Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Описание модели педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
Методическое обеспечение учебных пособий и учебников УМК «Школа России» построено с учётом возможности продуктивного применения в педагогической практике широкого спектра современных технологий образования, форм и методов обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации деятельности учения:
- Ориентирование структуры и всего учебного материала, способов его представления на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;
- преобладание проблемно-поискового метода обучения, вопросов и задания, активизирующих инициативу учащихся;
- творческие задания, проекты, учебные диалоги, практические работы;
- возможности для моделирования изучаемых явлений и объектов окружающего мира;
- возможности для личностно-ориентированного и дифференцированного образования детей, реализации педагогики сотрудничества;
- возможности для работы с современными информационно- образовательными ресурсами, использование электронных образовательных программ, информационно-коммуникационных технологий, многообразных мультимедийных приложений (программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски, DVD-видео), интернет-ресурсов;
- ориентация на здоровье сбережение учащихся начальных классов;
- возможности для многообразия организационных форм обучения: парной, индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной.
В системе учебников УМК «Школа России» учитываются возрастные и психологические особенности учащихся, различные возможности учения детей. В этой связи и для достижения конкретных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены различные упражнения, задания и задачи, ребусы, обучающие игры, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, которые способствуют повышению мотивации обучающихся.
Для повышения мотивации к тому или иному предмету в системе учебников УМК «Школа России» предусмотрены различные рубрики, такие как «Наши проекты», представленные в учебниках с первого по четвертый классы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности детей в учебниках иностранных языков, технологии и информатики, «Готовимся к олимпиаде», «Странички для любознательных», «Занимательные странички» и др., отражающие дополнительный интересный материал, занимательные задания и вопросы по русскому зыку, математике, литературному чтению, окружающему миру и другим предметам.
В методическом аппарате УМК «Школа России» ведущая роль отводится методу проблемного поиска. Он предполагает в содержании системы учебников разные возможности создания на уроке проблемных ситуаций, отбор и поиск необходимой информации, выдвижения предположений, формулирование выводов и доказательств.
Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода повышает мотивацию учения, способствует развитию способности ребёнка принимать и понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, оценивать и контролировать её результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу, т. е. формирует регулятивные УУД.
Проблемно-поисковый метод средствами комплекса «Школа России» дает возможность учителю построить гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к конкретной ситуации в педагогике и специфике содержания образования, учитывать индивидуальные возможности и особенности детей, их склонности и интересы. В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения большого спектра приемов и методов исследовательского, эвристического характера, целенаправленного развития самостоятельности учащихся их познавательной активности.
1.2. Модель педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Уже на протяжении десятилетий моделирование является одним из самых актуальных методов научного исследования, широко применяется в педагогических изысканиях. Метод моделирования даёт возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании - сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций.
Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [7].
Наглядные модели часто используются в ходе обучения. Модели помогают обучающимся визуально представить объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия.
Условно модели можно подразделить на три вида: физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем) [19]. Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.
Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности.
Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.
Важным свойством модели является наличие в ней творческой фантазии. Формами моделирования, скажем, воспитательного процесса могут стать концепции, парадигмы, различные сценарии, деловые и познавательные игры и т.д.
Процесс создания модели достаточно трудоемкий, исследователь как бы проходит через несколько этапов.
Первый – тщательное изучение опыта, связанного с интересующим исследователя явлением, анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели.
Второй – составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанной программой, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели.
Третий – создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе исследователь как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса (или проекта), который собирается воплотить.
В педагогике моделирование успешно применяется для решения важных дидактических задач. Например, педагог-исследователь может разработать модели: оптимизации структуры учебного процесса, активизации познавательной самостоятельности учащихся, личностно-ориентированного подхода к учащимся в учебном процессе [33].
С позиции целевой направленности в педагогике выделяются следующие виды моделей:
- учебные модели – это наглядные пособия, различные тренажёры, обучающие программы;
- опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Такие модели называют также натурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик;
- научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений;
- игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры, воссоздающие поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учётом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника;
- имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют её. Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разные условия [8].
Разработанная нами модель является примером имитационной модели педагогических условий формирования учебной мотивации.
Модель педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы состоит из целевого, мотивационного, содержательного и результативного компонентов.
В контексте нашей научной проблемы и разработанной модели основополагающим компонентом является целевой, так как именно он обозначает стратегию всего педагогического исследования. Достижение поставленной цели осуществляется на основе обозначенных принципов обучения: научности, наглядности, последовательности и системности, единства сознания и деятельности, прочности усвоения знаний, умений и навыков, проблемного обучения.
Моделью предусмотрено применение определенных приемов, мотивирующих процесс обучения. Основными исходными положениями функционирования учебной мотивации выступают классические принципы дидактики. Наша модель включает в себя комплекс диагностических методик, а также систему критериев и показателей, по которым можно судить об уровнях развития учебной мотивации учащихся.
Результативный компонент оценивает эффективность образовательного процесса, которая проявляется в виде позитивных изменений в уровнях развития мотивации учащихся.
Таким образом, нами предлагается следующая модель педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которая схематично изображена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Описание модели
1. Содержание учебного материала.
Содержание обучения или учебная информация вне потребности ребенка не имеет для него какого-либо значения и сама по себе не побуждает к деятельности, следовательно, должна быть такая форма подачи материала которая будет вызывать у учащихся эмоциональный отклик и активизировать познавательные процессы.
Для этого необходимо создать особый подход к изучению учебного материала или изменить характер его преподнесения. Например, можно использовать такие формы подачи материала как аналитический, разъяснительный, логический, проблемный и другие. Очень важно делать акцент на различных элементах и привлекательных сторонах содержания материала, открывать новое в известном, демонстрировать достижения современной науки, интересные и необычные факты, парадоксы и противоречия. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами также вызывают у детей большой интерес.
2. Стиль общения учителя и учащегося.
Стиль педагогического общения и деятельности учителя оказывает непосредственное влияние на формирование мотивов учения. Авторитарный стиль способствует формированию «внешней» мотивации учения, а мотив «избегания неудачи», тормозит формирование внутренней мотивации. Демократический стиль взаимодействия педагога с учениками, наоборот, благоприятствует формированию внутренней мотивации, а либеральный стиль в свою очередь формирует мотив «надежды на успех», то есть снижает мотивацию учения.
В процессе педагогического общения очень важно проявлять доверие к возможностям и силам учащихся, проявлять личное отношение к ученику, классу, высказывать собственное мнение. Демонстрируя собственные качества и данные личности в плане эрудиции, общения, деловых качеств, отношения к предмету, учитель побуждает тем самым учащихся к подобным проявлениям. Необходимо организовать дружеские и доверительные взаимоотношения в коллективе с помощью взаимопроверки, обмена мнениями и взаимопомощи.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Каждый раздел или тема должна состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
1 этап – мотивационный. Он включает в себя сообщение учителя, для чего и почему учащимся нужно изучать данный раздел учебной программы, какова основная учебная задача предлагаемой работы. На этом этапе важно обратить внимание на требования к учащимся и их предъявление. Они могут быть разными по содержанию (могут быть направлены на дисциплину или на работу); по форме (развернутые, свернутые); как алгоритмы (групповые и индивидуальные, детальные и общие, косвенные и прямые).
Структура этого этапа включает в себя 3 учебных действия. Создание проблемной ситуации, которая вводит учащихся в содержание предстоящей темы. Этого можно достигнуть с помощью следующих приемов: постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь ознакомившись с данной темой; рассказа учителя о практической и теоретической значимости предлагаемой темы; рассказа о том, как решали данную проблему в истории науки. Формулировка основной учебной задачи как подведение итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является целью деятельности учащихся на уроке. Рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля возможностей по освоению данной темы. После постановки задачи необходимо наметить и обсудить план дальнейшей работы, выяснить, что нужно знать и уметь для изучения этой темы, чего не хватает учащимся, чтобы решить поставленные задачи, то есть создать условия необходимости подготовки к изучению материала.