Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Введение
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона). ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер. Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.
Актуальность заключается в необходимости оперативно-розыскных служб осуществляющих правоохранительную деятельность, целью которых является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность нормативных актов, регулирующих группы общественных отношений между государством и лицом в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества затруднена или невозможна.
Такое регулирование носит функционально-служебный характер и осуществляется:
- федеральными законами РФ;
- нормативно-правовыми актами РФ;
- ведомственными и межведомственными подзаконными актами.
К первой группе нормативных актов относится Конституция РФ как базовый источник регулирования ОРД в России. Так, в ст.2 Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, подлежащие защите; в ст.23 - неотъемлемые права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а в ст.25 - право на неприкосновенность жилища. Ограничение указанных прав допускается только в случаях, установленных федеральным законодательством в той мере, в какой это необходимо в целях защиты от преступных посягательств в отношении жизни, здоровья, прав и интересов других лиц, а также интересов общества и государства. Конституция же гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46)[1].
“Ядром” правовой основы оперативно-розыскной деятельности являются правовые нормы Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”. Будучи законодательным актом, закон регулирует отношения в области оперативно-розыскной деятельности, определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскных действий (мероприятий).
К другим правовым актам этой группы относятся федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с оперативно-розыскной деятельностью. К ним относятся:[2]
- Уголовный кодекс РФ (вступил в силу 1 января 1997 г.);
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (в ред. от 21 декабря 1996 г.);
- Уголовно-исполнительный кодекс РФ (от 8 января 1997 г.);
- Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” (от 11 марта 1992 г.);
- Закон РФ “О государственной тайне” (от 21 июля 1993 г.);
- Закон РСФСР “О милиции” (от 18 апреля 1991 г., в ред. от 31 марта 1999 г.);
- Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (от 21 июля 1993 г.);
- Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” (от 20 февраля 1995 г.);
- Федеральный закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (от 20 апреля 1995 г.);
- Федеральный закон “О прокуратуре РФ” (от 17 января 1992 г.);
- Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” (от 15 июля 1995 г.);
- Федеральный закон “О связи” (от 16 февраля 1995 г.);
- Федеральный закон “О государственной дактилоскопической регистрации в РФ” (от 25 июля 1998 г.);
- Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах” (от 8 января 1998 г.).
Ко второй группе относятся акты Президента РФ, парламента (как представительного и законодательного органа РФ), Правительства РФ[3].
В настоящее время действуют следующие Указы Президента РФ, связанные с ОРД органов внутренних дел:
- Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств (от 3 апреля 1995 г. № 334);
- Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (от 30 ноября 1995 г. № 1203);
- О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (от 9 января 1996 г. № 21);
- О мерах по усилению борьбы с терроризмом (от 7 марта 1996 г. № 338);
- О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (от 18 апреля 1996 г. № 567);
- Положение о Министерстве внутренних дел РФ (от 22 апреля 1996 г. № 586);
- Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера (от 6 марта 1997 г. № 188).
Правительством РФ приняты следующие постановления, регламентирующие отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел:
- Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью (от 17 ноября 1994 г. № 1272);
- Об утверждении перечня предметов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения (от 6 марта 1996 г. № 260);
- О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите (от 17 июля 1996 г. № 831);
- Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола (от 14 октября 1996 г. № 1190);
- Об утверждении Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел; и др.
К третьей группе относятся нормативные акты ведомств[4], осуществляющих ОРД либо ее контролирующих (в т.ч. совместные). Нормативные акты МВД России содержат детализацию вопросов, раскрывающих сущность сил, средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности, а также организацию и тактику их использования оперативными подразделениями системы МВД России в борьбе с преступностью. Значительная часть этих нормативных актов, как правило, носит закрытый (служебный или секретный) характер[5].
Совместные ведомственные нормативные акты регулируют отношения нескольких ведомств по поводу осуществления ОРД. К ним можно отнести:
- Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп (см. приложение к Приказам Генерального прокурора от 17 мая 1995 г. № 32, Министра внутренних дел от 12 мая 1995 г. № 199, директора ФСБ от 18 мая 1995 г. № 73, директора ФСНП от 22 мая 1995 г. № 278);
- Межведомственную инструкцию об основах организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий (объявлена совместным Приказом ФСБ, МВД, СВР, ФСО, СБ, ФПС, ФСНП и ГТК РФ от 19 июня 1996 г.);
- Указание Генерального прокурора РФ от 20 июля 1996 г. № 44/15 и Министра внутренних дел РФ от 25 июля 1992 г. № 1/12812 “О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”; и др.
К этой же группе относятся нормативные акты (приказы) Генеральной прокуратуры РФ, хотя и не входящие в число правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, но связанные с надзором за ее осуществлением:
- Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений (от 29 июня 1994 г. № 31);
- Об организации надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (от 9 августа 1996 г. № 48); и др.
Особую группу правовых норм, регулирующих отношения в сфере ОРД, составляют некоторые договоры и соглашения международно-правового характера. К ним следует отнести:
- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 г.);
- Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (от 10 декабря 1984 г.);
- Венскую конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств (от 1988 г.);
- Декларацию ООН о защите всех лиц от насильственного исчезновения (от 18 декабря 1992 г.).
Разновидностью норм этой группы являются соглашения, заключенные МВД России с аналогичными министерствами государств - членов СНГ (см. Приложение 4).
Кроме того, МВД России заключило двухсторонние соглашения с правоохранительными органами отдельных зарубежных стран, содержащие положения, касающиеся ОРД (см. Приложение 5), а также двухсторонние договоры о правовой помощи (в т.ч. по уголовным делам):
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с преступностью (от 21 июля 1995 г.);
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам (от 6 февраля 1996 г.).
Анализ правовых норм, регулирующих институты оперативно-розыскной деятельности, позволяет сделать вывод, что они определяют организационные, процессуальные (оперативно-процессуальные) и содержательные - оперативно-тактические (материальные) отношения в этой сфере деятельности ее субъектов.
Морально-этические основы приобретают особую актуальность в современных условиях осуществления ОРД .
Являясь непременным условием профессиональной деятельности подразделений и должностных лиц, реализующих эту государственно-правовую функцию, мораль и этика указывают на сложность и разноплановость (многоаспектность) оперативной работы.
Мораль по отношению ко всем видам человеческой деятельности занимает особое место. Преступное посягательство на права и свободы личности, общества и государства с позиции морали всегда рассматривалось как социальное зло.
Тяжкие, неочевидные преступления подготавливаются и совершаются, как правило, с применением оружия или новейших научно-технических средств и технологий, с маскировкой или уничтожением следов содеянного и другими ухищрениями. Поэтому государство, защищая конституционные интересы своих граждан, наделяет правоохранительные органы правом использования специальных (оперативно-розыскных) сил, средств и методов для своевременного выявления, предупреждения и раскрытия таких преступлений. В этом, прежде всего и проявляется глубоко нравственный и гуманный характер оперативно-розыскной деятельности.
Нравственное значение цели, средств и практического результата определяет нравственную ценность оперативно-розыскной деятельности. Причем морально-этическим критерием здесь выступает не пресловутая целесообразность, когда “цель оправдывает средства”, а интересы государства, выражающие самые разнообразные отношения между людьми. Стратегический аспект этих отношений охватывает моральные ценности (идеалы) и имеют моральную ориентированность. Вот почему в центре внимания находятся проблемы не только обоснования благородства целей, но и оправданности, допустимости средств их достижения.[6]
Морально-правовая оценка различными представителями общества применяемых в оперативно-розыскной деятельности средств никогда не была единодушной, однозначной. Напротив, она была нередко полярной, в зависимости от того, какое положение относительно преступления занимает тот или иной индивид: одна позиция у потерпевшего, другая - у преступника.
Моральные , нравственно-этические аспекты борьбы с преступностью всегда вызывали и вызывают серьезные дискуссии. Инструментарий, который государство использует для защиты своих интересов, прав и свобод человека и гражданина, обычно соответствует нравственным ценностям общества. При этом использование одного и того же инструмента может быть оценено как полезное или вредное. В этом смысле негласное наблюдение, перлюстрация корреспонденции, оперативный эксперимент и подобные ОРМ находятся в определенном противоречии с нормами морали. Но в борьбе с преступностью общество вынуждено использует адекватные средства. В связи с этим задачей законодателя является разработка правового механизма их применения, методов контроля и надзора.[7]