Файл: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА (Понятие и виды форм государственного устройства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
3) обычно одноканальная система налогов: налоговые поступления аккумулируются центром, а затем уже распределяются по регионам;
4) единственное и единое гражданство;
5) единая централизованная судебная система;
6) отсутствие у внутригосударственных территориальных образований политической самостоятельности;
7) отсутствие у территориальных образований права на политическое самоопределение (сецессию).
Унитарные государства (Италия, Польша, Румыния и др.), где всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, производными от полномочий органов центральной власти, и не имеют признаков самостоятельных государственных образований.
2. Федерация сегодня является самой распространенной (и получающей все большее распространение) сложной формой государственного устройства.
[6]Федерация– это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции.
ерритория федеративного государства состоит из территорий входящих в нее субъектов и в этом смысле не является единой с политико-административной точки зрения.
Различные варианты государственно-правового статуса, а также различные объемы самостоятельности разных территориальных образований позволяют говорить о возможности существования различных типов субъектов федерации. Многие авторы в связи с этим различают федерации симметричные, асимметричные и симметричные с элементами асимметрии.
Симметричная федерация предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.
Асимметричная федеративная модель закрепляет существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером взаимоотношений с федеральным центром.
Абсолютно симметричная федерация предполагает одинаковый правовой статус ее субъектов, полное равноправие, единообразное распределение предметов ведения и полномочий. На деле таких идеальных федераций, пожалуй, нет.
Говоря о государствах, в которых конституцией и иными правовыми актами закреплено политическое и правовое равенство субъектов федерации, следует отметить, что фактическое состояние дел может быть несколько отличающимся от закрепленного конституционно. Поэтому говорят о существовании симметричных федераций с элементами асимметрии, к которым относят Германию, Австрию, Швейцарию и др. В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по их природе и политико-правовому положению в федерации, а их различия не всегда относятся к их государственно-правовой природе, затрагивая лишь отдельные элементы формального или фактического статуса. Например, разные субъекты федерации могут обладать различным представительством в законодательных органах федерации. В Германии согласно конституции количество представителей земли в бундесрате зависит от численности ее населения: земля с населением более семи миллионов обладает уже шестью голосами в верней палате федерального парламента.
3. От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.
Конфедерация – относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, военных целей, не обладающий признаками единого государства.
Конфедерация – форма политико-территориального объединения государств на основе общих целей для координации совместных действий.
Конфедерация имеет следующие особенности:
1) представляет собой объединение государств, которые не утрачивают своей политической самостоятельности и остаются суверенными в своих границах после объединения. В отличие от федерации в конфедерации не существует разделения предметов ведения и полномочий, вся полнота власти в своих границах принадлежит объединившимся государствам. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свой международно-правовой статус, абсолютно самостоятельны и независимы во внешнеполитических отношениях и связаны своим участием в конфедерации не более, чем иными своими международно-правовыми договорами;
2) конфедерация по своей природе – всегда договорное объединение;
3) государствам – членам конфедерации принадлежит право сецессии. Этот признак считается основным, отличающим конфедеративную форму государственного устройства от федеративной;
4) существуют объединенные органы конфедерации. Им принадлежат, в основном, не властные, а координационные полномочия, связанные с выработкой общего направления согласованной политики государств – членов конфедерации. Органы конфедерации не являются высшими органами власти для входящих в конфедеративный союз государств;
5) конфедерация строится по нормам не международного, а внутригосударственного права. Нормы международного права в случае их использования являются «внешней оболочкой» внутригосударственных норм. При создании конфедерации не предусматривается учет интересов других «членов международного сообщества», отношения центральных органов конфедерации и входящих в нее государств нельзя однозначно определить только как партнерские, органы конфедерации наделяются властными полномочиями. На текущий момент существует лишь одно образование, обладающее названными признаками, которое можно назвать конфедерацией Европейский Союз. Однако он довольно динамично эволюционирует в федеративное государство.
2.2. Форма государственного устройства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации 1993 года в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В статье 1 Конституции Российской Федерации записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В статье 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации…Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединения несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.
Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция.
В основе построения Российской Федерации лежит принцип государственного единства, то есть федерация – единое целое. Политика регионов должна учитывать интересы всего государства и не противопоставлять им интересы субъектов.
Нынешний российский федерализм характеризуется по-разному. Н.В. Брезгулевская считает, например, что он чрезвычайно эклектичен, сочетает многие элементы из советского и даже имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных демократий и собственными наработками. И.В. Левакин утверждает, что Россия – единое федеративное государство с элементами «регионализма».
СССР и Российская Федерация создавались как федеративные государства для решения национального вопроса, впервые в мировой истории федерации формировались по национальному принципу. Это означало, что субъектами в каждой из них стали национальные государства. Отличие России заключалось в том, что она была построена на автономии, т.е. ее субъектами были автономные государства – автономные республики и другие формы национальной автономной государственности (автономные области и автономные округа). Российская Федерация большинством ученых признавалась федеративным государством, хотя фактически она, так же, как и СССР, была унитарным государством, подчиненным Центру – Москве.
Фактически ликвидация губернаторских выборов, финансовая зависимость большинства субъектов РФ от Центра, перераспределение доходов субъектов РФ по решению Москвы, усиление централизации и ослабление децентрализации правового регулирования постепенно делают наше государство в большей степени унитарным, чем федеративным. Так, губернатор Приморского края С. Дарькин, выступая на выездном заседании комитета Совета Федерации по бюджету во Владивостоке в сентябре 2005 г., назвал неэффективным механизм распределения средств из федерального фонда поддержки регионов, предусмотренный федеральным бюджетом на 2006 г.: «Это просто абсурд, когда увеличение налогового потенциала региона влечет за собой уменьшение объема финансовой поддержки. Деньги должны получать в первую очередь там, где экономика работает эффективно». По мнению Н.М. Добрынина, у федерального центра властные полномочия (права) в последние годы стремятся к бесконечности, а ответственность (в том числе за судьбы политических и экономических реформ, проводимых в стране) – к нулю. Полномочиями органы власти субъектов наделены предостаточно, катастрофически не хватает лишь одного – финансового сопровождения. Усиление вертикали власти свидетельствует об усилении унитаристских тенденций в развитии Российского государства. Так, В.А. Черепанов, исследующий проблемы осуществления государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, утверждает, что последние государственно-правовые реформы направлены на централизацию государственной власти.
Некоторые авторы считают, что существование национальных автономий прямо нарушает гражданские права россиян, разрушает единое правовое пространство и лучший вариант – это переход к национально-культурной автономии. В.Е. Чиркин считает, что структура федерации не должна быть связана с этническим, национальным составом, и при создании субъектов следует руководствоваться комплексно-территориальным подходом, используя при этом не только этнические, но и исторические, географические и иные наименования для субъектов федерации. Вызывает в связи с этим опасения некоторые положения проекта документа, подготовленного возглавляемым В. Яковлевым Министерством регионального развития, – поправок к концепции государственной политики, утвержденной еще в 1996 г. Указом Б.Н. Ельцина. Согласно этому документу традиционная идея единого многонационального общества должна быть дополнена «консолидирующей ролью русского народа». Таким образом, как правильно указывает М. Глобачев, понятие «государствообразующей нации», прежде имевшее хождение лишь в записках частнопрактикующих патриотов, впервые в постсоветской России может обрести и – обретет, скорее всего – совершенно официальную легитимность. Из прочих новаций стоит упомянуть отказ авторов от раздела «Совершенствование федеративных отношений». Магистральная тенденция проекта: никаких суверенитетов по этническому признаку, зато разных виньеток в духе «этнокультурно» социализации можно подбавить и побольше.
Об укреплении унитаристских тенденций свидетельствует также учреждение федеральных округов, что, во-первых, не предусмотрено Конституцией РФ и, во-вторых, практика действия органов власти округов, прежде всего полномочных представителей, вызывает сомнения в их эффективности. К элементам выстраивания вертикали власти следует отнести и реформирование Совета Федерации, состоящему из назначаемых чиновников и бизнесменов, состав которого определяется в политическом «торге» Кремля с регионами. Главы и спикеры регионов перешли в чисто совещательный Государственный совет и Совет законодателей. Появились правовые инструменты, позволяющие Президенту отстранять губернаторов без объяснения причин. Выдвигается в последнее время идея назначения временных финансовых администраций в дотационных регионах, что явно ущемляет права субъектов РФ.
Очень остро стоит вопрос о равноправии, равенстве субъектов РФ. Эта проблема вытекает из проблемы вида федерации – выделяют обычно симметричную и асимметричную федерации. Сторонники симметричной федерации утверждают, что федерация – союз равноправных по конституционному статусу субъектов, поэтому федерация может быть только симметричной. Однако они не считают, что круг предметов ведения и полномочий различных субъектов должен быть одинаков. Получается, что одинаковые по статусу в соответствии с Конституцией РФ субъекты имеют различный объем полномочий, что выглядит явно нелогично.