Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие правовых отношений
1.2. Признаки правовых отношений
1.3. Структура правовых отношений
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Абсолютные и относительные правовые отношения
2.2. Регулятивные и охранительные правовые отношения
- правовые отношения, имеют свой состав и структуру, которые делятся на группы элементов, связанных существенными признаками, определяющие принадлежность правоотношений, которые в свою очередь возникают в разных областях права и различаются по субъективному составу, объектам правоотношений и его содержанием;
- эволюция правовой системы осуществляется с помощью элементных составляющих правовых отношений, которые отражаются в нормативно-правовых актах и иных источниках права;
- современный этап развития юридической науки позволяет актуализировать процесс дальнейшего эволюционирования «содержания правовых отношений», потому как именно данной группой элементов обеспечивается активная сущность права, которая проявляется в юридических действиях, событиях и фактах, и изменяет общественные отношения путём их индивидуализации в субъективном составе по отношению к объекту в разных сферах права.
По нашему мнению, содержание и сущность правовых отношений как постоянно эволюционирующего элемента правовой системы, до конца не раскрыты, но процесс его развития является ключом к усовершенствованию всей системы общественного и правового устройства. Правовые отношения возникают вместе с природными правами и обязанностями, а с появлением государства важнейшие из них получают законодательное оформление. Правовые отношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые государством.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Абсолютные и относительные правовые отношения
В цивилистической науке продолжаются споры о соотношении абсолютных и относительных правоотношений, о возможности реализации абсолютных прав вне правоотношения.
В современной цивилистической литературе делаются заявления о том, что «конструкция абсолютных правоотношений имеет смысл лишь в качестве антипода относительных правоотношений, но сама по себе никакой познавательной функции не выполняет»[15]. В одной из научных монографий прямо указывается, что «конструкция абсолютного правоотношения есть плод искусственного теоретизирования... В ней нет смысловой нагрузки, как нет и не может быть реальной правовой связи собственника с любым и каждым живущим в данный момент на земле»[16]. В.А. Лапач пишет: «Явление, именуемое абсолютным правоотношением и характеризуемое неопределённым кругом обязанных лиц, лишь в силу традиции именуется правоотношением и должно быть отнесено к способам непосредственного осуществления права, минуя правоотношения»[17]. В.П. Мозолин утверждает, что абсолютные субъективные гражданские права и обязанности не входят в состав гражданского правопорядка. Они являются составной частью публичного правопорядка, элементом публичных правоотношений между государством и всеми лицами[18].
По нашему мнению, абсолютные и относительные правоотношения имеют место в реальной действительности, а их деление в научной среде обусловлено необходимостью формирования научной терминологии (понятий), детального изучения, теоретического обоснования формы и сущности правоотношения вообще и гражданского правоотношения в частности, включая особенности его видов (подвидов). Но такая дифференциация имеет условный характер, абсолютные и относительные правоотношения обладают лишь различной степенью относимости (относительности), поскольку оба исследуемых вида правоотношений (абсолютные и относительные) являются отношениями, т.е. относимыми, относительными явлениями. Гражданское правоотношение - это общественное отношение имущественного или неимущественного характера, регулируемое нормами гражданского законодательства с помощью гражданско-правового метода регулирования, взаимной связи субъективных гражданских прав и юридических обязанностей, взаимодействия субъектов гражданского права, наделенных гражданской правосубъектностью (правоспособностью, дееспособностью, сделкоспособностью, деликтоспособностью), юридическим равенством, индивидуальной свободой, автономией воли, имущественно-организационной самостоятельностью (обособленностью) и действующих в частных интересах с целью удовлетворения своих законных потребностей в предусмотренных законом пределах посредством осуществления субъективных гражданских прав, добровольного и (или) принудительного исполнения юридических обязанностей, применения мер гражданско-правовой защиты и ответственности.
И в абсолютных, и в относительных правовых связях (правоотношениях) существуют управомоченные и обязанные лица (субъекты), а их количество и некая неопределённость отнюдь не влияют на их включение в число правоотношений. Представляется, что применение в качестве отличительного признака абсолютного правоотношения количества обязанных лиц, их неопределённости не имеет решающего значения в причислении абсолютных правовых связей к числу правоотношений. Большое число обязанных лиц в абсолютном правоотношении (все и каждый) вовсе не исключает такую правовую связь из числа правоотношений. И относительные, и абсолютные правоотношения относительны и отличаются лишь степенью этой относительности (одно обязанное лицо, множество обязанных лиц).
В обоих видах исследуемых правоотношений существуют субъективные права и юридические обязанности участников этих правоотношений, их воля и волеизъявление, объекты, специфические юридические основания (факты, составы) возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
И абсолютному, и относительному субъективному праву соответствуют обязанности должника вести себя должным образом, осуществлять активные и пассивные действия, воздерживаться от нарушения прав управомоченного лица и других лиц, добросовестно и разумно осуществлять свои права в пределах ограничений, предусмотренных законом и условиями правовой связи (характером правоотношения), не препятствовать управомоченному лицу (кредитору) в осуществлении своих субъективных гражданских прав, претерпевать те или иные действия управомоченного лица, обусловленные назначением и содержанием возникшей правовой связи (взаимосвязи). Без исполнения корреспондирующей юридической обязанности невозможно гарантировать успешное функционирование субъективного права. Такого рода обязанность в абсолютном правоотношении существует не у неопределённого числа лиц, а у лиц, вступающих в конкретные правовые связи с управомоченным лицом по поводу определённого объекта (имущества, нематериального блага, исключительного интеллектуального права и т.п.).
Абсолютные правоотношения не являются односторонней правовой связью и проявляются не только при нарушении субъективных прав управомоченного лица, но и в период их осуществления, когда все иные участники абсолютного правоотношения (не обладатели вещных и иных исключительных прав), существующего по поводу того или иного объекта правового отношения, не только обязаны соблюдать права правообладателя, не препятствовать ему в нормальном осуществлении его субъективных прав, но и могут потребовать от этого управомоченного лица, субъекта правоотношения (обладателя и носителя определённого абсолютного субъективного права) должного выполнения своих обязанностей по содержанию и обороту вещей, иных объектов абсолютных прав (собственность обязывает), недопущению нарушения прав и законных интересов других лиц, находящихся в абсолютной правовой связи с основным управомоченным лицом, избежанию случаев неразумности, недобросовестности и злоупотребления своим субъективным правом (ст. 10 ГК РФ[19]). Иными словами, субъективная правовая связь в абсолютном правоотношении является взаимной и двусторонней, при которой управомоченное лицо одновременно становится обязанным лицом, а важнейшим объектом правовой связи и законного интереса - надлежащие действия управомоченного лица. Несмотря на доминирующую роль вещей, нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации как основных объектов в абсолютном правоотношении, не последнее место в указанном правоотношении занимают такие объекты, как действия (бездействие) всех других (обязанных) лиц, обеспечивающих нормальное осуществление субъективных прав управомоченного лица.
Ученый не возражал против существования абсолютных и относительных правоотношений, их отличие усматривал в субъектном составе, структуре и характере взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей. Правовую связь в относительном правоотношении учёный называл прямым проводом между определёнными точками пространства, а в абсолютном правоотношении - «беспроволочной» связью, соединяющей определённую точку пространства с абсолютно-неопределённым числом всех иных точек. Исследователь подчеркивал, что в относительном правоотношении функционируют определённые субъекты прав и обязанностей, объединенные непосредственными правовыми узами, а в абсолютном правоотношении известен лишь один субъект прав, которому противостоит универсальная (безличная) масса всех остальных обязанных лиц. Всякое правоотношение связывает управомоченное лицо не только с одним лицом, но и со всем обществом[20].
На наш взгляд, научная версия о возможности существования правовой связи, функционирования абсолютного субъективного гражданского права вне правоотношения противоречит определению (сущности) самого субъективного права, понятию правоотношения. Реализация норм объективного частного права невозможна вне конкретного гражданского правоотношения, основанием возникновения которого являются юридические факты, а содержанием - субъективные права и юридические обязанности, учитывающие права и законные интересы частного лица. Субъективное право помогает претворять в жизнь предписания, запреты и дозволения объективного (позитивного) права, персонифицирует личность участника конкретного правоотношения, является правовым средством обеспечения индивидуальной свободы и инициативы управомоченного лица, имеет индивидуальный волевой характер, направлено на совершение известных положительных действий или бездействия (претерпевания) обязанной стороной под угрозой применения мер гражданско-правовой защиты и ответственности. Правоотношение является непременным элементом механизма правового регулирования и защиты. Реализация прав вне правоотношения возможна лишь в системе публичного права. Вернее, функционирование конституционных прав возможно в рамках конституционно-правовых отношений как элемента конституционного права.
Таким образом, в отличие от иных отраслевых правоотношений публичные общерегулятивные (конституционные) правоотношения отражают наивысшую правовую связь между государством и гражданами по поводу осуществления и гарантирования основных прав и свобод личности, исполнения юридических обязанностей публичного характера. Такого рода правоотношения возникают на основе прямых предписаний конституционных норм и являются базовыми для отраслевых (включая гражданские) правоотношений[21]. Общие правоотношения определяют правовой статус личности, компетенцию государственных органов до возникновения конкретного (отраслевого) правоотношения[22].
2.2. Регулятивные и охранительные правовые отношения
Регулятивные отношения обеспечивают реализацию регулятивных функций гражданского права. Они складываются при нормальном развитии отношений, при правомерном поведении субъектов. Например, на основании договора купли-продажи складывается регулятивное правоотношение, в содержание которого входят права и обязанности продавца и покупателя по передаче товара и уплате цены.
Охранительные правоотношения возникают, когда происходит некий сбой в естественном развитии отношений, происходит нарушение прав, необходимо введение в действие механизма государственного принуждения. В приведённом примере продавец или покупатель не исполняет свои обязанности - требуется принуждение к исполнению обязанностей. Или, предположим, продавец передал товар ненадлежащего качества - возможно привлечение его к ответственности. В содержание охранительного правоотношения входят меры государственно-принудительного воздействия - санкции[23].
Охранительные правоотношения направлены на защиту нарушенных регулятивных правоотношений посредством использования правового принуждения или угрозы его применения в отношении правонарушителя. Выделяются две группы охранительных правоотношений: восстановительные и штрафные. Восстановительные охранительные правоотношения направлены на восстановление и реализацию нарушенного права посредством применения мер защиты прав (признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; применения правил об оспоримой и ничтожной сделке; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта органа власти; самозащита и др.). Штрафные правоотношения направлены на применение мер ответственности (возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.) в отношении правонарушителя. Охранительные правоотношения существуют в правовой системе общества наряду с регулятивными правоотношениями, взаимно дополняя друг друга. Но при этом охранительное правоотношение, будучи содержательно самостоятельным и независимым от содержания регулятивного правоотношения, возникает и существует как результат нарушения регулятивного права[24].