Файл: Право потребителей на информацию о товарах (на примере продовольственной продукции – сметаны.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Маркировка товаров – необходимая стадия процесса производства товаров. В основном маркировка товаров – это буквенно-цифровая или графическая информация. Требования к ее виду и содержанию могут устанавливаться не только производителем товаров, располагающим внутренними правилами маркировки, но и различными государственными органами, работающими в сфере стандартизации. Маркировка не только содержит некую информацию об определенном товаре, но и об его производителе. Проставленная на товар маркировка способствует узнаваемости фирмы-производителя этого товара, и, как следствие, при выборе товара покупатели делают акцент на эту информацию.
Кисломолочные продукты имеют диетические и лечебные свойства, которые предопределены наличием молочной кислоты, мешающей формированию гнилостных бактерий в человеческом организме, богатый витаминный состав, поскольку большинство витаминов синтезируются микрофлорой закваски. Кисломолочные продукты легкоусвояемые в сравнении с молоком, благодаря частичному распаду основных составляющих (белков, лактозы) при молочнокислом брожении, а кроме того, активного влияния молочной кислоты на секреторную деятельность пищеварительного тракта. В связи с этим актуальность работы очевидна.
Существует достаточно много научной литературы, посвященной вопросам качества и общей характеристики кисломолочных товаров. Теоретически эту тему достаточно хорошо раскрыли в своих трудах многие авторы.
Объектом исследования выступает маркировка продовольственных товаров.
Предметом исследования являются образцы сметаны.
Целью работы является изучение права потребителей на информацию о товарах. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- исследовать особенности химического состава, пищевой и биологической ценности сметаны;
- углубить знания о факторах, формирующих качество сметаны;
- рассмотреть требования к маркировке и упаковке сметаны;
- проанализировать требования к качеству сметаны;
- идентифицировать сметану по данным маркировки;
- провести оценку качества сметаны органолептическим методом;
- сделать выводы и выработать рекомендации на основе проведенного исследования.
В курсовой работе использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; методы синтеза и анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в объединении разных подходов к классификации в единый комплекс. Практическая значимость работы состоит в определении показателей качества у определенных образцов, что поможет потребителям сформировать свое мнение относительно качества исследуемых торговых марок сметаны.
В работе использовались труды таких ученых как Е. Ю. Райкова, Л.Г. Елисеева, и др. Данная тема достаточно хорошо разработана, поскольку сметана не является новым товаром для исследователей и давно потребляется населением.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.[1]
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и потребителей о продаваемых товарах являются производители. Производственную информацию может дополнять продавец.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.[2]
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т.п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.[3]
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителей.[4]
Формы товарной информации бывают 5 видов: словесная информация, цифровая информация, изобразительная информация, символическая информация и штриховая информация.[5]
Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке.
Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре.
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов либо иных изображений.
Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.[6]
Штриховая информация – штриховое кодирование.
Информацию о товаре с позиций товароведения классифицируют на виды. Средствами товарной информации служат маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама.
Товарная информация делится на четыре вида: Маркировочно-справочная информация, маркировочно-условная информация, эксплуатационно-сопроводительная информация и рекламно-справочная информация.[7]
Маркировочно-справочная информация должна нести определенную товароведную информацию, предусмотренную соответствующей нормативно-технической документацией. Основным средством маркировочно-справочной информации служит маркировка – обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде условных рисунков, цифровых, буквенно-числовых или символических знаков, характеризующих это изделие. Носителями маркировки могут быть:
- этикетка – это элемент упаковки, представляющий собой до нанесения на упаковку самостоятельное изделие небольших размеров с комплексом текстов и изобразительной информации. В зависимости от назначения выделяют основные фирменные этикетки – их располагают в зоне оптимальной видимости. Дополнительные шрифтовые этикетки – это чаще всего контрэтикетки (наносятся с противоположной стороны от основных этикеток и содержат основной объем информации), субконтрэтикетки (располагаются ниже контрэтикеток, меньше по размеру), кольеретки (имеют особую форму и наклеиваются на горлышки бутылок, не несут большой информационной нагрузки). Упаковочные этикетки – выполняют все функции этикеток, но превосходят их по размерам и, следовательно, имеют преимущества в возможностях художественного оформления.[8]
- бирки и ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Они выполняют идентификационную функцию относительно товаров и производителей. Они содержат преимущественно регламентированный минимальный комплекс сведений. Ярлыки чаще применяются для изделий легкой промышленности, а также в оформлении упаковок сувенирного типа.
- вкладыши – выполняют информационную функцию. Их выпускают для качественно новых товаров, обращение с которыми требует навыков или опасно при неправильном использовании; для товаров сложного устройства. Наносимая информация должна быть объективной и достоверной.[9]
- контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки.
- клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.
К маркировочно-условной относят информацию, выраженную в виде условных знаков. Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Им свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Основными средствами маркировочно-условной информации являются следующие:
Товарные знаки – обозначения, позволяющие отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц. На практике товарный знак представляет собой торговую марку, обеспеченную правовой защитой, которая призвана:
1) вызывать доверие покупателя благодаря достаточно высокой репутации на рынке владельца товарного знака;
2) стимулировать спрос и запоминание товара;
3) дифференцировать особенности данного товара.[10]
Знаки происхождения товара – название географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.[11]
Знаки соответствия или качества разрешается использовать только для сертифицированной продукции, он выступает одной из гарантий безопасности товара.
Экологические знаки – (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Экологический знак является одним из определяющих факторов конкурентоспособности товаров.[12]
Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или компонентах.
Эксплуатационные знаки – знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода за потребительскими товарами.[13]
Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами, как правило, наносятся на транспортную тару.
Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений, в конечном счете, жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
Требования к товарной информации:
- информация о товаре должна быть достоверной, соответствие товара заявленной информации должно являться обязательным требованием для изготовителя и продавца;
- наименование товара должно соответствовать государственным стандартам РФ и общероссийским классификаторам технико-экономической информации;
- использование в информации о товаре характеристик «Экологический чистый», «Изготовленный без применения вредных веществ» и т.п. допускается при наличии нормативной документации, позволяющей провести контроль и идентификацию заявленных характеристик, а также подтверждение органам, уполномоченным для проведения процедуры такого контроля;
- основное или функциональное назначение товара, его основные потребительские свойства, область его использования, правила и условия безопасности и технически грамотной эксплуатации, ремонта, утилизации и др. должны сообщаться потребителю в соответствии с требованиями нормативного или технического документа на товар;
- необходимо указывать срок годности (службы) товара. Предприятие-изготовитель должно указывать срок годности, если данный товар включен в утвержденный правительством РФ «Перечень товаров, для которых установлен срок годности обязательно». Срок годности (срок службы) исчисляют с даты изготовления и указывают непосредственно на товаре, транспортной или потребительской таре с использованием одной из типовых формулировок: «Годен в течение (лет, месяцев, суток)» и (или) «Годен до (число, месяц, год)», и (или) «Использовать до (число, месяц, год)», «Срок службы (лет, месяцев, суток, циклов)».[14]
Информация о товаре располагается в одном или нескольких удобных для прочтения местах; при этом следует размещать информацию всегда в одних и тех же местах единицы товара, тары, упаковки. Масса товара, основные его размеры, объем, количество товара указываются в международной системе единиц (СИ).
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных (непродовольственных) товаров
Маркировка – это средства (текст, картинки и др.), наносимые на продукцию и предназначенные для её идентификации.
Цель маркировки – доведение до потребителя важной информации о производителях и характеристиках продукции.
Маркировка бывает производственная и торговая в зависимости от места нанесения. Требования к ней устанавливаются соответствующими стандартами на упаковку и маркировку и общетехническим условиям стандартов на продукцию.