Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации (предприятия).
Большую роль в управлении организации играет бухгалтерский учет, формируя информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. Отчетность составляется по данным бухгалтерского учета. Показатели, которые содержатся в отчетности, используются при анализе результатов хозяйственной деятельности не только самой организацией, но и всеми, кто состоит с ней в партнерских отношениях: кредиторы, поставщики, покупатели и др.
Вся информация бухгалтерского учета должна соответствовать правовым и юридическим нормам. За достоверность информации бухгалтерского учета несут ответственность руководитель, главный бухгалтер и ответственные лица, которые отвечают за сохранность материальных и денежных средств.
Совершая кругооборот, различные виды имущества, переходят не только из одной стадии в другую, из сферы производства в сферу обращения и обратно, но и принимают различную форму.
На стадии кругооборота хозяйственных средств предприятия, совершается множество хозяйственных операций, каждая из которых представляет собой односложное действие (передачу материала производству, начисление заработной платы, выдачу денег из кассы, передачу готовой продукции на склад и т. д.), порождающие за собой обязательства или изменения видов имущества.
Целью курсовой работы является:
- систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний;
- использование полученных теоретических знаний о методах бухгалтерского учета;
- изучение правовых основ организации бухгалтерского учета;
- рассмотрение основы бухгалтерского учета, его сущность и основные задачи.
В данной курсовой работе теоретической основой послужили труды ученых и экономистов таких как: Коваль Л. С., Кондраков Н. П., Синянская Е. Р. и других.
Информационную базу составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция), Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
Теоретические основы организации бухгалтерского учета
Регулирование бухгалтерского учета
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) соответствие федеральных и отраслевых стандартов уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, а также потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) единство системы требований к бухгалтерскому учету;
3) установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, которые имеют право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
4) применения международных стандартов, как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
5) обеспечение условий для единого применения федеральных и отраслевых стандартов;
6) недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
Субъектами регулирования бухгалтерского учета являются:
1. Органы государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган.
2. Регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее - субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета), аудиторы, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации. [7]
Условно регламентирующие правила ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, нормативные документы подразделяются на четыре уровня.
Первый уровень: указы Президента РФ и постановления Правительства РФ и законодательные акты. Целями ФЗ «О бухгалтерском учете» являются установление единых требований к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета, а также бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, (ст. 1).
Второй уровень: положения (стандарты) по ведению бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, а также по отдельным объектам учета. План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Стандарт бухгалтерского учета – допустимые способы ведения бухгалтерского учета, а также документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету (ст. 21 ФЗ). Независимо от вида экономической деятельности федеральные стандарты устанавливают:
1) признаки и определения объектов бухгалтерского учета, условия принятия их к бухгалтерскому учету, списания их в бухгалтерском учете и порядок их классификации;
2) допустимые способы для денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, обязательств и инвентаризации активов, в том числе виды электронных подписей, которые используются для подписания документов бухгалтерского учета, документообороту в бухгалтерском учете и документам бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
6) порядок формирования информации, состав, и содержание раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и к отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, движении денежных средств за отчетный период и финансовом результате его деятельности;
8) состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, денежного измерения объектов в ней и порядок ее составления;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, денежного измерения объектов в ней и порядок ее составления;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, в том числе упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
11) требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Третий уровень: рекомендации в области бухгалтерского учета, указания, инструкции, письма Министерства финансов РФ, ФНС , Центрального банка РФ и т. п. Представление в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения отраслевых и федеральных стандартов, распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, для осуществления уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а так же результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе (ст. 21 ФЗ).
Четвертый уровень: стандарты экономического субъекта. Они предназначены для ведения ею бухгалтерского учета и упорядочения организации. Необходимость и порядок разработки, изменения утверждения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (ст. 21 ФЗ).
Учетная политика – совокупность различных способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (ст. 8 ФЗ).
Экономический субъект формирует свою учетную политику самостоятельно, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: активы, факты, обязательства, хозяйственная жизнь, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы и иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Цель и задачи бухгалтерского учета в ФЗ не формулируются отдельным пунктом, но выпадают из определения и дальнейших требований к ведению учета – это формирование документальной и достоверно подтвержденной информации для внутренних и внешних пользователей.
К внутренним пользователям организации относятся учредители и руководство. Бухгалтерский учет играет роль информационного источника для принятия на его основе соответствующих управленческих решений и проведения дальнейшего анализа хозяйственной деятельности в общей системе управления.
Финансовая отчетность, составляется на основании данных бухгалтерского учета, которая направлена также на информирование внешних пользователей: инвесторов, контрагентов по договорам, государственных органов, кредиторов и т. п.
В Федеральном законе сформулированы основные принципы к ведению бухгалтерского учета и требования:
1) Непрерывность ведения бухгалтерского учета и обязательность (ст. 6 ФЗ).
2) Обязательность внутреннего контроля (ст. 19 ФЗ) и организационные требования к ведению бухгалтерского учета, в том числе степени ответственности должностных лиц (ст. 7 ФЗ)
Хранение документов бухгалтерского учета и ведение бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель организации – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа, либо лицо ответственное за ведение дел организации.
3) Документирование хозяйственных операций (ст. 9 ФЗ), обязательность ведения регистров бухгалтерского учета, использования плана счетов и двойной записи (ст. 10 ФЗ).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Первичный учетный документ составляется в виде электронного документа, подписанного электронной подписью или на бумажном носителе. В первичном учетном документе допускаются исправления, которые должны содержать подписи лиц, составивших документ исправления, а также дату.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Не допускаются изъятия или пропуски при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется, если иное не установлено федеральными стандартами, посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Регистр бухгалтерского учета составляется в виде электронного документа, подписанного электронной подписью или на бумажном носителе.
4) Проведение инвентаризации активов и обязательств (ст. 11 ФЗ).
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, за исключением обязательного проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.