Файл: Понятие и виды правосознания (Понятие, структура, виды и функции правосознания).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
Глава I
Понятие, структура, виды и функции правосознания
Прежде чем рассматривать вопросы формирования правосознания необходимо дать определение термину «Правосознание». Определенного и единственного толкования этого понятия еще нет. В каждом словаре данный термин толкуется по-своему. Так, например, в энциклопедии социологии Правосознание – это совокупность взглядов, идей выражающих отношение индивидов и социальных групп к праву[2].
А в юридическом словаре правосознание толкуется как сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценке отношений к праву и практике его применения, установлений правовых и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях[3].
Словарь психологической энциклопедии трактует правосознание как сфера общественного или индивидуального сознания, включающая правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности[4].
Каждый человек имеет свое определенное правосознание. Оно может отличаться от уровня и вообще не совпадать с правосознанием других людей. Верное осознание права играет значительную роль в жизнедеятельности личности, оно определяет ее поведение, юридическое мировоззрение, культуру, а также гражданскую позицию. Для современной России правосознание граждан характеризуется совокупностью признаков, анализируя их, можно прийти к выводу, что наше общество находится в катастрофическом состоянии.
Первым признаком необходимо считать то, что вера в стабильность закона, к сожалению, утрачивается. Непрерывное изменение законодательства, смена ранее принятых законодательных актов, посредством внесения поправок, а также их коррекций неизбежно влечет к закреплению мнений о произвольности законов, которое неотъемлемо участвует в формировании и отношении к праву в целом. За изменениями в законодательстве, трудно следить даже юристу – профессионалу, не говоря уже о простых гражданах. Хочется отметить, что отсутствие признания социальной справедливости существующих законов также характерно для российского общества. Такое явление приводит к снижению эффективности лучших социальных принципов, от которых российское законодательство еще достаточно далеко. В данной ситуации можно выделить два аспекта.
Во-первых, стоит учесть, что социальная справедливость выступает в качестве соотношения между возможностями для самореализации личности в данных социальных условиях и социальными задачами, которые следует решать, для достижения гармоничного социума[5].
В условиях, когда падают общественные достижения, а количество социальных проблем непрерывно растет, у социума появляются сомнения в правильности социально-правового устройства общества. Также, представления о справедливости законов объясняются степенью направленности последних на удовлетворение ожиданий широкого спектра в сфере правового регулирования общественных отношений. В данной ситуации следует уделить особое внимание максимальной заинтересованности институтов гражданского общества в том, чтобы в будущем принятые законы соответствовали потребностям различных слоев населения. Но на сегодняшний день проведенные мониторинги правового пространства и правоприменительной практики в Российской Федерации говорят о том, что, как и широкие массы, так и профессионалы считают, что принимаемые законы отличаются узкогрупповой направленностью. Например, анализ 18 российских законов показал, что большинство населения либо теряла, либо не получала никаких благ в результате принятия этих законов. Также, массовое недоверие к беспристрастности и эффективности органов правоприменения и отсутствие веры в то, что принимаемые законы реально действуют. Все это способствует изменению индивидуального и группового правосознания не к самому лучшему, представляясь в негативном восприятии социальных ценностей, охраняемых законодательством, отношении к праву, правовым институтам, законности и правосудию, в общем. Все вышеперечисленное указывает на то, что для того чтобы повысить уровень правосознания люди должны получать достоверную и неискажённую информацию о праве и правовых явлениях, в противном случае, общество обречено неверно оценивать правовую действительность, что приведет к череде негативных последствий, в том числе и к совершению правонарушений. Измененное правосознание зарождает склонность людей в целом к совершению правонарушений и асоциальному поведению[6].
Правосознание характеризует оценку права на предмет его справедливости или несправедливости, строгости или мягкости, достоинств или недостатков и т.д. Такие суждения о праве - это реакция на его действие.
Таким образом, правосознание является одной из форм общественного сознания; состоит из идей, чувств, настроений; носителями правосознания являются субъекты права; в отдельные периоды развития общества выступает формой права; есть «внутренний» механизм регулирования деятельности индивидов[7].
Структура и виды правосознания
Структура правосознания состоит из трех самостоятельных компонентов:
- Правовая идеология;
- Правовая психология;
- Поведенческие факторы.
Первый компонент представляет собой результаты преимущественно абстрактного мышления и включает оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его ценности и функциях, обеспечении, развитии, методах и формах исполнения в жизни, это наиболее видимый и активный аспект правосознания.
Вторым не менее важным компонентом правосознания является правовая психология. Эта составляющая состоит из созерцательных моментов познания, психологических восприятий таких правовых реалий как чувства, эмоции и переживания людей, связанные с правом. Эта часть правосознания не так видима, но в то же время более устойчива и консервативна.
Ну и наконец, третий компонент правосознания – поведенческие факторы, т.е. факторы, которые закрепляют в себе интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Поведенческие факторы во многом влияют на правомерность поведения субъектов права, поскольку выражаются в мотивах, целях, внутренних установках в регулируемых правоотношениях.[8]
Структура правосознания можно рассматривать с различных сторон. Поскольку это довольно сложное социальное явление. Анализируя правосознание на глубину отражения правовых реалий можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. Обыденный уровень правосознания формируется в основном за счет влияний обыденной жизни и выступает в качестве правовой психологии, выражающей отношение человека к праву.
Теоретический уровень правосознания отражает внутренние стороны правовых явлений в форме идей, категорий, гипотез, принципов, теорий и других, научно обоснованных формах. Теоретическое правосознание представляется, как правило, в форме правовой науки и правовой идеологии.
Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения[9].
Рассматривая правосознание с точки зрения носителей – его можно разделить также на три вида: групповое, индивидуальное и общественное.
Общественное правосознание влияет на .юридическую практику и на правотворчество в целом. Особенно остро оно проявляется при проведении референдумов, а также в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых правонарушений.
Групповое правосознание также оказывает огромное влияние на формирование и реализацию права. Важным видом группового правосознания является профессиональное правосознание юристов, поскольку оно играет особую роль в реализации юридических норм, складываясь на основе юридической практики. Юрист-практик обязан не только знать действующий закон, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно изменяющейся действительности.
Индивидуальное правосознание предполагает знание права и законодательства, а также индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков субъектом права. При влиянии общества и окружающей действительности у субъекта права формируется собственная установка, которая определяет его правовое поведение[10].
Таким образом, правосознание имеет структуру, которая зависит от того, с какой точки зрения рассматривать само правосознание. Правосознание складывается из трех компонентов, каждый из которых играет свою определенную роль. Все три компонента находятся в органичном единстве, тесно переплетаясь и взаимодействуя между собой, они выступают мощнейшим средством совершенствования государственно-правовой действительности.
Социальное назначение правосознания выражается в его функциях:
- Познавательная - эта функция выражается в осмыслении правовой реальности, накопление знаний;
- Оценочная – отношение к правовым явлениям и процессам на основе сравнения, повседневного и научного опыта, использования нравственных критериев, анализе социальных ценностей. Данная функция является основой для творческой, преобразующей роли правосознания;
- Регулятивная – определяет ориентиры правового поведения субъекта права, выработку стереотипов поведения в различных ситуациях.
- Прогностическая – определяется возможностью предвидения, прогноза будущего состояния правовой системы;
- Познавательная – состоит в возможности накопления знаний о праве и его дальнейшем переосмыслении[11].
Таким образом, правосознание это форма общественного сознания, которая состоит из различных идей, чувств, эмоций субъектов права, выражающая отношение индивида и общества в целом к праву. Правосознание обращено не только к настоящей действительности, но и к прошлому, и к будущему. Ориентируя субъектов права в различных социально-правовых ситуациях, правосознание одновременно выступает неким посылом для выбора и принятия юридически значимого поведения общества.
Глава II
Роль правосознания в обществе. формы и средства повышения правосознания
2.1. Правосознание как фактор демократизации общества и укрепления законности
С развитием государственной политики в России, уже официально признано, что именно государство создает условия для развития правовой грамотности и правового сознания у населения. Значение правосознания в современном обществе очень велико, поскольку оно является неотъемлемой частью демократизации общества, особенно ярко оно выражается в процессах легитимации и делегитимации власти, представлениях о форме ее работы, а также ее прозрачности, политической чистоте и порядочности[12].
Россия, вступив на путь демократических преобразований для построения правового государства, ставит главным ориентиром свободу человека и гражданина. На сегодняшний день существенно возрастает уровень политической и личной свободы, тем самым предоставляя широкий простор для разнообразной деятельности субъекта права.
Правовая культура – это неотъемлемая часть правовой системы любого демократического государства. Правосознание является важнейшей духовной предпосылкой для построения и совершенствования демократических институтов, поскольку без необходимых знаний и убеждений невозможно говорить о качественном преобразовании общества на пути к демократическому государству.
Реализация концепции демократического государства, в котором осуществляется и защищается право и свобода каждого гражданина возможна только на основе демократических принципов. Отсюда следует, что демократия и правовая культура общества диалектически взаимосвязаны. Для того чтобы в обществе установились и закрепились принципы демократического государства, необходимо не только знать, но и осознавать верховенство закона и ценность права в социуме. Правовые нормы, складывающиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей. То есть представлений о том, что можно считать правильным или желанным[13].