Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
Введение
Представленная тема актуальна тем, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные государственные органы. У каждой службы, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность своя структура, задачи, функции, принципы, а также способы осуществления данного рода деятельности.
Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Всего лишь обращено внимание на некоторые из них.
Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» регламентировал одну из постоянных функций государства - деятельность, с одной стороны, по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и средств, а с другой - по обеспечению безопасности личности, общества и государства, с использованием негласных возможностей.
Целью настоящей работы является органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.
Объектом является - общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Предмет: задачи, права, обязанности органов оперативно-розыскной деятельности.
Задачи:
- дать понятие оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
- определить понятие, задачи, принципы ОРД
- дать характеристику органов осуществляющих ОРД
- дать понятие органам, осуществляющих ОРД
- рассмотреть права органов, осуществляющих ОРД
- показать обязанности органов, осуществляющих ОРД
- проанализировать проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Статья 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности и в общей форме закрепляет их полномочия в сфере ОРД. Из содержания статьи следует, что перечень таких подразделений определяется только применительно к территории Российской Федерации. Соответственно, перечень подразделений, которым предоставлено право осуществления ОРД за пределами территории России, не соответствует указанному в комментируемом Законе.[1]
Правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, как видно из статьи, наделены только оперативные подразделения перечисленных в ней органов. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют ОРД. Следовательно, должностные лица других подразделений, входящих в структуру перечисленных государственных органов, не вправе самостоятельно проводить оперативно-розыскные мероприятия, а могут лишь привлекаться для их проведения должностными лицами оперативных подразделений указанных органов.
Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, указанных в комментируемой статье, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственным распределением функций и в пределах установленных полномочий.
В частности, в МВД России правом проведения ОРМ наделены оперативные подразделения криминальной милиции, в которую входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; оперативно-розыскной информации. В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
В структуре Федеральной службы исполнения наказаний правом проведения ОРМ наделены: оперативное управление и подчиненные ему подразделения территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, управление следственных изоляторов и тюрем и оперативные подразделения СИЗО и тюрем, оперативно-техническое и поисковое управление и подчиненные им подразделения территориальных органов.
В ФСКН России осуществлять ОРД уполномочены подразделения Оперативно-розыскного департамента, собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения и подчиненные им подразделения территориальных органов.[2]
Законодатель определил, что только оперативные подразделения перечисленных в ч.1 статьи 13 наделены правом на осуществление ОРД.[3] Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом, а именно самим Законом об ОРД либо федеральным законом, который вносит в него изменения и дополнения.
Руководители, уполномоченные на принятие юридически значимых решений в сфере ОРД, но не входящие в штат оперативных подразделений, не вправе осуществлять ОРД, а лишь наделены полномочиями по контролю за ее осуществлением. Должностные лица органов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней (прокуратуры), осуществляющие финансовый контроль, судьи и лица, привлекаемые к проведению ОРД, не относятся к органам, осуществляющим ОРД (оперативным подразделениям). И хотя они могут быть участниками оперативно-розыскных отношений, тем не менее не наделены правом осуществления ОРД даже в ограниченном объеме. В частности, уполномоченные прокуроры осуществляют надзор за ОРД, судьи санкционируют проведение отдельных ОРМ, но сами не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Физические лица, являющиеся объектами ОРД, наделены субъективными правами, предусмотренными комментируемым Законом, являются участниками оперативно-розыскных отношений, но к субъектам ОРД не относятся. Это же можно сказать и о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, как гласно, так и конфиденциально.
В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" упоминаются такие участники оперативно-розыскных отношений, как специалисты, операторы связи, следователи, дознаватели и др. Указанные категории лиц не входят в штат оперативных подразделений и поэтому не наделены правом осуществления ОРД.[4][5]
Комментируемая статья содержит бланкетные нормы. В этой связи для уяснения ее содержания и правильного практического применения изложенных в ней предписаний следует руководствоваться нормами ряда законодательных и иных нормативных правовых актов.
Так, согласно законодательному предписанию органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Под полномочиями органов, осуществляющих ОРД, понимается совокупность их прав и обязанностей, вытекающих из задач и функций этих органов, которые определены соответствующими отраслевыми законами и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, для определения и разграничения полномочий органов - субъектов ОРД следует руководствоваться: Законом Российской Федерации "О милиции"; Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности"; Федеральным законом "О государственной охране"; Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; Федеральным законом "О внешней разведке"; Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"; Федеральным законом "О борьбе с терроризмом"; Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Таможенным кодексом Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.
Компетенция органов - субъектов ОРД определяется исходя из подследственности преступлений, определенной ст.151 УПК РФ.[6]
Компетенция органов - субъектов ОРД ограничивается и нормами комментируемого Закона. В частности, оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст.6 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".)
К исключительной компетенции оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности отнесено проведение оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.8.1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
Законодатель не проводит жесткого разграничения в компетенции органов, отнесенных к числу субъектов ОРД. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию не только шпионажа, террористической деятельности, но и организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, обязанностью борьбы с которыми наделены и другие государственные органы, в частности органы внутренних дел, таможенные органы Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.[7] Это связано с тем, что законодателем определена общая сфера ответственности субъектов ОРД, но разграничивается лишь область деятельности оперативных подразделений. Например, если деятельность незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, то выявление и пресечение таких преступлений относится к компетенции ФСБ; если их деятельность преследует не политические, а корыстные цели, то борьба с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами или деяниями отдельных лиц относится к компетенции органов внутренних дел, таможенных или других органов - субъектов ОРД.
В ситуации, когда обязанность выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, определенных одними и теми же нормами УК РФ, возложена одновременно на различные органы - субъекты ОРД, их компетенция может определяться исходя из положений законодательных актов, регламентирующих борьбу с этими видами преступлений. Так, субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации. Вместе с тем в этой сфере к компетенции Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ее территориальных органов в субъектах Российской Федерации отнесена борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также предупреждение, выявление и пресечение международной террористической деятельности. К компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации отнесено предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов и т.д. (ст.7 Федерального закона "О борьбе с терроризмом").[8]