Файл: Реинжиниринг бизнес-процессов (Теоретические основы реинжиниринга бизнес- процессов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 639
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы реинжиниринга бизнес- процессов
1.1 Понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов
2.1 Характеристика, штатное расписание предприятия ООО «Промтехнологии» и описание бизнес-процессов
Глава 3. Реинжиниринг бизнес-процесса в ООО «Промтехнологии»
Введение
Актуальность. В условиях проведения радикальных изменений в экономике существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь организациям стать более эффективными. Реинжиниринг является одним из самых современных инструментов такого типа. Российские компании зачастую сталкиваются с такими проблемами, решение которых в рамках традиционных классических знаний и парадигм менеджмента практически невозможно. В связи с этим, всё большее число руководителей начинают искать новые нетрадиционные пути достижения конкурентных преимуществ. Обращение к реинжинирингу обусловлено необходимостью внедрения принципиально новой модели бизнеса. Вполне очевидно, что эффективность деятельности компании в значительной степени определяется эффективностью реализации её бизнес-процессов.
Российские коммерческие банки, в настоящее время, вступили в период своего качественного роста. Реформирование банковской системы практически прекратилось и сложившаяся в финансовой сфере ситуация показывает, что перемены не просто желательны, а необходимы, и причем не просто поверхностные, а глубинные. Значительно нарастает острая потребность улучшить качество работы банков перед лицом усиления конкурентной борьбы. Реинжиниринг позволяет найти наиболее эффективное решение данной проблемы и является одним из признанных методов решения организационных проблем, полностью оправдывающий себя на практике.
Отдельные аспекты проблемы проведения реинжиниринга бизнес-процессов в той или иной мере исследовались социологами, философами, менеджерами, экономистами, и другими учеными.
Основателем теории реинжиниринга считают М. Хаммера, который в соавторстве с Дж. Чампи выпустил книгу «Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе». Изучение проблемы проведения реинжиниринга бизнес процессов отразилось в научных трудах таких Российских авторов, как А.О. Блинов, В.И. Гончаров, О. С. Рудакова, В.Я. Захаров, Н. Д. Эриашвили, Г. Н. Калянов и другие.
Объектом исследования работы является ООО «Промтехнологии».
Предмет исследования – совокупность бизнес процессов в ООО «Промтехнологии».
Цель курсовой работы - реинжиниринг бизнес - процессов в ООО «Промтехнологии».
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Изучить теоретические основы реинжиниринга бизнес- процессов;
- Дать понятие и раскрыть сущность реинжиниринга бизнес-процессов;
- Перечислить основные этапы и принципы реинжиниринга;
- Привести краткую характеристику предприятия ООО «Промтехнологии» и описать бизнес-процессы;
- Проанализировать штатное расписание ООО «Промтехнологии»;
- Провести анализ структурно-элементной модели и анализ целесообразности затрат на функции;
- Построить функционально-стоимостную диаграмму. Провести анализ качества выполняемых функций;
- Предложить изменение существующего бизнес-процесса;
- Оценить экономичесую эффективностть проведения реинжиниринга в компании ООО «Промтехнологии».
В соответствии с поставленными задачами излагается материал исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
При написании работы источниками информации послужили различные учебники и монографии по менеджменту, материалы периодических изданий, освещающие вопросы реинжиниринга бизнес-процессов, а так же учредительные документы, бухгалтерские балансы, годовые отчеты, документы внутреннего учета и отчетности банка.
Основные методы исследования. В процессе решения поставленных задач применялись общенаучные методы эмпирического исследования, такие как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, описание, измерение; метод теоретического познания — формализация; общелогические методы — анализ, синтез, моделирование, классификация, типологизация, системный подход. Широко использовались частнонаучные методы - экономико-статистической обработки и аналитической группировки данных, а также метод экспертных оценок.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и разработке научных положений, которые могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в области процессного управления, управления качеством, управлении инновациями и стратегического менеджмента.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная в результате реинжиниринга модель бизнес-процесса позволяет устранить существующие в изучаемом ООО проблемы, повысить эффективность выполнения данного бизнес процесса.
Глава 1. Теоретические основы реинжиниринга бизнес- процессов
1.1 Понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов
Реинжиниринг в качестве приема инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение, диффузию. Поскольку конечной целью реинжиниринга являются нововведения (т.е. инновации), то реинжиниринг в более узком понимании есть реинжиниринг инноваций.
Реинжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. Американский ученый М. Хамлер, который ввел в научный оборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение[1].
Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы[2].
Это определение содержит четыре ключевых понятия: «фундаментальный», «радикальный», «резкий» («скачкообразный») и «процесс»[3]. Хотя понятие «процесс» («бизнес-процесс») является в данном контексте наиболее важным, его трудно объяснить менеджерам, так как большинство из них привыкло иметь дело с задачами, работами, структурами, людьми, но не с процессами.
Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на такие основные вопросы:
— почему компания делает то, что она делает?
— почему компания делает это таким способом?
— какой хочет стать компания?
Отвечая на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить текущие правила и положения (зачастую не сформулированные в письменной форме) ведения бизнеса и часто оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.
Радикальный. Радикальное перепроектирование — это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. входе радикального перепроектирования предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.
Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10—100%, а используются более традиционные методы (от произнесения зажигательных речей перед сотрудниками до проведения программ повышения качества), применение которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500—1000% и более) путем замены старых методов управлении новыми.
Основополагающей целью реинжиниринга бизнес-процессов является гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым изменениям запросов потребителей: соответствующее изменение стратегии, технологии, организации производства и управления на основе эффективной компьютеризации[4].
Результатом реинжиниринга является улучшение важнейших количественно измеряемых показателей[5].
Реинжиниринг бывает успешным, только если он находится в тесной связи с организационным развитием организации[6].
По степени воздействия на организационную структуру различают эволюционный и революционный реинжиниринг бизнес-процессов.
При эволюционном реинжиниринге оптимизируется внутренняя интеграция различных бизнес-процессов, но не вносятся существенные изменения в функционирование организации.
При революционном реинжиниринге перепроектируются все бизнес-процессы и происходит переориентация организации на новый вид бизнеса.
При реинжиниринге осуществляется либо перепроектирование, либо совершенствование бизнес-процессов. Выделяют кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития.
Кризисный реинжиниринг (перепроектирование бизнес-процессов) Состояние глубокого кризиса (потеря конкурентоспособности, отказ потребителей от товаров и т.п.)
Реинжиниринг развития (совершенствование бизнес-процессов) Удовлетворительное текущее положение при нежелательных тенденциях и неблагоприятных прогнозах. Благополучная ситуация при желании ускорить и увеличить отрыв от конкурентов[7].
Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:
1. Компании, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся.
2. Компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и пр.
3. Компании, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего[8].
Таким образом, задачи реинжиниринга аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и в конечном счете — выживаемости предприятия.
Ключевое слово «процесс», как мы уже сказали, наиболее важное в определении понятия «реинжиниринг».
Бизнес-процесс — это множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить потребителю продукцию (услугу), удовлетворяющую его по стоимости, сервису и качеству.
Итак, бизнес-процесс — это действия по достижению цели компании. При этом оптимизируется результативность бизнес-процесса путем его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в структуре управления компанией[9].
Проект реинжиниринга бизнеса обычно включает четыре этапа:
1. Разработка образа-видения (vision) будущей компании. На этом этапе компания строит картину того, как следует развивать бизнес, чтобы достичь стратегических целей;
2. Анализ существующего бизнеса — проводится исследование компании и составляются схемы ее работы в настоящий момент;
3. Разработка нового бизнеса — создаются новые и (или) изменяются прежние процессы и поддерживающая их информационная система, тестируются новые процессы;
4. Внедрение проекта нового бизнеса[10].
Важно то, что перечисленные этапы выполняются не последовательно, а, по крайней мере, частично параллельно, причем некоторые из них повторяются.
Особо следует отметить роль информационных технологий (ИТ) и реинжиниринге, так как перепроектирование деловых процессов становится возможным, как правило, благодаря этим технологиям. Основная ошибка большинства компаний в том, что они рассматривают ИТ через призму существующих процессов. Они формулируют проблему следующим образом: как использовать новые технологии, чтобы улучшить то, что мы сейчас делаем? Реинжиниринг — это внедрение самых последних информационных технологий для достижения совершенно новых деловых нолей[11]. Необходима ориентация на постоянно эволюционирующие услуги, наилучшим образом отвечающие нуждам потребителей. Поэтому необходима разработка стратегии ИТ как ряда целенаправленных и скоординированных действий, позволяющих использовать информационно-технологические ресурсы для создания и поддержания устойчивого конкурентного превосходства компании.
Итак, реинжиниринг представляет собой прием инновационного менеджмента, который затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение. Конечной целью реинжиниринга являются нововведения. Основополагающей целью реинжиниринга бизнес-процессов является гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым изменениям запросов потребителей. Результатом реинжиниринга является улучшение важнейших количественно измеряемых показателей. По степени воздействия на организационную структуру различают эволюционный и революционный реинжиниринг бизнес-процессов. Основные задачи реинжиниринга это освоение новшеств для повышения конкурентоспособности продукции и обеспечение выживаемости предприятия.