Файл: Анализ внутренней и внешней среды организации (Внешняя среда деятельности организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды деятельности организации
1.1 Внешняя среда деятельности организации
1.2 Внутренняя среда деятельности организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды деятельности ЗАО «Центр рекламных технологий»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка микросреды деятельности ЗАО «Центр рекламных технологий»
2.3 Анализ макросреды деятельности организации
Глава 3. Совершенствование деятельности ЗАО «Центр рекламных технологий»
Таким образом, был проведен SLEPT-анализ и выявлены оценки, характеризующие реальное состояние социальной, правовой, экономической, политической и технологической сфер.
Исходя из полученных данных видно, что наибольшую положительную оценку имеет поддержка бизнеса органами государственной власти (хотя и не самую высокую), что характеризует наиболее благоприятное воздействие на отрасль рекламных технологий.
Следующей по положительному воздействию следует социальная сфера, которая характеризуется оценкой 1,9, что обуславливает, скорее, недавнюю стабилизацию в сфере.
Состояние экономической сферы характеризуется отрицательным значением.
Состояние технологической сферы на данном этапе экономического развития находится в тяжелом положении, что очень пагубно сказывается на развитии рекламного бизнеса в России. Что касается правовой сферы, то ее состояние оценивается практически самой низкой оценкой, что выявляет очевидные проблемы для рекламного бизнеса со стороны правовой защищенности.
Далее представим оценку меры влияния набора факторов внешней среды (таблица 2.9). Для проведения данного анализа привлечены эксперты Центра маркетинга и общественных связей ОАО «Северсталь» (3 человека).
Как видно на основании данных, представленных в таблице 2.9, наибольшие возможности для дальнейшего развития ЗАО «ЦРТ» предоставляют факторы «демография», «потребители» и «технология».
Таблица 2.9 - Оценка меры влияния набора факторов внешней среды
Факторы |
Мера влияния |
Итого |
|||||||||
Угрозы |
Возможности |
||||||||||
-50 |
-40 |
-30 |
-20 |
-10 |
+10 |
+20 |
+30 |
+40 |
+50 |
||
Государственные органы |
|||||||||||
Текущее законодательство |
+ |
-10 |
|||||||||
Высокие ставки по налогам |
+ |
-10 |
|||||||||
Всего |
-20 |
||||||||||
Демография |
|||||||||||
Структура населения (возрастная, половая) |
+ |
+10 |
|||||||||
Плотность населения |
+ |
+20 |
|||||||||
Численность населения |
+ |
+20 |
|||||||||
Всего |
+50 |
||||||||||
Экономика |
|||||||||||
Высокие доходы предприятий |
+ |
+40 |
|||||||||
Высокие проценты по кредитам |
+ |
-20 |
|||||||||
Уровень инфляции |
+ |
-40 |
|||||||||
Всего |
-20 |
||||||||||
Поставщики |
|||||||||||
Высокие цены комплектующих |
+ |
-30 |
|||||||||
Низкое качество |
+ |
-30 |
|||||||||
Политика работы |
+ |
+10 |
|||||||||
Всего |
-50 |
||||||||||
КОНКУРЕНТЫ |
|||||||||||
Каналы сбыта |
+ |
-20 |
|||||||||
Низкие цены |
+ |
-30 |
|||||||||
Реклама |
+ |
-20 |
|||||||||
Высокое качество |
+ |
-30 |
|||||||||
Всего |
-100 |
||||||||||
ПОТРЕБИТЕЛИ |
|||||||||||
Высокие спрос |
+ |
+40 |
|||||||||
Платежеспособность |
+ |
+50 |
|||||||||
Структура |
+ |
+30 |
|||||||||
Предпочтения |
+ |
+30 |
|||||||||
Всего |
+150 |
||||||||||
Технология |
|||||||||||
Методы |
+ |
+10 |
|||||||||
Материалы |
+ |
+30 |
|||||||||
Новизна |
+ |
+30 |
|||||||||
Всего |
+70 |
||||||||||
Итого |
+80 |
Таким образом, мы видим, что на уровне мер влияния государственных органов значение данного показателя равен (–20), так как текущее законодательство и высокие ставки по налогам отрицательно сказываются на развитии рекламного бизнеса.
По фактору «Демография» наблюдается положительная тенденция (+50), так как показатель структуры населения является положительным (+10), плотность населения также положительна в последние годы (+20), а также численность населения в последние годы стабильно увеличивается (+20).
Фактор «Экономика» в состоянии финансового кризиса находится в отрицательном положении (–20).
Фактор «Поставщики» также находится под угрозой (–50). Наиболее отрицательным является такие показатели, как «высокие цены комплектующих» (–30), «низкое качество» (–30), однако политика работы предприятий положительна (+10).
Фактор «Конкуренты» также находятся в секторе угроз. Общее значение фактора находится в отрицательном положении (–100).
Фактор «Потребители» является наиболее положительным в данном наборе факторов, так как положительное значение данного фактора равно (+150).
Фактор «Технология» также имеет свои возможности (итоговое значение факторов +80).
Таким образом, наибольшие угрозы заключаются в росте инфляции, высоких ценах и низком качестве комплектующих от поставщиков, а также в давлении конкуренции.
При проведении анализа микросреды, более детально были изучены непосредственное окружение ЗАО «ЦРТ»: покупатели, поставщики и конкуренты.
1) Покупатели.
Основные клиенты ЗАО «ЦРТ» – предприниматели, как с образованием, так и без образования юридического лица. Проведем АВС-анализ покупателей в зависимости от сферы их деятельности.
Таблица 2.10 - АВС-анализ покупателей в зависимости от сферы их деятельности за 2018 год
Группа |
Покупатель (сфера деятельности) |
Оборот, тыс. руб. |
% оборота |
А |
Бытовая техника |
5571,6 |
31,19 |
Аудио, видео, кино и фототехника |
4678,8 |
26,20 |
|
Средства связи и оборудование |
3250,2 |
18,20 |
|
Б |
Услуги связи |
1285,7 |
7,19 |
Оргтехника, цифровая техника, компьютеры |
732,2 |
4,10 |
|
Мебель (торговля, производство) |
500,0 |
2,79 |
|
Продукты питания (торговля, производство) |
375,0 |
2,09 |
|
Автотранспорт, автозапчасти, автосервис |
372,0 |
2,08 |
|
Бытовая химия |
267,9 |
1,50 |
|
В |
Электрооборудование |
196,4 |
1,09 |
Сантехника |
142,8 |
0,79 |
|
Материалы для ремонта и строительства |
142,7 |
0,79 |
|
Ресторан, кафе, столовая |
125,0 |
0,69 |
|
Косметика, парфюмерия и средства по уходу за кожей |
89,3 |
0,50 |
|
Книги, канцелярские товары |
53,6 |
0,30 |
|
Косметические и парикмахерские услуги |
35,7 |
0,19 |
|
Медицинские услуги |
21,2 |
0,12 |
|
Лекарственные препараты и пищевые добавки |
17,9 |
0,10 |
|
Всего |
17858 |
100 |
Таким образом, видно, что предприятия, торгующие бытовой техникой, аудио, видео, фототехникой, а также средствами связи обеспечивают 75,6% оборота ЗАО «ЦРТ». Причем, данная группа составляет 16,7% от общего числа. То есть, 16,7% покупателей обеспечивают 75,6% оборота.
19,8% оборота предоставляют: предприятия, торгующие услугами связи, оргтехникой, цифровой техникой, компьютерами, автотранспортом, автозапчастями, бытовой химией, а также предприятия, производящие и продающие мебель, продукты питания. То есть, 33,3% покупателей делают 19,8% оборота.
Оставшиеся 50% покупателей обеспечивают 4,6% оборота.
Рассмотрим предпочтения покупателей, обеспечивающих 95,4% оборота ЗАО «ЦРТ» (см. таблицу 2.11 и рисунок 2.5).
Таблица 2.11 - Направления деятельности ЗАО «ЦРТ», предпочитаемые покупателями, делающими 95,4% оборота компании (2018 г.)
Основные направления деятельности |
Выручка (2018 год) |
|
тыс. руб. |
доля, % |
|
несветовая реклама |
6217,2 |
36,5 |
световая реклама |
4547,9 |
26,7 |
полиграфическая продукция |
1771,5 |
10,4 |
полноцветная печать |
2929,8 |
17,2 |
сувенирная продукция |
1567,1 |
9,2 |
ИТОГО |
17033,4 |
100 |
Рисунок 2.5. Направления деятельности ЗАО «ЦРТ», предпочитаемые покупателями, делающими 95,4% оборота компании (2018 год)
Таким образом, видно, что покупатели, обеспечивающие 95,4% оборота компании, предпочитают следующие виды рекламы:
- Несветовая реклама.
- Световая реклама.
Рост крупного бизнеса в г. Череповец усилил конкуренцию в рекламе. Современные заказчики, обращаясь в рекламное агентство, требуют весь спектр услуг: от создания имиджа, до изготовления наружной рекламы. ЗАО «ЦРТ» строит свою деятельность именно по принципу «агентства полного цикла», поэтому большое внимание уделяется профессионализму дизайнеров, менеджеров, изготовителей и монтажников, а также расширению номенклатуры. В отличие от большинства конкурентов, бремя ответственности за согласование проектов в городских органах (Архитектура и Комитет по управлению имуществу) ЗАО «ЦРТ» берет на себя.
1. Имея большой штат, трехэтажное здание в аренде, парк из 4-х автомобилей, кредиты на приобретение высокотехнологичного оборудования ЗАО «ЦРТ» вынуждено держать высокий уровень цен на крупные проекты по сравнению с конкурентами, апеллируя при этом на качество изготовления и монтажа, а также гарантийное и постгарантийное обслуживание.
В размещении наружной рекламы ЗАО «ЦРТ» имеет более высокие, чем у конкурентов, цены. Хотя спрос при этом не уменьшается, так как большинство отдельно стоящих конструкций в городе находится в собственности ЗАО «ЦРТ».
2. Поставщики.
Основными материалами для изготовления наружной рекламы являются:
- поливиниловые пленки различных цветов (самая популярная фирма-изготовитель – Orafol (Германия),
- пленки для несветовой рекламы – серия 641
- для световой рекламы – серия 8500
- пластики (самый популярный размер 2,03х3,05 м, толщина плиты 3, 5, 8, 10 мм),
- оргстекло (самый популярный размер 2,03х3,05 м, толщина плиты 3 мм, цвет – молочное или прозрачное)
- сотовый поликарбонат (самый популярный размер 12,х2,10 м, толщина плиты 4, 6 мм).
До 2018 года поставку в г. Череповец перечисленных материалов осуществляли две фирмы: «Стирол» и «Профи».
Обороты ЗАО «ЦРТ» за 2018 год увеличились до 400 тыс. руб. в месяц, что позволило руководству принять решение о дилерском соглашении с компанией «Ремэкс» на поставку материалов для рекламы, которое обеспечило скидку на поставляемую продукцию. В это же время транспортная компания «Грузовозофф» объявляет о начале перевозок листовых материалов, чем воспользовалось ЗАО «ЦРТ», тем самым, сократив расходы на доставку (на 10% в месяц). Дилерское соглашение выгодно еще и потому, что дает право на продажу материалов в г. Череповец под маркой фирмы «Ремэкс», что в перспективе усилит конкурентоспособность фирмы.
3. Конкуренты.
Конкурентная среда ЗАО «ЦРТ» по основным видам деятельности.
Во-первых, проведем расчет соотношения структуры услуг ЗАО «ЦРТ» в процентном соотношении прибыли от всего количества заказов на основании данных за 2018 год:
1. Размещение рекламы:
- Размещение рекламо-носителей в ТЦ «Новый век» - 1,2%
- Размещение рекламо-носителей в ТЦ «Элби» - 2,3 %
- Размещение рекламо-носителей на отдельно стоящих установках – 11,4%
- Размещение рекламо-носителей на фасадах зданий – 12,3%
- Размещение рекламы на транспорте – 1,6%
2. Изготовление рекламы
- Несветовая реклама – 15,4 %
- Световая реклама (неоновая) – 18,9 %
- Полноцветная печать – 17,4 %
- Полиграфическая продукция – 14,4
- Шелкография – 5,1%
На рисунках 2.6-2.7 представлено процентное соотношение структуры предоставляемых услуг ЗАО «ЦРТ».
Рисунок 2.6. Процентное соотношение структуры предоставляемых услуг ЗАО «ЦРТ» в процентном соотношении прибыли от всего количества заказов на основании данных за 2018 год (размещение рекламы)
Рисунок 2.7. Процентное соотношение структуры предоставляемых услуг ЗАО «ЦРТ» в процентном соотношении прибыли от всего количества заказов на основании данных за 2018 год (производство рекламы)
Таким образом, мы видим, что в структуре предлагаемых услуг ЗАО «ЦРТ» преобладает производство рекламы – 74,4%, а размещение рекламы составляет 25,6% в процентном соотношении прибыли от всего объема заказов за 2018 год.
Во-вторых, необходимо сказать о том, что рынок рекламной продукции условно можно разделить на: рынок производства рекламы и рынок размещения рекламы. Представим распределение конкурентов ЗАО «ЦРТ» на данных рынках, то есть выделим доли рынка.
Смысл измерения доли рынка состоит в том, чтобы исключить влияние внешних факторов, которые оказывают одинаковое влияние на все конкурирующие товары, и благодаря этому дать возможность более точно и правильно оценить конкурентную силу каждого из них.
Таблица 2.12 - Доля рынка фирм-конкурентов на рынке размещения и изготовления рекламы в городе Череповце (в стоимостном выражении)
Организация |
Доля рынка услуг на базовом рынке |
|||
Рынок размещения рекламы, тыс.руб. |
% |
Рынок производства рекламы, тыс.руб. |
% |
|
ЗАО «Центр рекламных технологий» |
6 536 |
7 |
11 321,9 |
33 |
Госпром |
5 854,11 |
8 |
- |
0 |
Апельсин |
5 783, 1 |
6 |
- |
0 |
Карамель |
3 485,2 |
4 |
- |
0 |
Фолиант |
5 687,7 |
6 |
- |
0 |
Домино |
1 678,3 |
2 |
- |
0 |
Тотем |
4 689,4 |
5 |
- |
0 |
Сочи |
3 664,22 |
4 |
7 574,1 |
22 |
Северные Афины |
1 678,2 |
2 |
2 474,11 |
7 |
Стирол |
5 367,4 |
6 |
3 478,4 |
10 |
ПРОФИ |
2 781,3 |
3 |
1 674, 3 |
5 |
Дрим медиа |
1 697,3 |
2 |
678, 42 |
2 |
Кукумбер |
5 773,7 |
5 |
- |
0 |
Мамба |
4 371,2 |
5 |
1 574,6 |
5 |
Порт-Апрель |
6 674,35 |
7 |
- |
0 |
Дизайн Классик |
6 413,1 |
7 |
5 489,44 |
16 |
Президент |
3 771,1 |
4 |
- |
0 |
Старый город |
2 557,3 |
3 |
- |
0 |
ADMOS |
4 678,3 |
5 |
- |
0 |
Символ |
3 478,6 |
4 |
- |
0 |
ИД «Череповецъ» |
8 463,2 |
9 |
- |
0 |
Всего |
89 299,98 |
100 |
34 265,27 |
100 |