Файл: Теории происхождения государства (СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Афины- это такая форма возникновения государства для которой был присущ типичный курс формирования, т. е. курс с внутренних противоречий, царивших в мире. Этапами данного движения считались поочередные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Основная концепция реформы Тезея заключалась в делении всего населения на классы согласно семейству их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь типом ремесла (демиургов), кроме того добропорядочных (эвпатридов). А также Тезей организовалв Афинах центральную власть.

В Риме формирование страны ускорилось борьбой бесправных, проживавших за пределами римских семейств плебеев вопреки наследственной аристократии (патрициев).

Для древнегерманского государства свойственно в таком случае, что формирование государственности в древнегерманском мире выступало совместно с ходом покорения обширных земель германскими кастами (варварами). С целью управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что же убыстрило формирование государства.

Таким образом, во-первых, государство было не постоянно, во-2-ой, оно появилось как общественный институт; в-3, в определенном шаге формирования общества, если появилась необходимость в особом общественном управлении и специальных общественных правилах действия; в-4-ый, перед воздействием целой организации факторов. Как бы ни был непосредственно согласно себя длителен процесс развития государства, в абсолютно всех вариантах это объективно закономерный процесс, вызванный внутренним формированием общества, его разными общественно-финансовыми, военно-политическими, культурно-историческими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и иными факторами [2, c.35].

Процесс происхождения новых государств совершенно не завершился. Одни государства порой могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия); прочие объединяются в более большие (такого рода процесс, возможно, стартовал в рамках Европейского Союза). Имеется вдобавок много народностей и наций, никак не имеющих своих государств. Они прилагают некоторые действия с целью формирования подобных государств. Подобным способом, вопрос появления стран совершенно не решена раз и навсегда. Могут появиться новые причины и фигуры подобного происхождения, что же, безусловно, только обогатит теорию государства.


2.2 Достоинства и недостатки теорий происхождения государства

Уже много тысячелетий люди живут в условиях государственно правовой действительности: они являются гражданами какого-то определенного государства, подчиняются государственной власти, совершают свои действия согласно правовым предписаниям и требованиям. Еще в глубокой древности они стали задумываться над такими вопросами, как причины и пути возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали [13, c.35].

На рис. 1 изобразим основные теории происхождения государства

Теории происхождения государства

Теологическая теория

Патриархальная теория

Органическая теория

Материалистическая

Теория насилия

Договорная (естественно-правовая теория)

Ирригационная(водная) теория

Рис. 1. Основные теории происхождения государства

Рассмотрим основные теории происхождения государства подробнее.

Теологическая теория.

Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. У ее истоков стоял Аврелий Августин (Блаженный) (353-430 н.э.) Теологическая теория получила распространение в средневековых трудах Фомы Аквинского, в современных условиях его развили идеологи ислама (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной теории, государство-продукт божественной воли, государственная власть вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций.

Государь – наместник бога на земле, правит от его имени. В связи с этим, каждый обязан подчиняться ему во всем. Отказ подчиняться государственной власти расценивалось как непослушание Всевышнему. Государство расширяет собственное воздействие на все края социальной жизни. В государстве население содержит вероятность соединить собственные силы, подтягивать их, сосредоточить в результате финансовых, общественно-политических и общественных целей. Еще со времен античного Рима и до наших дней учёными педалировались многообразные концепции возникновения государства. На самом деле, в основе изученного материала допускается произвести заключение, что существовало множество концепций возникновения государства, и поясняется это в свою очередь различными историческими и общественными условиями, в которых жили их авторы, идеологическими приверженностями авторов теорий, и иными факторами.


Достоинства теории. Естественное право рассматривается как неотчуждаемое право человека. Придавая государям ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствую утверждению порядка в обществе. Особый престиж занимают церкви и религиозные организации.

Недостатки теории. Данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать само государственное устройство, форму государства.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть, так как она построена на вере.

Патриархальная теория.

Данная теория также появилась в древности: ее основателем считался Аристотель (III в. до н.э.), данные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Они объясняют собственную теорию на том, что люди-существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, формированию семьи. Рост семей и объединение все большего числа людей приводит к образованию государства. Глава данной семьи становится главой государства- монархом. Его власть, таким образом, это продолжение власти отца, монарх же считается отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) вытекает естественно вывод о необходимости для всех людей подчиниться государственной власти и ее законам.

Достоинства теории. Аналогично сравнение государства с семьей возможно, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась с самого простого, которое вполне могло бы быть сравнимо со структурой семьи. Эта теория создает уважение государственности власти, родственности всех в единой стране.

Недостатки теории. Представители теории упрощают процесс происхождения государства, по сути дела изменяют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с понятиями «государь», «подданные» [2, c.36].

Историками было установлено, что патриархальная семья возникла вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, где существует такая семья, родственные связи довольно быстро утрачиваются.

Органическая теория.

Широкое распространение получила теория во второй половине в XIX в. из - за успеха естествознания. Человечество появляется в результате эволюции животного мира от низшего к высшему. Представителями данной теории являлись Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие. По мнению представителей органической теории, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям живого существа. То есть государство - продукт социальной эволюции, выступающий лишь разновидностью эволюции биологической.


Государство, как и биологический организм, имеет мозг (правителей), и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как и среди биологических организмов в процессе естественного отбора выживают приспособленные, сильнейшие, так и в социальных организмах в процессе войн и борьбы (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, создаются правительства, погибают слабые.

Достоинства теории. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди- не только социальные, но и биологические существа [2, c.37].

Недостатки теории. Нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но и разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая (марксистская) теория.

Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса (1812-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), В.И. Ленина (1870-1924). Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического.

Первостепенное значения для развития экономики и также для появления государственности, имели три крупных разделения труда- земледелие, скотоводство и ремесло. Также обособился класс людей, занятых только обменом.

Разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности. Возник избыточный продукт, что привело к возникновению частной собственности, общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуатируемых и эксплуататоров. Властная роль переходит к богатым людям, они становятся управляющими. Они создают защиту своих интересов-государство, которое в свою очередь служит инструментом реализации воли имущих.

Государство возникает с целью поддержки господства одного класса над другим, а также для функционирования общества как целостного организма.

Достоинства теории. В материалистической(марксисткой) теории большее внимание уделяется экономическим предпосылкам и классовым противоречиям.

Недостатки теории. Недооцениваются религиозные, национальные, психологические и иные причины влияющие на процесс происхождения государства.

Теория насилия.

Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович (1838-1909)-австрийский социолог и правовед, К. Каутский (1854-1938)-один из лидеров социально-демократического движения, Е. Дюринг (1833-1921-немецкий философ) и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) иного. Для управления завоёванными территориями и народами нужен был аппарат принуждения, которым и являлось государство.


По мнению представителей этой теории, развитие и появление государства, определяется как осуществление закономерности подчинения слабого сильному. Это подчинение и наличие считается основой экономического господства. По итогу войн племена перерождались в касты, классы и сословия. Завоеватели становились правящим классом. Из всего выше изложенного, государство - не итог внутреннего развития, а навязанная ему сила извне [2, c.38].

Достоинства теории. Военно-политические факторы в образовании государства полностью отвергать нельзя. Как показывает исторический опыт, элементы насилия сопровождали возникновение многих государств.

Недостатки теории. Степень использования насилия в процессе образования государства была всегда разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая социально-экономическим.

Договорная (естественно-правовая теория). Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция (1583-1646), Ж.Ж. Руссо (1712-78), А.Н. Радищева (1749-1802)-русского философа и других. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Это состояние, возможно было назвать войной всех против всех.

Каждый член общества согласно этой теории происхождения, отстаивал права своими силами, а силы эти были не равны. Отсюда нестабильное состояние социальных связей, люди решили договориться между собой о назначении правителей и формировании государства [16, c.39].

Государство вправе принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и тому подобное., но в то же время должно вставать на защиту собственных территорий, права граждан, их собственность и так далее. Граждане должны соблюдать законы, платить налоги, они вправе на защиту собственности и свободы, а при злоупотреблении правителями властью могли расторгнуть договор с ними даже методом свержения [2, c.39].

В соответствии с договорной теорией, человек от рождения имеет естественное право, включающее в себя право на неприкосновенность и частную собственность, свободу, жизнь. Государство формирует в форме законов позитивное право. Естественное право по отношению к позитивному является выше.