Файл: Понятие и виды правосознания (Понятие, структура, виды и функции правосознания).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
Разница между ценностями и нормами заключается в том, что первые представляют собой абстрактные, общие понятия, в то время как нормы – это принципы, которыми руководствуются субъекты права при выборе поведения в той или иной ситуации. Умение видеть в праве не просто законы и требования правопорядка, а нечто большее, духовное, гуманистическое и неотъемлемое от человека – это и есть тот фактор, без которого невозможно существование демократического общества.
Рассматривая правосознание с точки зрения идей фундаментальных прав человека, предполагающих демократические принципы, то право, в условиях демократической действительности, может стать инструментом защиты отдельного человека и граждан в целом[14].
Правосознание является глубинным элементом общественной жизни, включающий в себя ценности цивилизации и культуры общества. Этот феномен имеет также и свою собственную ценность, которая в демократическом обществе получает доминирующее значение.
Собственная ценность правосознания состоит в том, что оно может называться правовым началом или «духом права», выражающее господство в обществе правовых идеалов и ценностей, их непререкаемый статус и авторитет.
В современном российском обществе характеризующимся его традиционным нигилистическом отношении к праву существует остая необходимость в повышении правовой культуры и правосознания общества, и придания им позитивной правовой установки. Необходимо бороться с правовым нигилизмом, то есть отрицанием социальной ценности права путем повышения законности и ее единства на всей территории страны.
Стоит отметить, что на деформацию правового сознания общества, прежде всего, влияет недостаток правовой информированности населения, именно эта причина является ключевой в механизме социального воздействия права. Поэтому для того, чтобы усовершенствовать правовую культуру необходимо отдать приоритет развитию правового сознания, а именно преодоление недостаточного правового информирования общества и формирования позитивного отношения к праву. От того, насколько полно и глубоко индивид понимает такой феномен как ценность прав и свобод человека и гражданина также зависит уровень его правосознания[15].
Права и свободы человека должны занимать верховенство в правовой системе демократического общества, они должны быть высшей ценностью, а также главным ориентиром в законодательной и правоприменительной деятельности любого демократического государства.
Без изменения правосознания невозможно построение демократического государства, поскольку демократия и правовая культура не образуют единства и взаимодействия.
В российском обществе пока еще рано говорить о трансформации в государство, которое основано на верховенстве закона и обеспечении гражданам гарантий прав и свобод человека. Ввиду недостатка информации о формах правовой защиты или неверия в возможность защитить свои права, уровень правовой культуры граждан достаточно невысок.
Таким образом, демократизация общественной жизни предполагает повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, совершенствование правовой информированности. От этих факторов во многом зависит успешное реформирование в государстве. Правосознание предопределяет успех внедрения и функционирования демократических норм и ценностей.
В свою очередь, демократизация, построение гражданского общества, политическая и экономическая стабилизация способствуют установлению российской правовой системы в соответствии с правовыми ценностями, которые ориентируют людей на воспитание в себе уважения к праву и правовым институтам. Развитое правосознание является основой правовой культуры, которое может стать гарантом конституционного права на достойную жизнь в демократическом государстве. Другими словами, правосознание является мощнейшим фактором демократизации общества и установления законности.
2.2. Формы и средства повышения правосознания в современном российском обществе
Конституция Российской Федерации характеризует наше государство как демократическое и правовое. Представление в реальность идеи правового государства находится в непосредственной зависимости от уровня правовой культуры общества. В условиях масштаба границ России неизбежны нарушения норм права в силу разных причин: правовой безграмотности, правового нигилизма, коррупции и др. Необходимо пресекать ущемления прав, свобод и законных интересов граждан, и по возможности – не допускать подобных ситуаций[16].
Повышение уровня правовой культуры населения осуществляется в результате процессов правового воспитания. В настоящее время не решен вопрос выделения форм подобного воспитания. Механизм правового воспитания представлен основными его формами – конкретными способами организации воспитательного процесса.
В юридической доктрине приводятся следующие формы правового воспитания: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика и повседневный опыт, самовоспитание. Вызывает интерес позиция занимают Н.Я. Соколова и Е.К. Матевосовой, которые рассматривают правовое воспитание как основное средство борьбы с правовым нигилизмом[17]. Именно поэтому они делят все формы на сингулярные и универсальные. Конкретной форме правового нигилизма противопоставляется определенная форма правового воспитания.
В качестве самостоятельной формы правового воспитания отдельные авторы выделяют правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами. Но стоит считать, что это вид правового воспитания, а не форма. В процессе перевоспитания применяются разные вышеперечисленные формы воспитания.
По мнению некоторых ученых, существуют лишь две формы правового воспитания: правовое образование (обучение) и пропаганда права, отмечая при этом особую значимость первой. Можно предположить, что помимо указанных форм однозначно необходимо выделять еще как минимум юридическую практику, повседневный опыт и самовоспитание, которые, возможно в меньшей степени, но эффективны и играют немалую роль в правовоспитательном процессе и формировании правосознания личности.
В своих трудах Ю.А. Дмитриев рассматривает такие формы правового воспитания, как средства массовой информации, произведения литературы и искусства о проблемах права и др.
Однако правовую пропаганду осуществляют не только СМИ, субъектами также могут выступать и религиозные организации, и государство в целом, и т. д. Произведения литературы и искусства, наглядная информация, юридическая литература больше относятся к средствам правового воспитания, чем к его формам.
Смешение средств и форм правового воспитания можно проследить в работах многих авторов. Так например, И.В. Щепеткина, анализируя такой вид правового воспитания, как экологоправовое, допускает ошибку, относя дискуссии и конференции не к средствам, а к формам. И наоборот, относят правовое обучение, пропаганду, самовоспитание и т. д. к средствам, а не к формам правового воспитания, тем самым путая эти две категории[18].
В качестве средств можно назвать также, назвать, юридическую литературу, нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы, а также лекции, семинары, беседы и т. п. Повседневный опыт также выступает одной из форм правового воспитания.
Идеал правового воспитaния – это юридическое всеобщее обучение. Иллюзией можно считать мнение о том, что если всех обучить праву, то исчезнут правонaрушения. Если такой опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Отсюда следует, что знание законодательства не может гарантировать его соблюдение, однако каждый гражданин обязан иметь определенные представления о праве, знать содержание основных областей законодательства, чтобы уверенно чувствовать себя в той или иной ситуации. Такого положения позволяют добиться правовое обучение, профессиональное правовое образование, самовоспитание.
Повседневный опыт выступает наименее эффективной формой правового воспитания, так как нередко он может быть ошибочным и требующим проверки. Стоит заметить, что правовое обучение является основной и обязательной формой правового воспитания, которая необходима всему обществу, ведь именно на ней базируются иные формы. Минимально необходимый объем правового обучения гражданин получает в рамках изучения отдельных дисциплин в процессе обязательного общего образования в школе.
Правовое самовоспитание – еще одна из важнейших форм правового воспитания, неотъемлемая часть жизнедеятельности каждого человека. Оно включает в себя постоянно осуществляемый процесс социализации личности, в совокупности и взаимодействии с разными внешними факторами составляет и формирует индивидуальное правосознание личности[19].
Правовое воспитание дает возможность организовать правосознательное мировоззрение за счет восприятия внутренних ценностей права при помощи определенных способов, аккумулируя при этом правовые установки, полученные при реализации иных форм правового воспитания.
В.В. Павлов в своих работах из всех форм правового воспитания выделяет именно самовоспитание, указывая на то, что вне его не может состояться ни одна форма воспитания, что она их объединяет. Нельзя не согласиться, ведь для более эффективного усвоения норм правового воспитания необходимы самовоспитание, собственные усилия человека к формированию своего правосознания, повышению интереса и активности в этой деятельности[20].
Рассматривая такую форму правового воспитания, как юридическая практика, необходимо отметить справедливость высказывания С.О. Курбатова о том, что формой правовоспитательного процесса является именно организованная и контролируемая юридическая практика.
В настоящее время стоит отметить тенденцию развития еще одной формы правового воспитания, как создание компьютерных правовых баз
(«КонсультантПлюс», «Гарант» и др.). Но все-таки, они будут являться больше средствами, а не формами правового воспитания, поскольку, правовое обучение, самообразование могут осуществляться при помощи справочно-правовых систем одновременно с иными ресурсами.
Точка зрения С.Е. Борисовой на то, что к форме правового воспитания можно отнести взаимодействие сотрудников государственных органов и СМИ довольно спорная, поскольку это не форма, так как данный пример указывает на существование сотрудничества субъектов правовоспитательной деятельности[21].
За последнее время широкое распространение получило клиническое юридическое обучение. Его рассмaтривают как современную форму правового воспитaния. Деятельность таких юридических клиник является перспективной и полезной. Науке известно и принципиально иное деление форм правового воспитания – в зависимости от аудитории. Необходимо отметить, что процесс правового воспитания, в какой бы форме он ни осуществлялся, должен формировать знания о праве, уважение к нему, «прочный правовой иммунитет». Выбор тех или иных форм правового воспитания зависит от конкретных условий, в которых реализуется правовоспитательный процесс[22].
Таким образом, современное российское общество еще достаточно далеко от конституционных принципов построения демократического государства, поскольку в нашей стране еще очень низок уровень правовой культуры населения. Причиной этому послужили многие факторы: и многовековая история страны, характеризующаяся дефицитом права, многовековым крепостническим бесправием, разгулом во все эпохи репрессивного законодательства, несовершенством судебной системы, которые обуславливались специфическим укладом жизни общества и многими другими экономическими, политическими и другими факторами.
Необходимо направить государственную политику на совершенствование и повышение уровня правосознания, обеспечить полную информированность общества в сфере законодательства. Правовое воспитание должно стать основным инструментом построения в России правового государства.
Смыслом правового воспитания должны стать формирование уважительного отношения к праву, к Конституции РФ и всей системе правоохранительных органов. Основой формирования здорового правового и нравственного воспитания граждан России должно выступать активное взаимодействие и сотрудничество всех общественных групп населения, повышение уровня благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека и гражданское согласие.
заключение
Таким образом, современные глобальные изменения в мире актуализировали проблему трансформации отношения граждан к праву и к существующим или только складывающимся политико-правовым практикам. Значимость такого явления как правосознание очень велико в современном обществе, поскольку именно оно является важным показателем демократического общества.
Правосознание является специфической формой общественного сознания, сквозь призму которой граждане как субъекты социальных отношений воспринимают мир правовой действительности. Гармонию мира правовой действительности обеспечивает непрерывное взаимодействие законности, правопорядока, системы правосудия, правоотношений, правовых норм и законодательных актов. Общественное сознание, формой которого является правосознание, представляет собой особый метод идеального отражения и духовно-нравственного принятия гражданами социальной реальности вообще и политико-правовой действительности в частности. Общественное сознание в целом является фактором объективно необходимого и реально существующего компонента социума, а следовательно, как и индивидуальное сознание, общественное сознание это не только отображение структуры общества, оно проявляет себя в качестве активной силы, преобразующей через социальные субъекты общества. Активное начало правосознания реализуется за счет движущей силы, выраженной посредством идей свободы, ценности человеческой жизни, и стремлении к справедливости. Осуществление справедливости является фактором динамики не только правовых, но и многих других общественных процессов. Это показывает, что правосознание не является обособленной, уникальной формой общественного сознания. Наоборот, основные категории правосознания выступают в качестве категорий других форм общественного сознания.