Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Теория государства и права как наука).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Настоящая работа посвящена исследованию и характеристике общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины.

Считаем актуальным направлением для изучения в рамках курсовой работы вопросы состояния теории правового государства, функционирующей сегодня в юридической науке нашей страны.

Так, решение основной проблемы теории правового государства, по нашему мнению, необходимо перевести на философский уровень. Ведь не зря идеи подлинного правового государства первоначально были сформулированы такими выдающимися философами, как Д. Локк, Д. Юм, И. Кант. Это те философы, которые, соотнося государство и общество, во главу угла ставили общество, точнее, гражданское общество. Рассматривая проблемные вопросы теории правового государства, необходимо также руководствоваться методом общего и частного, где общее - это научная схема взаимоотношения между гражданским обществом и государством, а частное - конкретные институты, лежащие в основе правового государства.

Рассмотрим характерные черты правового государства, которыми являются: конституционализм, парламентаризм, разделение власти строго на три ветви, защита прав и свобод человека - верховная функция правового государства. В результате можно говорить о том, что сегодня в России научные представления о правовом государстве остаются неразвитыми. Они не соответствуют представлениям о правовом государстве, распространенным в развитых странах мира. Отсюда и необходимость полного переосмысления отечественной теории правового государства, сложившейся на сегодня в нашей стране.

Цели и задачи курсовой работы. Основными целями настоящей работы является изучение общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины.

Достижение поставленных целей обусловило постановку и решение следующих задач:

- изучение возникновения теории государства и права как науки,

- выделение предмета и методологии теории государства и права,

- общая характеристика теории государства и права как учебной дисциплины,

- общая характеристика теория государства и права как система базовых знаний,

- выделение значения общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины,

- характеристика предмета и объекта теории государства и права.

Предмет курсовой работы составляют теоретические и практические аспекты общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины.


Методологическая основа курсовой работы: логический анализ и синтез, системный анализ, нормативно-логический, метод сравнительного правоведения, правовое моделирование и прогнозирование.

Теоретическую базу курсовой работы составляют труды отечественных ученых в области общей теории государства и права, истории государства и права, конституционного права, сравнительного правоведения.

Нормативную и эмпирическую базу курсовой работы составляют Конституция Российской Федерации[1], иные федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.

Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка нормативных актов, специальной литературы.

1. Теория государства и права как наука

1.1. Возникновение теории государства и права как науки

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы. В то же время при помощи права обосновывалось подневольное положении рабов.

Юридическая наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук.

Прежде чем приступить к самостоятельной разработке науки, русские люди принуждены были ознакомиться с тем, что уже было сделано другими в течение того долгого времени, когда Россия спала глубоким сном в своей национальной обособленности. Чтобы учиться, необходимы были учителя, а такими могли быть только иностранцы. Понятно, что молодые русские силы находились под полным влиянием идей своих наставников. Потребовалось много времени, чтобы в России появились самостоятельные ученые, которые дерзнули бы высказать свои собственные взгляды, независимые от западных учений".

Петр I активно стремился распространить в русском обществе юридическое образование. С этой целью посылались молодые люди за границу для изучения науки права, переводились труды по юриспруденции. При учрежденной им Академии наук "положено было место для законоведения".


Рассматривая перечень наук, читавшихся в конце XIX столетия на юридическом факультете московского университета, мы находим, что по самому характеру преподавания трудно было ожидать отдельного чтения гражданского права. Кроме римского права, студентам предлагались следующие предметы: энциклопедия права и история права, теория законов по Монтескье, право естественное и народное, этика. Преподавание носило отвлеченно философский характер. Оно было чуждо изучению положительного законодательства.

В СССР юридическая наука идентифицировалась с правоведением и юриспруденцией.

Н.М. Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует разложить на его отдельные органы и элементы, определить их взаимодействие, "нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей".

Общая теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, то есть наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права.

Главную задачу общей теории права П. Сорокин формулирует следующим образом: определить правовое явление; описать его основные признаки; классифицировать виды права; закономерности происхождения и развития права; исследовать основные законы; изучить основные общественные функции права и его социальную роль[2].

Современная наука теории права претерпевает существенные изменения, обусловленные реконструкцией общества и государства. Современной наукой теории права накоплен внушительный объем правового знания, требующий понимания, осмысления и освоения, причем не только учеными-исследователями, но и другими участниками реальной правовой жизни.

Понимание принципов современной науки теории права невозможно, если мы предварительно не выясним происхождение и значение принципов.

Принцип (лат. principium) - начало, основание, первопричина, первоисточник, первичный элемент. Следует отметить, что одни словари рассматривают принцип как основу права, другие объясняют принцип как исходное положение теории, учения, руководящую идею, базовое правило деятельности[3]. С течением времени принципы меняются, одни принципы отмирают, на их место приходят новые. Основные модели формирования принципов науки теории права:


- принцип создается как синтез мысли и деятельности, возникает в сознании и отражает процесс правопознания. Позволяет субъекту познавать правовую действительность и применять мысль на практике, чтобы достичь задуманной цели, прийти к намеченному результату;

- принцип проявляется как общее условие бытия и существования субъекта правопознания, правотворчества и правоприменения;

- принцип возникает как условие развития общечеловеческих ценностей цивилизации и культуры.

- принципы вырабатываются правоприменительной практикой. Они создаются судами, международными организациями и должностными лицами в процессе разрешения споров, конфликтов и казусов. В этом случае принципы становятся важным источником не только самого права, но и науки теории права.

Принципы науки теории права являются важнейшим, фундаментальным ориентиром как для построения системы науки, так и для правового знания. Они содержат базовые начала, которые пронизывают правовые явления, законодательство и действуют как основания всех теоретических построений. Данные установки объективируются в абстрактных правовых категориях, закономерностях, выявленных практикой, и охватывают всю правовую действительность.

Принципы являются отправными началами теорий, концепций, доктрин, "точкой отсчета", наращиванием и углублением знаний о правовых явлениях, феноменах и процессах. Принцип - это то, к чему стремится теория, концепция, доктрина. Они воплощаются в философско-теоретических построениях правовой науки, складываются в сфере доктринального правопознания и прогнозирования направлений развития права. Принципы науки теории права различаются по сфере обобщения и применения.

Принцип свободы постижения права, свободы регулирования общественных отношений заключается в самостоятельности мировоззренческой позиции от диктата, он обусловливает плюралистические возможности и альтернативы в установлении приоритетов в методах, путях и способах познания. Так, вопросы договорного саморегулирования или свободы формулирования сторонами условий договора заключаются в не нормированных законом условиях заключаемых договоров, которые определяются интересами и реальными интеллектуальными и волевыми возможностями сторон[4].

Рациональность, разумность существуют в качестве начал действующего законодательства, а п. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ[5] требует в осуществлении гражданских прав проявлять такое человеческое качество, как разумность.


Принцип единства ценностей соединяет общечеловеческие ценности цивилизации и культуры и собственно правовые ценности, его воспроизводят и культивируют правовые системы большинства государств. Например, естественные права и свободы человека воплощают в правовой системе правовые качества конкретного человека, его интересы и независимость.

Принцип, определяющий место и роль человека в системе науки и системе правопознания, закрепляет: человек, его права и свободы, конкретная индивидуальность, человеческая оригинальность - высшая социально-правовая ценность.

Принцип социокультурного назначения современной науки теории права заключается в том, что цивилизованное общество не может развиваться без системы знаний, представлений о естественных неотчуждаемых правах и свободах человека как основе взаимоотношений, взаимосвязей и взаимодействий. Наука теории права должна преобразовывать и осваивать элементы действительности, вкладывать в них значение и смысл для социальной общности, рассматривать их как элементы правовой культуры и правовой действительности. В свою очередь, данные элементы, с одной стороны, могут служить достижению целей правовой практики, с другой стороны, они собирают правовой опыт, служат средством его хранения и передачи.

Принцип опережающего развития теории права в системе юридических наук, правотворческих и правоприменительных процессов имеет исторический характер, так как в ходе социального и правового прогресса теория права постоянно развивается, обогащается, преобразуется, систематически совершенствуется в процессе правопознания, обладает универсальными качествами и обнаруживает себя на различных уровнях правопознания. Этот принцип является ключевым и способствует совершенствованию не только юридической науки, но и практики.

Так, в современных условиях возрастает роль научного прогнозирования и законодательного планирования. С.В. Поленина подчеркивает: активизация роли науки теории права - необходимое условие повышения качества принимаемых законов[6]. Представляется необходимой разработка теорий и концепций законопроектов для того, чтобы определить место концепции законопроекта в системе источников права[7].

Принцип системности и непрерывности правопознания вытекает из представления о том, что окружающий человека и существующий в нем мир системен, а потому должны быть системны знания и правопознание в масштабах социума[8]. Принцип системности обусловлен двумя важными обстоятельствами.