Файл: Выбор стиля руководства в организации (Авторитарный стиль).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
Введение
Данную тему я выбрала не случайно. Эта тема отображает мою профессиональную деятельность, в наибольшей степени соответствует моему опыту. Являясь руководителем более 10лет, мне пришлось столкнуться с разными стилями руководства, во всех его проявлениях. Но могу сказать из практики, как правило, современный руководитель многомерен, на него возлагается масса обязанностей, ибо он отвечает за конечный итог производственного, творческого, образовательного или иного процесса.
В своей курсовой работе я постаралась раскрыть наиболее яркие примеры и типы руководителей и стилей (авторитарный, демократический и либеральный) а также одномерность и многомерность руководства и управления.
Ни одна компания, которую возглавляет некомпетентный и равнодушный к конечному результату работы человек, не сможет долго просуществовать. Руководителю необходимо выбрать стиль руководства, который способствовал бы устойчивому развитию предприятия, создавал благоприятную атмосферу в коллективе, стимулировал и удовлетворял персонал.
Целью данной курсовой работы является: определение путей повышения эффективности, функционирования предприятия при применении наиболее эффективного стиля управления, содержащей основные сведения по данной теме.
Источниками для изучения я выбрала соответствующую литературу путём ее анализа. Изучив, многообразие соответствующей информации я постаралась собрать более точные формулировки. Авторы книг, к которым я обращалась при написании данной темы, наиболее точно раскрыли суть и стиль руководящей должности. Так в книги Казначевской Г.Б. Менеджмент- Ростов н/Д: «Феникс», 2017 (Серия «Учебники ХХI века»), хорошо описываются стили руководителей и их типы, которые отображаются на рисунке 3.
Под стилем руководства, можно понимать совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных, которые зависят от ряда факторов.
В учебном пособии по Менеджменту Веснина В.Р в 3-е изд. 2016. Они наиболее ярко представлены. Также в сравнительной таблице стилей руководства сразу отображены наиболее яркие индивиды руководителей, которые встречаются в повседневной жизни.
Глава 1 Понятие стиля руководства
Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.
Власть дается ролью, выполняемой в организации. Она реализуется через законодательные требования, принуждение, вознаграждение, экспертное мнение, убеждение (наиболее эффективный способ), лидерские качества руководителя. Сила не есть право, а способность заставлять события происходить по заданному плану[1].
Лидерство- это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направления их усилия на достижение целей организации.[2]
В современной учебной литературе синонимично употребляются два термина: «стиль управления» и «стиль руководства». Между тем речь идет хотя и о близких, но различающихся понятиях.
Под стилем управления понимается система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.
Стиль руководства – это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.[3]
Стиль подчинения представляет собой совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.
Стиль соподчинения есть совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающих общую задачу.
Стиль руководства – это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности[4]
Стиль руководства это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным; это формы и методы управления коллективом и отдельной личностью
Теория особенностей базируется на условии, что все удачливые руководители обладают исключительными личными качествами, которые и позволяют им добиваться успехов.
Теория ситуации рассматривает управленческие способности человека в связи со сложившимися условиями.
Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях.[5]
Под стилем руководства, как уже было сказано, можно понимать совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных, которые зависят от ряда факторов.
Под стилем руководства, как уже было сказано, можно понимать совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных, которые зависят от ряда факторов[6]:
1) господствующего политического режима (тоталитарного, демократического, либерального), накладывающего отпечаток на все стороны жизни не только общества, но и его отдельных субъектов, в том числе и фирм;
2) размеров, характера деятельности организации и подразделений, существующего в них порядка ведения дел, преобладающей системы ценностей и типа культуры;
3) положения руководителя на иерархической лестнице;
4) позиций высшей администрации;
5) психологических характеристик коллектива, взаимоотношений в нем;
6) индивидуальных качеств руководителя. Руководитель его использует, несмотря на обстоятельства или «наступая на горло собственной песне», ведет себя сообразно тому, как того требует обстановка;
7) личных качеств подчиненных, уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, характера, реакции на воздействие со стороны руководителя;
8) особенностей ситуации;
9) той или иной комбинации перечисленных факторов.[7]
Каждый человек уникален, поэтому, сколько руководителей, столько и стилей руководства[8]
В неординарной ситуации человек способен проявить скрытие лидерские качества. Руководство может быть определено как желание человека доминировать в той области, где он чувствует себя наиболее уверенно.[9]
Выделяют следующие типы руководителей:
• Дистанционный руководитель предпочитает не сближаться с подчиненными, стремясь сохранить авторитет и высоту положения.
• Контактный руководитель строит тесные взаимоотношения, предпочитает эмоциональные контакты.
• Целеполагающий руководитель предпочитает постановку целей деятельности.
• Проблемно-ориентированный руководитель выбирает постановку проблем и предоставляет свободу при их разрешении.
• Делегирующий руководитель стремится к передаче своих полномочий подчиненным.[10]
Однако в поведении руководителя можно наблюдать определенные типичные черты, имеющие ту или иную степень выраженности. Это служит основанием для выделения различных типов руководителей.[11]
Рассмотрим основные моменты классификации стилей руководства.
По способу воздействия на подчиненных в процессе принятия решений и осуществления управленческой деятельности можно выделить авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный стили[12].
В зависимости от объекта приложения стили могут быть общими, групповыми или индивидуальными.
По форме стиль руководства может быть деловым (рациональным), бюрократическим, попустительским.
По способу передачи распоряжений выделяют побуждающий, убеждающий, принуждающий стили.
Исходя из характера использования стили делятся на одномерные (по отношению к подчиненным всегда применяется только один какой-то стиль или комбинация элементов стилей) и многомерные (допускается смена стилей в зависимости от ситуации, особенностей руководителей и исполнителей и проч.). Эта практика получила в западном менеджменте название «метод двух шляп».[13]
Стили можно свести к двум противоположным: демократическому и авторитарному.[14]
Стиль руководства оказывается реальным способом управления. Можно обозначить следующие схемы действий руководителя:
• самостоятельно принимает и объявляет решение;
• предлагает варианты решения подчиненным сотрудникам;
• предлагает новые идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения;
• определяет условия и поручает принять решение персоналу;
• делегирует решение проблемы персоналу.[15]
Об эффективности того или иного стиля судят по следующим показателям:
• общим результатам деятельности организации (темпам роста, производительности, норме прибыли и др.);
• динамике затрат времени, материальных и денежных средств;
• четкости и рациональности действий персонала;
• морально-психологическому климату, внутренней конфликтности, состоянию трудовой и исполнительской дисциплины
• уровню инициативы и творческой активности исполнителей;
• восприятию руководителей коллективом и окружением[16]
Исторически первым и до сегодняшнего момента, и наиболее распространенным на практике стилем руководства является авторитарный. Он считается универсальным, часто у первых лиц.[17] Его характерными чертами являются:
1) централизация всей власти в руках руководителя и принятие им единоличных решений, которые впоследствии навязываются исполнителям;
2) дистанцирование его от подчиненных и преобладание между ними официальных отношений;
3) отдача исполнителям в приказной форме распоряжений без объяснения их связи с общими целями и задачами организации;
4) широкое использование администрирования, наказаний.
Манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным описал Дуглас Мак - Грегор. Точка зрения Мак - Грегора известна в менеджменте как «Теория Х» и «Теория У». Руководители автократического и демократического стилей по разному представляют себе поведение работников и то, как надо управлять людьми.[18] Рассмотрим рисунок 1
Рисунок 1
Наиболее общая характеристика предусматривает разделение на авторитарный и демократический стили руководства[19]
Авторитарный взгляд на управление ведет к прямому регулированию и жесткому контролю, демократический поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
В результате в организации (подразделении) формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производственных конфликтов.
В «чистом» виде вряд ли можно наблюдать проявление какого-либо стиля. Правильнее говорить о тяготении конкретного руководителя либо к демократическому, либо к автократическому руководству, в зависимости от того, насколько в поведении данной личности выражены те или иные характеристики.[20]
Среди существующих в современном менеджменте подходов к определению стилей руководства наиболее общей остается типология, различающая ориентированный на задачу, личностно-ориентированный, авторитарный, демократический, нейтральный стили деятельности руководителя[21]
Автократический стиль предполагает, что его черты выражены максимально ярко. Руководитель рассматривает подчиненных как «говорящие орудия», держит «в ежовых рукавицах», наказывает за любые провинности, игнорирует их проблемы и саму личность.
При патерналистской разновидности авторитарного стиля эти крайности во многом сглажены. Организация рассматривается как одна семья, а руководитель - ее глава. Он заботится о подчиненных, интересуется их мнением, предоставляет им некоторую самостоятельность, но под жестким контролем со своей стороны, ожидая от НИХ преданности, благодарности, беспрекословного подчинения.[22]