Файл: Теории происхождения государства (СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Государство является основным институтом политической системы современного общества и основной формой его организации. Назначение государства заключено в осуществлении политической власти и управлении обществом. Каждое государство защищает и выражает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. Государственные интересы последних, в повседневной жизни и практике деятельности, чаще всего доминируют над интересами общества.
Государство имеет характерные признаки и черты, которые отличают его как от до государственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от имеющейся вместе с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и прочее).
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, которые подчиняются государственной власти, сообразуют собственные действия с правовыми требованиями и предписаниями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о путях и причинах возникновения государства. Было сформировано множество разнообразных теорий, которые по - разному отвечают на данные вопросы.
Множественность данных теорий объясняется различиями социальных и исторических условий, в которых жили их авторы, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.
Рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, которые отождествляющие общество и государство, полагающие, что государство и право - явления вечные, которые присущи любому социуму не имеет смысла, так как они возникают вместе с ним.
В данной работе будут рассмотрены теории, которые различают общество и государство и выделяют происхождение государства в качестве специфической проблемы.
Объект исследования - государство.
Предмет исследования - теории возникновения государства.
Целью курсовой работы является анализ основных теорий происхождения государства.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть власть в условиях родоплеменной организации общества;
- определить общие закономерности возникновения государства и права;
- выявить причины и формы происхождение государства;
- проанализировать достоинства и недостатки теорий возникновения государства.
В данной работе использовались работы отечественных авторов по исследуемой теме: В. В. Оксамытного, Л.А. Морозовой, А. Ю. Ларина, В.А. Григорьева, С. Т. Болашева, В.Р. Алешина, Р. В. Шигиева и других.
Структура работы представлена введением, основной частью состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Власть в условиях родоплеменной организации общества
Первыми социальными институтами исторически считались родовые общины. Они были довольно устойчивые и жизнеспособные, обеспечивали выживание людей, которые во многом зависели от природных сил и могли жить только на базе единства. Роды функционировали и существовали тысячелетия, объединялись в более крупные социальные институты - племена. Были также религиозные объединения, торгово-купеческие гильдии, другие социальные объединения (институты), были и протогосударства [3, c.32].
На данном этапе существования протогосударства социальный статус, место того или иного индивида в аппарате управления определяли его достаток. И дело не только в потребляемой ими пище, гораздо значительнее неравенство в социальном статусе и в тесно связанным с ним одежде, регалиях и украшениях, количестве жен, величине жилища, наконец, в традиционно ценимом престиже и проистекающих из него привилегиях. Словом, данное неравенство прежде всего общественное. Но при этом отметим, что неравенство, как и вообще социальная иерархия, членение коллектива на слои и страты, появление аппарата управителей не были пока связанны с делением общества на противостоящие друг другу антагонистические группы, которые различаются отношениями собственности [15, c.32].
Исторически первым и самым крупным и важным политическим институтом, являлось государство [5, c.19].
Совместно с человеческим обществом, а оно возникло, когда люди отделились от мира животных, появляется социальная власть, как его необходимый и неотъемлемый элемент, она придала обществу управляемость, целостность, послужила важнейшим фактором порядка и организованности. Власть - это явление надстроечное, ее природа, функции свойства, определяются экономическими отношениями, базисом общества. Но она не может быть помимо воли и сознания людей.
Необходимым существованием общества считается порядок. Он не появляется сам по себе. Это следствие урегулированное, упорядоченности социальных отношений. С усложнением социальной жизни возникает целая система регулирующих их норм. Если касаться права то его появление закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, обострении и углублении общественных конфликтов и противоречий. Обычаи перестали обеспечивать стабильность и порядок в обществе, возникла объективная необходимость в принципиально новых регуляторах отношений [17, c.23].
Проблема появления государства и права длительное время в науке осталась дискуссионной.
Причина тому, что в основе ее лежат различные идейные философские течения и воззерния, даже есть мнение, что право и государство было вечно. Помимо того, этнографическая и историческая науки нарабатывают новые знания о причине возникновения права и государства [12, c.20].
По мнению доктора юридических наук Корельскиго В.М. современная наука связывает процесс появления права и государства (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей (рыболовство, охота и т.п.) к производящей экономике (ремесло и иные). Человек в итоге эволюционного развития для удовлетворения собственных потребностей постепенно перешел от присвоения готовых растительных и животных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и другое[15, c.21].
Предпосылки возникновения государства. Возникновение государств считалось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятием рыболовством и охотой, то есть от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему - скотоводству и плужному земледелию.
Процесс перехода к производящей экономике обусловлен тремя общественными разделениями труда. Первое общественное разделение труда характеризуется появлением обособленного рода занятий - полукочевое и кочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда обуславливалось отделением ремесла от иных занятий. Третье общественное разделение труда ознаменовалось развитием товарно-денежных отношений [5, c.20].
Три больших социальных разделения труда, а кроме того постепенное совершенствование орудий труда и увеличение опыта повергли к этому увеличению производительности труда, если начал формироваться дополнительный продукт, т.е. свыше этого, что было необходимо производителям с целью собственного пользования. С данного времени возникла объективная вероятность гарантировать содержимое большой категории людей, что специализируется в исполнении каких-либо социально важных функций [10, c.33].
Политические предпосылки характеризуются:
- во-первых, осознанием полезности надродовой власти, которая стоит выше родового и частного интереса;
- во-вторых, необходимостью регулирования отношений с соседскими сообществами людей;
- в-третьих, вступлением в отношения с соплеменниками;
- в-четвертых, необходимостью в существовании стабильного порядка для устойчивого и гарантированного исполнения производства.
Идеологические предпосылки. Религия объединила древнейшее общество, содействовала объединению разрозненных племен в общую социально-политическую общность народ [18, c.19].
Психологические предпосылки.
Изменившиеся финансовые обстоятельства сформировывают другой нравственный образ людей, появляется другой вид самосознания. В изначальном шаге формирования общества со временем и пока только в крайне небольшой мере людьми начинают осмысливаться общие интересы. Весьма содействует осознанию подобных заинтересованностей военное нашествие и потребность защиты. Появляется восприятие, что же эти единые интересы больше некому осуществить, помимо как централизованной структуре, исполняющей координацию разных сторон существования общества[5, c.21] .
В развитом мире общая задача осознается как правовая задача, т.е. формирование и предоставление права, в том числе надзор и руководство господством, исполняющей принуждение [17, c.24].
Как видим, для появления государства нужно большое количество предпосылок. Причем их роль у разных народов различна. По крайней мере, с уверенностью необходимо констатировать, что их перечень не исчерпывается только экономическими предпосылками. Все это говорит о сложности процесса перехода к государственности.
Данные крупные события в общественной жизни имели столь же большие многочисленные последствия:
-появилась роль мужского труда, ставший явно приоритетным в сравнении с женским домашним;
- матриархальный род уступил место патриархальному (родство велось, но отцовской линии, а не по материнской линии);
- родовая община начинает дробиться на - патриархальные семьи (скотоводов, земледельцев, ремесленников) [18, c.20].
С интересами рода их интересы не всегда совпадали. С появлением семьи возникло разложение родовой общины. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, возникновения его производительности.
Прибавочный продукт как рост производительности труда обусловили:
- возникновение экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда;
- появление частной собственности;
- социального расслоения первобытного общества;
- образованию классов;
- зарождение государства и права.
Причины их зарождения коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.
Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуры его внешних и внутренних отношений, культуры.
В наше время сокращение рождаемости, глобальный выезд людей из страны, кроме того допускается объединить с ходом падения государства и нрава[5, c.22]. .
Изучение истории данной трудности демонстрирует, что родовая организация общества видоизменилась в стране эволюционно, сберегая многознаменательную связь, минуя переходные стадии. Одной из переходных предгосударственных форм существовала, согласно взгляду Л. Моргана, «военная демократия», где органы наследственного социального самоуправления еще хранятся, однако со временем набирают силу новые предгосударственные структуры (военоначальник и его дружина). Это возникли задатки принуждения и ресечения [18, c.21].
Традиционная родовая организация, самоуправление уже не состоянии была разрешать возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки. Можно согласиться с доминирующим ныне мнением, что одним из основных путей формирования государства, (а это длительный процесс) был «восточный» путь, азиатский способ производства. (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Этот вариант отличался от других вариантов [17, c.26]:
- родоплеменная знать, которая исполняла общественные должности плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат)
- общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела существенного значения. На это ощутимое влияние оказали:
- географические условия;
- необходимость исполнения крупномасштабных общественных работ (эксплуатация, сооружение и защита ирригационных систем и другое). Они предопределили появление сильной и самостоятельной публичной власти [17, c.27].
Как известно, восточные государства заметно отличались друг от друга. Там не было отчетливо выраженной классовой дифференциации. Само государство выступало организатором производства.
Но имели и много общего: были абсолютными, деспотическими монархиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; их экономическую основу составляла государственная собственность. [18, c.22].