Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
Бухгалтерский баланс обладает следующими функциями:
- экономико - правовая функция;
- информативная функция;
- результативная функция.
Функции бухгалтерского баланса и их характеристики представлены в таблице 3.
Таблица 3
Функции бухгалтерского баланса[35].
Функции |
Характеристика |
Экономико - правовая |
Баланс входит в число обязательных форм отчетности для организаций и предприятий всех форм собственности |
Информативная |
Конкретизирует основную цель ведения бухгалтерского учета и отчетности - необходимость обеспечения информацией |
о наличии движения имущества и обязательств всех заинтересованных лиц |
|
Результативная |
Путем проведения анализа показателей баланса можно сделать выводы о качестве управления финансами в учреждении, об улучшении или ухудшении ситуации за анализируемый период |
В зависимости от возникающих в хозяйственной жизни целей можно выделить следующие классификации бухгалтерских балансов:
- по источникам:
Инвентарные балансы составляются на основании результатов инвентаризаций. Книжный баланс основан на принципе регистрации и представляет перечень сальдо счетов Главной книги.
- по срокам:
Вступительный баланс составляется при создании новой организации.
Промежуточный бухгалтерский баланс составляется не в отчетные сроки, т.е. период его составления меньший, чем год. Объем и структура такого баланса чаще всего бывает неполной.
Заключительный баланс отчётный документ о производственно финансовой деятельности компании за определённый период времени.
При ликвидации юридического лица составляется ликвидационный баланс по объему:
Баланс самостоятельный - его составляет юридическое лицо, отвечающее указанным имуществом по имеющимся обязательствам.
Отдельный баланс составляют филиалы и структурные подразделения.
Сводные балансы - в бюджете, например, это балансы получателей бюджетных средств, представляемых главному распорядителю бюджетных средств (ГРБС). ГРБС сводит все балансы в один и представляет в финансовый орган.
- по полноте:
Баланс-брутто - включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, а также для совершенствования информационных функций;
Баланс-нетто - исключает регулирующие статьи, используется в настоящее время сальдовый баланс-нетто, так как отражает реальную стоимость имущества организации.
- по реформированию:
Реформированные и не реформированные балансы бывают только в коммерческих организациях. При полном распределении прибыли, она не показывается в балансе, и такой баланс является реформированным. В не реформированном балансе нераспределенная прибыль показывается отдельной строкой.
- по содержанию:
В оборотном балансе кроме сведений об остатках средств и источников формирования имущества на начало, и конец периода еще имеются сведения об их движении за отчётный период.
Сальдовый баланс показывает денежную оценку имущества организации, предприятия и источники образования имущества на конкретную дату.
- по формату:
Двухсторонний баланс: актив слева, пассив справа, иногда наоборот.
Односторонний баланс: актив сверху, пассив под активом (возможен обратный порядок).
Разделенный баланс: по центру приходится название статей (в порядке счетов, приведенных в плане счетов), а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива.
Сводный баланс: слева проводятся названия статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу (первая колонка) и пассиву (вторая колонка).
Шахматный баланс: матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам - статьи пассива (возможен обратный вариант)[36].
Имущество организаций, обязательства и хозяйственные операции, которые учреждение осуществляет в процессе своей уставной деятельности, являются объектом учета в бюджетных учреждениях.
На рисунке 1 приведены отличия бухгалтерского учета в бюджетном учреждении и учета в коммерческой организации (рис.2):
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня (рис. 3).
Данные уровни вполне приемлемы и для коммерческого учета и для бюджетного учета. В первый уровень для бюджетного учета еще следует включить Бюджетный Кодекс РФ.
Единый план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений является документом второго уровня. Он утвержден Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
В плане утверждены счета, которые применяются для синтетического и аналитического учета. Структура счета бюджетного учета включает в себя 26 разрядов[37]. С помощью единого плана счетов обеспечивается прозрачность осуществляемой бухгалтерской операции. Достижение этой прозрачности обеспечивается самим формированием счета по разрядам.
Рисунок 2 - Отличия бухгалтерского учета бюджетных и коммерческих организаций
Рисунок 3 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в РФ
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению являются основой при утверждении рабочего плана счетов организации, содержащего полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета. В Плане счетов бухгалтерского учета приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Субсчета используются организацией, исходя из требований управления ею, включая нужды анализа, контроля и отчетности.
Большое значение для бюджетного учета имеет учетная политика. Учетная политика учреждения - это совокупность выбранных учреждением способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности)[38].
На основании исследования учетной политики бюджетного учреждения нами составлена схема (представленная на рисунке 3) - элементы, формирующие учетную политику в бюджетном учреждении.
Учетная политика оформляется приказом руководителя и формируется на год. Разделы учетной политики построены в соответствии с Единым планом счетов, который состоит из пяти разделов.
Рисунок 4 - Элементы, формирующие учетную политику в бюджетном учреждении[39]
Бюджетные учреждения используют при ведении учета бюджетную классификацию. В настоящее время действуют Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные 01.07.2013 г. Приказом Минфина №65-н «О порядке применения бюджетной классификации». Классификация основана на кодах - числах, которые несут определенную информацию[40].
Отчетность бюджетных учреждений составляется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25 марта 2011 г. №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»[41]. Ведущую роль в отчетности бюджетного учреждения играет баланс.
Зарубежная практика учета определяет две модели бухгалтерского баланса:
- форма счета или горизонтальная форма;
- форма отчета или вертикальная форма.
Горизонтальная форма предполагает расположение активов в левой части баланса, а обязательства располагаются в правой части баланса. Каждая статья равна сальдо по определенному счету или остатку по нескольким счетам[42].
Российскому бухгалтерскому учету присуща горизонтальная форма построения баланса, а для большинства западных компаний характерна, вертикальна модель. Данная модель предполагает две части: актив и пассив. Сначала подлежат отражению активы, а затем обязательства и капитал. Актив можно считать средствами, а пассив источниками данных средств.
В бюджетной организации принята горизонтальная модель построения баланса. Как уже говорилось, существуют значительные отличия бухгалтерского учета в бюджетном учреждении и в коммерческой организации - в планах счетов, структуре счета, в составе и классификации основных средств, материальных запасов, обязательств и других составляющих плана счетов.
По причине этих отличий существуют и различия в формах отчетности данных форм учреждений, и, конкретно, баланс бюджетного учреждения также имеет отличия от баланса коммерческих предприятий. Сущность и общая структура его остаются те же - слева активы (размещенные и используемые полученные средства), справа пассивы (источники образования активов).
Но внутри баланс построен совсем иначе - основные изменения затрагивают структуру основных средств, финансовых активов, денежных средств, обязательств.
В разделе «Обязательства» показывается кредиторская задолженность - по принятым обязательствам, по платежам в бюджет, по Отличием балансов является то, что в бухгалтерском балансе бюджетного учреждения показываются отдельно бюджетные и внебюджетные средства, а затем суммируются. Кроме того:
- Бюджетные организации не наделяются собственными оборотными средствами, т.к. для своей текущей деятельности они получают средства из бюджета или зарабатывают внебюджетные средства;
- В бухгалтерском балансе нет статьи «Уставный фонд» Счет основные средства в Активе составляют фонд в основных средствах и амортизация.
В отличие от коммерческих компаний, бухгалтерский баланс бюджетной организации в активе обязательно отражает размещение бюджетных средств. Размещение средств осуществляется в виде: денежных средств; материальных запасов; основных средств.
В разделе «Финансовые активы» показывается дебиторская задолженность бюджетной организации, т.к. это временное отвлечение средств из хозяйственного оборота. Остатки неиспользованных бюджетных средств (в кассе, на счетах в банке) отражаются в категории «Денежные средства». Реформа бюджетных учреждений внесла в формирование баланса следующее новшество. Ранее особенностью баланса бюджетных учреждений являлось то, что по счетам денежные средства на конец отчетного года в соответствии с правилами заключения счетов, остатков быть не должно. В настоящее время бюджетное учреждение имеет право оставить на счете остаток денежных средств, а указанное правило распространяется только на казенные учреждения. Бюджетные средства с их счетов на конец года забираются главным распорядителем средств.
расчетам с подотчетными лицами, по ущербу имуществу и др.
В разделе «Финансовый результат» показываются остатки по счету 040100000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта»[43].
В бюджетном учете «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» является не прибылью и не убытком. Он представляет собой чистый операционный результат, то есть изменение статей активов и пассивов.
Основой для составления баланса является Главная книга, в которой выводятся обороты и остатки по все счетам за определенный период. Составлению бюджетной отчетности предшествует сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.
На начало года отражаются показатели о стоимости активов, обязательств, данные о финансовом результате на начало года. Они равны графам «На конец отчетного периода» предыдущего года.
На конец отчетного периода отражаются показатели о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на конец отчетного периода - на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и на конец отчетного финансового года - 1 января, учитывая заключительные записи, проведенные 31 декабря по счетам бюджетного учета по окончании финансового года.
Заполненный баланс бюджетного учреждения вместе с другими формами отчетности представляется главному распорядителю бюджетных средств или в финансовый орган, где производится его проверка на увязки. Отдельные показатели баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) увязываются с показателями Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721) и Отчета об исполнении плана финансово- хозяйственной деятельности (ф. 0503727)[44].