Файл: Теории происхождения права (Возникновение и развитие подходов к пониманию права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Право, относится к числу весьма сложных явлений общества, которые также являются и весьма важным. Современное цивилизованное общество, не может существовать, без права. В связи с этим, большую роль, получило изучение права. Также, необходимо изучение его функций, и теорий по происхождению. Актуальность данной курсовой работы, заключается в том, что любое человеческое общество, которое осуществляет совместную сознательную деятельность людей, не может воплощаться и модернизироваться, без определенных социальных регуляторов, характеризующих поведение. В древние времена, пока индивидом не происходило выделение себя, из общего первобытного стада, для того, чтобы выразить некую социальность, было достаточно установить определенный ряд запретов, которые по своему содержанию, были близки естественным требованиям по поддержанию самого человеческого рода. К примеру, запрет кровосмешения в браке, которым резко ухудшалась здоровая наследственность.

Появление права, в качестве сферы свободы, а также его реализация, главным образом зависели от того уровня культуры, духовности, моральных принципов у человека, а также той среды, в которой этот человек жил, творил. Также имеет значение характер материальных отношений. Процесс по изучению процесса происхождения права, дает возможность, значительно лучше понять, социальную природу права, его особенности, а также черты. Она дает возможность, провести анализ причин и условий по его возникновению и развитию. Дает возможность, более четко определить, все функции, которые свойственны для права. Основные функции, является определение основных направлений по его деятельности, более точно установить его место, а также роль в жизни общества, и политической системы.

В качестве объекта курсовой работы, выступают теоретические основы понятия права.

В качестве предмета курсовой работы определение права, а также его источников.

Целью курсовой работы, выступает рассмотрение понятия права, его понятия, теорий происхождения.

Поставлены следующие задачи курсовой работы:

- изучить причины для возникновения права;

- провести анализ развития подходов, к пониманию права;

- выявить современное понимание права, в российской науке;

- изучить теории по происхождению права;

- изучить основные характеристики права, в объективном свойстве, а также социальной ценности права.

В работе использовались материалы таких авторов, как Исаев И.А., Черниловский З.М., Жидкова О.А., Крашенникова Н.А., В.В. Струве и И.Л. Снегирёва и других. Курсовая работа, состоит из трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Понятие права.

1.1 Возникновение и развитие подходов к пониманию права.

В процессе развития всего общества, происходило изменение взглядов на право, на его происхождение, а также социальную роль. Наряду с этим, невзирая на отсутствия единства в понимании учений касательно права, большое количество концепций, касающихся его сущности, а также предназначения, содержат в себе, ряд общих положений, а именно:

- право, точно так же как государство, возникает на неопределённом этапе, во время общественного развития. Выступает как достижение человеческой цивилизации, а также культуры;

- право – является эффективным средством для регулирования, а также упорядочения существующих общественных отношений;

- право, выступает как средство по выражению государственной воли. При помощи права, государственная власть, управление обществом проводит целенаправленно и поэтапно;

- право, выступает как мера по социальному поведению, которая охраняется, принуждением со стороны государства. [1, с.528 ]

Таким образом, право является системой общеобязательных, установленных, охраняемых со стороны государства правил поведения (норм), которые предназначены, для регулирования, и упорядочения общественных отношений.

На сегодняшний день, история как политических, так и правовых учений, отнесена к числу тех исторических дисциплин, изучаются которых происходит в высших учебных заведениях, как на юридических, так и правовых факультетах. Школьной программой, также затрагиваются наиболее важные основы по становлению какой-либо политической системы. В результате этого, каждым человеком, уже со школьной скамьи, приобретается умение проведения параллелей, между каким-либо учением, а также скоростью по развитию науки и технологий[1].

При рассмотрении самых ранних теорий древности, необходимо обязательно начинать с изучения древнего Востока. Это связано с тем, что именно на Древнем Востоке, в соответствии с официальной историей, как раз и произошло зарождение цивилизации. Для той эпохи, характерной чертой мировоззрения, выступала религиозная догма. В соответствии с ней, все вещи которые нельзя было объяснить, напрямую соотносились, с божественным видением мира. В те времена, жизнь была достаточно сложной, в связи с тем, что к качестве всех форм правления, во любом из государств, как раз была тирания, и деспотизм, опирающийся на страх, а также полное подчинение, всего общества. Историческими фактами, политическими и правовыми учениями, было доказано, что данный способ правления, в итоге был сменен в значительной степени лояльными режимами правления, во время перехода от рабовладельческого строя, к феодальному. Такой переход, был осуществлен как итог постепенного развития сознания у общества. Это связано с тем, что люди, постепенно становились более развитыми, и информированными. Но при рассмотрении феодального общества, можно указать на существующую несправедливость, в отношении, основной части населения. Такая часть населения, продолжала оставаться, в полной зависимости, от воли правителей. Только с эпохой Возрождения, начинают происходить изменения, по развитию общества. Они дают возможность, постепенно отходить, от средневекового, религиозного, фанатического отношения к научным открытиям, в различных сферах деятельности. [2, с.575]


На рубеже XVI-XVII веков, происходит появление первых университетов, которыми постепенно, формируются новые люди, определенное просвещенное общество. История как правовых, так и политических учений, с данного момента, начинает пристально изучать множество течений, а также направлений. Такие направления, весьма интенсивно, возникают на всей территории, относящейся к западной Европе. Постепенно происходит проявление интереса к природе, различным физическим явлениям, открытие новых материков и стран, культурных обычаев различных народов. Также, происходит постепенное проникновение культур различных народов, друг в друга. При этом, происходило формирование постепенного системного взаимодействия, между всеми людьми, на основе уважения прав, а также свобод каждого человека[2].

Данными исследованиями, происходит формирование основы для общей правовой базы. Как следствие, множество приходит к правильному выводу, касающемуся того, что как ядро для всех взаимоотношений (как между государствами, так и между отдельными людьми), должен базироваться на принципе по уважению прав и свобод других людей. История политических, а также правовых учений, включает в себя труды различных ученых. [3, с. 271] В том числе, таких великих деятелей, как: Николо Макиавелли, Томас Манн, Гроций, Джон Локк, Томас Морр, Жан Жак Руссо и множества других. В XX веке, можно выделить, весьма значительную роль Мартина Лютера Кинга, проявившуюся в борьбе, за равноправие чернокожего населения в США. Великий индийский проповедник, а также общественный деятель- Махатма Ганди, в прошлом веке, точно также находился на пути гуманизма, тем самым, он оказал значительное влияние, на всю мировую историю. Второй мировой войной было показано то, что невзирая на все приложенные усилия со стороны общества, начала ХХ века, на практике, весь цивилизованный мир, был втянут в самую кровопролитную войну, произошедшую в истории человечества. В результате неё, погибли сотни миллионов людей. Политические, а также правовые учения, относящиеся ко второй половине ХХ века, в основном отличаются, усилением гуманистических тенденций. Также к этому спинку можно отнести, усиление борьбы, за права и свободы людей, в различных странах. В тоже время, невзирая на все старания со стороны мирового сообщества, в современной цивилизации, существует постоянное напряжение, а также разные военные конфликты. Тем самым, в очередной раз, это доказывает то, что все еще, существует большое количество, неразрешенных вопросов. Для того чтобы их решить, современному обществу, необходимо найти, правильные ответы. [4, с.112]


Естественно-правовая теория — это идея, о естественном праве, возникла в Древней Греции и Древнем Риме. Её основателями, признаны Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан. Данная теория, исходит из того, что существуют две системы права: естественная и позитивная.

Позитивное (положительное) право— это официально признанное право в государстве. Оно находит свое выражение в действующих законах, и других правовых актах, издаваемых государственной властью (в том числе, в тех обычаях, которые её санкционируются). [5, с.245]

Естественное право, исходит из самой природы человека. Оно исходит из его разума, а также всеобще известных, нравственных принципов. Естественное право, является разумным и справедливым, и распространяется, на все времена, а также народы, оно выступает как вечное и неизменное). Позитивное право, которое противоречит требованиям естественного, должно заменяться на позитивное, которое основывается на естественных законах. Само естественное право, а также нравственные, правовые идеи, соответствующие принципы, идеалы, а также требования, не выступают как право, в его юридическом смысле. Они представляют собой мораль, правосознание, соответствующие демократические устремления (ближайшая и необходимая предпосылка права). Важная роль по претворению идеалов, соответствующих естественному праву, принадлежит позитивному праву, основанному на нем (собственно юридическому).

Историческая школа права, сложилась в первой трети XIX века. Это произошло в Германии. Её представителями, являются: Густав Гуго, Савиньи, Пухта[3]. Ей отрицалась возможность по существованию единого права, для всех народов. Данная школа, основывалась на том, что у каждого из народов, существует свое свойственное для него право, которое не похоже, на право другой страны, и которое определяется, исторически присущим для него, народным духом. К примеру, право каждого народа — на проявление своего народного духа, которое выражается, в общем сознании, общем убеждении народа. Оно, является результатом исторического процесса. Закон — не является единственным источником права. Его формирование, было сравнимо, с правилами игры, устанавливаемыми постепенно, основываясь на сложившейся практике. В такой ситуации, на первом месте, всегда стоял — обычай. Положительная ролью, было привлечено внимание, к тому, что возникла необходимость по изучению истории права, его источников. Также, произошло оказание влияния, на процесс развития правовой мысли (как на психологический, так и социологический подходы, применяемые к пониманию права). [1, с.528]


Психологическая теория права, наряду с нормами, а также идеями права, и соответствующими правоотношениями, включают в понятие права также правосознание. Помимо этого, исследователями выделяются позитивное право (право, которое официально действует в государстве, выражается в законах, и является малодоступным для гражданам) и интуитивное право (истоки данного права кроются в психологии людей, с этим право, люди сталкиваются постоянно). [3, с.271]

Единственным источником права — выступает индивидуальное сознание.

Право — в своем роде является переживаниями человека, учитывающим с одной стороны чью-либо обязанность по совершению каких-либо действий, и с иной стороны — чье-либо притязание, предопределенное обязанностью, осуществить данные действия (воздержатся от них).

На первом месте среди разных психологических состояний, занимают эмоции. Эмоции могут быть: императивные (нравственные), а также императивно-атрибутивные (правовые). [6, с.448]

Императивная эмоция — это одностороннее переживание лицом, обязанности по совершению действия, по отношению к другому лицу. Но в тоже время, она не сопровождается переживанием с иной стороны, права требования выполнить данную обязанность.

Императивно-атрибутивная — это двусторонняя эмоция — переживание одним лицом обязанности, происходит с сопровождающимся переживанием с другой стороны, права требования выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций, происходит складывание интуитивного, психического права. Такому праву, принадлежит первое место, в процессе регулирования как имущественных, так семейных и наследственных отношений. Интуитивных прав, может быть столько же, сколько и людей. [7, с.624]

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права. Она свое начало, берет от «категорического императива» разработанного Кантом, в качестве общеобязательного требования, чистой воли, которая независима, от внешних явлений.

Либеральной нормативистской теорией, выводилось право из нравственности. Ей была выдвинута идея правового государства — путем самоограничения власти законом. [8, с.271]

1.2 Причины возникновения права.

В начале XX века — главное место в теории — чистое учение о праве (Кельзен). Право — существующие юридические нормы, изучались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры присущей обществу[4]. Возникновение и развитие правовых нормы, происходило не из реальных общественных отношений, а непосредственно из формального их установления со стороны государства. Обязательность исполнения правовых норм, следует из государственного авторитета. Оно является фактическим отождествлением государства и права. [9, с.77]