исследования дают основание утверждать, что опытно-поисковая работа по формированию мотивации учебной деятельности у младших школьников доказала свою эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами был проведён анализ научной литературы по проблеме создания педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование и развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников. Мы рассмотрели особенности формирования мотивации и основные проблемы ее развития в педагогике. Нами также была разработана модель педагогических условий и методические рекомендации для педагогов по организации сферы мотивации, проведена опытно- поисковая работа по проверке ее результативности на практике.
В эмпирической части работы представлены результаты исследования по развитию положительной учебной мотивации учащихся.