Файл: Эффективность менеджмента организации (Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1 Понятие и значение эффективности менеджмента организации
Глава 2. Анализ показателей эффективности действующей системы управления
2.1 Характеристика организации
Глава 3. Стратегия повышения эффективности менеджмента организации.
Таблица 1 Анализ основных финансовых показателей деятельности ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода» за 2018-2019 гг.
Анализируя результаты финансово - хозяйственной деятельности ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода» можно сделать вывод, что в динамике за 2018-2019 годы основные показатели имели тенденцию к увеличению, а именно, выручка от реализации услуг выросла на 113.24% и повлекла за собой рост валового дохода на 643.83 тыс. руб.
Положительным моментом в деятельности предприятия является снижение уровня издержек обращения (непосредственных затрат, связанных с оказанием услуг) на 0.13% в общем объеме выручки, несмотря на их рост в абсолютном выражении.
Также результатом увеличения выручки от реализации услуг является увеличение прибыли гостиничного комплекса на 109.18%, что в абсолютном выражении составляет 560.37 тыс. руб. За счет роста этого показателя растет и валовая прибыль, влияние на которую оказал и такой показатель как прочие расходы, снизившиеся в 2018 году на 10%.
Чистая прибыль после уплаты налогов, которые возросли на 8.9 тыс. руб. или на 27.22%, составила 361.8 тыс. руб., что на 563.35 меньше показателя 2019 года.
Самым значимым показателем эффективности деятельности гостиничного комплекса является рентабельность. Этот показатель исследуемого объекта довольно высокий, причем как рентабельность оказания услуг, так и рентабельность гостиничного комплекса в целом. Рентабельность деятельности незначительно снизилась (почти на 2%) и составила 18.53%, а целом по гостиничному комплексу выросла на 20.3% и составила 16.0%.
Эти цифры, несомненно, показывают, что деятельность ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода» за 2018 - 2019 годы достаточно эффективна.
Теперь определим степень эффективности существующей системы управления ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода» с помощью показателей деятельности.
Определяя степень эффективности существующей системы управления комплекса с помощью основных показателей функционирования, необходимо отметить, что за анализируемый период они увеличились.
Самым положительным моментом является рост показателя рентабельности в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Увеличение фондоотдачи и уменьшение фондоемкости свидетельствуют о повышении эффективности использования основных фондов гостиничного комплекса. В отчетном году увеличились размеры площади, несмотря на это увеличилась и нагрузка на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом. Показатель эффективного использования основных средств - скорость обращения, которая в отчетном году вырос на 22.04%. Так же плюсом в деятельности комплекса является рост производительности труда. Тенденция роста зафиксирована и у таких показателей как: выручка от оказания услуг на 1 руб. ФЗП (на 27.09%), прибыль на одного работника (на 184.11%),
Помимо оценки эффективности управления, проведенной выше, необходимо обратить внимание на то, как непосредственно руководство гостиничного комплекса «Пушкарская слобода» оценивает социально - экономическую эффективность управленческой точки зрения (Приложение 1).
Анализируя полученные по представленным показателям данные, необходимо отметить, что, по мнению руководства, эффективность довольно низкая (17.9 баллов). Делая вывод, руководству необходимо в дальнейшем совершенствовать и внедрять новые наиболее эффективные действия, реализация которых повысит степень эффективности управления до оптимального уровня.
2.3 Обоснование необходимости проведения изменений системы управления
На основе проведенного анализа финансово - хозяйственной деятельности ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода» можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом.
Указанные недостатки являются минусом организации системы управления персоналом гостиничного комплекса. Устранение этих минусов могло бы привести к решению многих проблем, таких как больничные листы, отпуск. Руководству необходимо обращать внимание на приведенные выше недостатки, т.к. в итоге они сказываются на конечном результате деятельности комплекса.
Отсутствие четкой кадровой политики.
Для рационального использования трудового резерва, для своевременного обеспечения организации персоналом, для эффективности работы кадров необходимо четко определить основные направления работы с персоналом (требования к персоналу, оплата труда, материальное стимулирование).
Отсутствие долгосрочного планирования.
Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускаются ряд ошибок: запаздывание в обеспечении процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего требованиям из-за срочной потребности в приеме.
Отсутствие кадрового резерва.
Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности предприятия в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).
Отсутствие поощрения инициативы работника и материального стимулирования.
Мотивация - это процесс побуждения к деятельности для достижения целей организации. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.
Возрастной ценз
Возрастной ценз, конечно, имеет ряд плюсов (энергичность, меньше подвержены заболеваниям, не состояние в браке) и ряд минусов. Такой отбор отсеивает более опытных претендентов. Образование и компетентность зачастую не могут заменить опыт.
Далее будут рассмотрены предложения по устранению недостатков в системе управления и рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода».
Глава 3. Стратегия повышения эффективности менеджмента организации.
3.1 Расчет показателей экономической эффективности.
Принимая во внимание рекомендации и разработанные мероприятия по усовершенствованию деятельности магазина необходимо оценить эффективность системы управления с помощью метода экспертных оценок.
Эффективность деятельности при рассмотренном изменении во многом зависит от правильности его внедрения. В итоге аттестация может вывести предприятие на новый этап деятельности с резервами для развития и совершенствования.
3.2 Разработка мероприятий по рационализации управления
В главе 2 работы были обозначены недостатки системы управления персоналом, которые, так или иначе, влияют на конечный результат финансово - хозяйственной деятельности ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода». Для их устранения необходимо принимать следующие меры:
Придерживаться кадровой стратегии, ориентированной на привлечение работников средней и высокой квалификации;
Во избежание ошибок руководству следует параллельно с планированием общих тенденций развития комплекса прогнозировать потребность в персонале, заранее заниматься поиском подходящей кандидатуры, которая бы соответствовала всем требованиям должности. Резерв времени позволит более тщательно оценить каждого из претендентов и выбрать наиболее достойного, который сможет принести максимальную пользу.
Сделать возрастные границы более гибкими и в первую очередь принимать во внимание профессиональные качества претендента, а не его возраст.
Следует позаботиться о формировании резерва кадров, т.к. со временем отсутствие людей, могущих заменить какого - либо сотрудника, наносит ощутимый ущерб.
Применять материальное стимулирование труда, которое обеспечивает более высокую производительность работников.
Необходимо проводить обучение сотрудников.
Необходимо применять аттестацию работников - комплексную оценку сильных и слабых сторон персонала, его соответствия требованиям должности. Это бы позволило руководству сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника.
3.3 Предложения по совершенствованию системы управления: миссии, целей, структуры управления и др.
Так как основным мотивом, исходя из анкетирования (Приложение 3), работники ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода» считают заработную плату в гостиничном комплексе, то для такого рода предприятий следует создать специальную систему оплаты труда. Уровень заработной платы в комплексе находится на достаточно невысоком уровне. При проведении опроса персонала, направленного на выявление недостатков системы мотивации, выяснилось, что основные жалобы и недовольство вызывает распределение заработной платы. По результатам опроса выяснилось, что система оплаты труда не выполняет своей мотивирующие функции. Работник не замечает влияния качества своего труда на размер получаемой оплаты труда. Поэтому в рамках программы адаптации предприятие разработало новое положение об оплате труда и положение о премировании, с которым ознакомили всех сотрудников организации. При составлении положения об оплате труда были пересмотрены оклады сотрудников в сторону увеличения, что положительно сказалось на качестве работы работников комплекса. В положении о премировании подробно рассмотрена система мотивации труда, порядок начисления премии, а также все условия выполнения плана. При вступлении данного положения в силу качество труда напрямую влияет на размер получаемой прибыли.
Также в рамках программ адаптации и в целях повышения эффективности работы персонала, необходимо осуществить инвестиции в процесс обучения, а также установить четкую взаимосвязь между вложениями в обучение персонала и в отдачу предприятию от таких вложений.
С этой целью в ООО «Туристический сервис» ГК «Пушкарская слобода» в качестве эксперимента был открыт корпоративный учебный центр в составе кадровой службы предприятия.
При создании учебного центра и расчете инвестиций в его развитие были выделены следующие статьи затрат:
- эксплуатационные (подготовка помещения, оборудования, зарплата сотрудников Учебного Центра);
- аутсорсинг образовательных услуг (привлекаемые тьюторы, учебные пособия);
- формирование учебных материалов, обобщающих знания и опыт компании;
- разработка методологии обучения, мониторинг профилей компетентности;
- дополнительная мотивация персонала к обучению.
Рассмотрим теперь подробнее последнюю рекомендацию. Аттестация включает в себя несколько этапов: подготовку пакета необходимых документов по аттестуемым работникам; проведение аттестации; использование результатов аттестации. Аттестационная оценка несет в себе элемент мотивации и является предпосылкой изменения поведения работника. Уровень профессиональной подготовки и компетентности может быть проверен с помощью специально разработанного теста, включающего в себя как вопросы, отражающие содержание работы сотрудников, так и вопросы, проверяющие общий уровень образования, интеллекта, быстроту реакции, нестандартность мышления. Цель аттестации - выявит сильные и слабые стороны в действиях работника. Слабые стороны можно усилить, а сильные поддержать с помощью рекомендаций аттестационной комиссии. Анкета «Аттестация является главным документом аттестационной комиссии и включает 25 разнообразных вопросов (качеств). Каждый вопрос включает семь сравнительных характеристик по признаку «от отличного к плохому», из которых необходимо выбрать наиболее подходящую для конкретного сотрудника. Присваивая характеристикам баллы от 7 до 1 и суммируя их по всем вопросам, можно получить суммарные балльные оценки аттестуемых. В свою очередь, балльные оценки можно сгруппировать по известным качественным оценкам:
отлично 151 - 175 баллов;
хорошо 101 - 150 баллов;
удовлетворительно 51 - 100 баллов;
неудовлетворительно 25 - 50 баллов.
По результатам проведения аттестации комиссия должна вынести решение о соответствии работника его должности и заработной плате. Исходя из качественных оценок, даются рекомендации о передвижении сотрудников:
отлично - достоин повышения;
хорошо - оставит в должности или перевести на равноценную;
удовлетворительно - провести обучение или понизить в должности;
неудовлетворительно - подлежит увольнению.
Директор должен провести личную аттестационную беседу с работником, в рамках которой должны обсуждаться: выполнение работником своих обязанностей, общие итоги его деятельности в период между аттестациями, пути улучшения работы, необходимость повышения квалификации, получения дополнительного образования, планы на будущее. В заключении директор выставляет оценку работнику, которую сопровождает письменными комментариями, заносимыми в оценочный лист.