Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (Теоретико-правовые основы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметом муниципального контроля (надзора) могут быть исключительно обязательные требования, утвержденные муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.

Объектами государственного и муниципального контроля (надзора) являются:

- деятельность и действия граждан и организаций;

- производственные объекты;

- результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция.

Согласно ч. 2 ст. 1 проекта закона о контроле его положения не будут применяться к вопросам организации и осуществления:

- контроля, производимого Президентом РФ;

- парламентского контроля;

- надзора (контроля), осуществляемого судами;

- прокурорского надзора (за исключением вопросов проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) проверок по требованию прокурора);

- контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления (за исключением случаев, установленных проектом закона о контроле), в том числе в связи с исполнением указанными органами поручений Президента РФ и Правительства РФ;

- внешнего государственного аудита (контроля);

- контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, а также за соблюдением избирательного законодательства, законодательства о референдуме, осуществляемого избирательными комиссиями, комиссиями референдума и образуемыми ими контрольно-ревизионными комиссиями;

- непосредственного пресечения противоправных деяний, представляющих угрозу безопасности государства, общественной безопасности, безопасности личности;

- оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия;

- мероприятий по контролю и надзору при исполнении уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера;

- расследований несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах;

- расследований причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;


- расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

- расследований причин аварий в электроэнергетике.

Как мы видим, по сравнению с Федеральным законом N 294-ФЗ перечень видов контроля (надзора), не подпадающих под действие проекта закона о контроле, значительно сокращен. Так, налоговый, валютный и таможенный контроль тоже будут осуществляться в соответствии с указанным законопроектом.

Что же касается государственного (муниципального) контроля, в силу ч. 3 ст. 1 проекта закона о контроле вопросы организации и осуществления органами государственной власти, органами местного самоуправления или подведомственными им организациями контроля за использованием гражданами и организациями государственного и муниципального имущества, использованием бюджетных средств определяются согласно законодательству об управлении государственным и муниципальным имуществом, бюджетным законодательством. Осуществляемые в рамках указанного контроля мероприятия не относятся к мероприятиям государственного и муниципального контроля (надзора).

Заметим, что в ст. 1 проекта закона о контроле устранено действующее в настоящее время довольно странное правило, в силу которого, вследствие того что органы муниципального финансового контроля не осуществляют государственный контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ в отношении порядка организации и проведения проверок при осуществлении муниципального финансового контроля не применяется. Таким образом, органы муниципального финансового контроля при осуществлении контрольных мероприятий в рамках муниципального финансового контроля (и внешнего, и внутреннего) в настоящее время обязаны руководствоваться нормами Федерального закона N 294-ФЗ.

Также в ч. 3 ст. 1 проекта закона о контроле предусматривается, что контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями законодательства об управлении государственным и муниципальным имуществом, о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, бюджетного законодательства осуществляется согласно положениям соответствующих федеральных законов с учетом принципов ведения государственного и муниципального контроля (надзора), установленных ст. 5 проекта закона о контроле, если иное не вытекает из федерального закона или существа правоотношения.


Организация и осуществление государственного и муниципального контроля (надзора) будут основываться на следующих принципах:

- принципе законности, который означает, что государственный и муниципальный контроль (надзор) ведутся согласно положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ и муниципальным нормативным правовым актам (и в точном соответствии с ними) органами и должностными лицами, уполномоченными на осуществление указанной деятельности и в пределах предоставленных им полномочий;

- принципе результативности и стратегической направленности, под которым понимается, что органы, осуществляющие государственный и муниципальный контроль (надзор), должны иметь утвержденные в установленном порядке измеряемые показатели достижения общественно значимых результатов, связанных с минимизацией вреда охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере, стратегические цели их достижения, сформулированные на долгосрочную перспективу, и планы их достижения;

- принципе эффективности. Данный принцип означает, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) должны исходить из необходимости достижения максимального уровня общественно значимого результата своей деятельности с использованием наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов, а также минимально возможной степени вмешательства в деятельность граждан и организаций;

- принципе пропорциональности, означающем, что при определении степени необходимого вмешательства в деятельность граждан и организаций при ведении государственного и муниципального контроля (надзора), выборе форм его осуществления должна оцениваться соразмерность такого вмешательства риску причинения вреда охраняемым законом ценностям, а степень этого вмешательства не быть чрезмерно обременительной и необоснованно препятствовать нормальной деятельности граждан и организаций;

- принципе ответственности, который означает, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора), их должностные лица должны нести ответственность за достижение показателей общественно значимых результатов и надлежащее исполнение своих полномочий;

- принципе межведомственной ответственности, в силу которого органы, осуществляющие государственный и муниципальный контроль (надзор), должны иметь взаимно увязанные показатели достижения общественно значимых результатов, методики оценки рисков причинения вреда и эффективно налаженный обмен сведениями с иными органами, влияющими на достижение показателей общественно значимых результатов в соответствующей сфере деятельности;


- принципе объективности, согласно которому организация и осуществление государственного и муниципального контроля (надзора) должны основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда и соблюдения законодательства в соответствующей сфере деятельности;

- принципе независимости который означает, что органы, производящие государственный и муниципальный контроль (надзор), должны быть независимы от граждан и организаций в административном, финансовом и функциональном отношении;

- принципе компетентности, состоящем в том, что государственный и муниципальный контроль (надзор) должен осуществляться органами и должностными лицами, обладающими специальными знаниями, умениями и навыками в данной сфере деятельности, располагающими для этого необходимой структурой, силами и средствами;

- принципе превентивной направленности, согласно которому органы, осуществляющие государственный и муниципальный контроль (надзор), в качестве приоритетных должны осуществлять меры по борьбе с причинами возникновения рисков причинения вреда и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений обязательных требований и недопущение нанесения вреда охраняемым интересам;

- принципе стимулирования добросовестности, означающем, что цель государственного и муниципального контроля (надзора) - устранять потенциальную экономическую выгоду от систематического и намеренного нарушения обязательных требований и недобросовестной конкуренции, одновременно снижая вмешательство в деятельность граждан и организаций, характеризующихся устойчивым добросовестным поведением;

- принципе разграничения полномочий, состоящем в том, что наделение органов, осуществляющих государственный и муниципальный контроль (надзор), соответствующими полномочиями не должно приводить к их дублированию;

- принципе информационной открытости. Данный принцип означает доступность для граждан и организаций сведений государственных информационных ресурсов в сфере государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых проверяется при ведении государственного и муниципального контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), о достигнутых показателях общественно значимых результатов (публикуемых по каждому территориальному органу), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ.


Федеральные органы государственного контроля будут обладать следующими полномочиями:

- формирование и проведение на территории РФ единой государственной политики в сфере государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе в области обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);

- разработка, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам организации и ведения государственного и муниципального контроля (надзора) и контроль за их исполнением;

- установление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора), осуществляемых в РФ;

- организация и проведение оценки эффективности и результативности ведения государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ;

- организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора);

- иные полномочия.

Указанные полномочия по ведению отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) могут быть полностью или в части переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления. При этом осуществление органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления указанных полномочий не допускается до принятия положения о ведении соответствующего вида федерального государственного контроля (надзора) и административного регламента.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области государственного и муниципального контроля (надзора) относятся:

- реализация единой государственной политики в сфере государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе в области обеспечения прав граждан и организаций при ведении регионального государственного контроля (надзора);

- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта РФ;

- ведение федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;

- организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора);

- иные полномочия.

Если это не противоречит федеральным законам, полномочия органов государственной власти субъектов РФ по ведению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора) полностью или в части могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов РФ. Осуществление органами местного самоуправления указанных полномочий не допускается до принятия положения о ведении соответствующего вида регионального государственного контроля (надзора) и административного регламента.