Файл: Характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Когда начали восприниматься идеи правового государства, произошло существенное обогащение гуманистического содержания современного учения, связанного с государством и правом.
Для любой теории, т.е. системы суждений, понятий, идей, характерно приобретение статуса науки в том случае, когда происходит поднятие до того, чтобы выработать обобщенные, достоверные, объективные знания, связанные с определенными процессами и явлениями действительности. Наука представлена осуществляемой учеными творческой деятельностью, направленной на то, чтобы получать истинные знания и всю сумму наличных знаний, представленных результатом научного производства . В отличие от иных видов деятельности, со стороны науки происходит обеспечение приращения знаний, открытия новых горизонтов в соответствующей сфере, и стимулирование любой иной деятельности.
Цель теории государства и права – получать, обновлять, углублять обобщенные, достоверные знания, связанные с государством и правом, познавать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, со стороны которых происходит определение ее исторического движения.
Государство и право, их многоплановое и активное функционирование, является сутью общественно-политической реальной практики, а не идеи и понятия. Это является такой реальностью, с которой должны считаться все общественные силы, не принимая во внимание их социально-политическую направленность. Перечень наиболее важных объектов государственной практической деятельности и правового регулирования представлен экономикой, социальной сферой, научно-техническим прогрессом, обороной страны, охраной окружающей среды, обеспечением общественного порядка и т.п. Государственно-правовую действительность, политико-правовые процессы рассматривают в качестве наиболее важных и сложных сфер, которые во многом влияют на жизнедеятельность общества. Со стороны теории государства и права происходит изучение в обобщенном виде огромного количества государств и систем права – от тех, которые существовали в глубоком прошлом, до тех, которые существуют сейчас .
И если бы со стороны науки не происходило изучение и обобщение такого гигантского исторического опыта, то государственно-правовой практике пришлось бы постоянно топтаться на одном месте, т.к. людьми бы забывался бесценный опыт, полученный прошлыми поколениями. Даже в настоящее время, если в ходе государственно-правового строительства игнорируется наука, возникают многочисленные негативные последствия.
В результате изучения и обобщения практики, со стороны теории государства и права происходит формирование огромного количества понятий и определений государственно-правовых явлений, выработка научных рекомендаций и выводов, генерация новых идей, благодаря которым происходит не только понимание сущности, содержания и форм государства и права, но и умелое использование их для того, чтобы прогрессивно развивать общество .
Благодаря рассмотренным обстоятельствам представляется возможным признание обоснованности позиции тех авторов, со стороны которых происходит рассмотрение в теории государства и права именно общих закономерностей становления, развития и функционирования объективных явлений. Если же говорить о государственных и правовых категориях, то благодаря их использованию, изучению и обобщению можно определять, познавать и устанавливать практическую значимость выявленных закономерностей. В результате того, что познавать закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права можно на основании того, как изучаются государственные и правовые явления, последние могут быть рассмотрены как объект теории государства и права. На основании этого можно отметить интересную теории В.С. Нерсесянца, который считал, что «объект науки – это то, что мы знаем о нем до его научного изучения, а предмет - это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания".
Итак, на основании вышеизложенного, предмет теории государства и права представлен наиболее общими закономерностями того, как возникают, функционируют и развиваются государственно-правовые явления. Следовательно, роль объекта теории государства и права отводится изучаемым со стороны такой науки государственно-правовым явлениям.
1.3 Методология теории государства и права
Для теории государства и права, как и для любой иной науки, характерно наличие специфической, присущей только для нее методологии, и выполнение определенных функций.
Методология науки представлена познавательными принципами, приемами, средствами и способами, которые она использует для того, чтобы познавать свой предмет и получать научные результаты. Методология теории государства и права является очень сложным явлением, которое представлено мировоззрением и общетеоретическими концепциями, всеобщими законами и категориями, общенаучными и частнонаучными методами . На основании этого со стороны ряда авторов предлагается рассмотрение методологии теории государства и права в качестве многоуровневой системы: основных направлений и общих принципов познания в целом; общенаучных способов и приемов, используемых во время познания однотипных объектов; частнонаучных методов, которые используются во время того, как исследуются особенности отдельного объекта .[9]
Высший уровень средств и методов познания теории государства и права представлен парадигмами, т.е. познавательными принципами и приемами, которые отображают процессы в государственно-правовой сфере, которые задают логику организации знаний, модель теоретического толкования однотипной группы явлений. Для государственно-правовых явлений характерна многозначность. Чтобы их описать исследователю, требуется наличие концептуальных объяснений природы и сущности государства и права, т.е. теоретических подходов, со стороны которых происходит формирование изначальных критериев и установок для определенного понимания государственно-правовых явлений .
Со стороны теории государства и права можно говорить о том, что существуют разные концептуальные подходы к тому, чтобы исследовать государство и право, интерпретировать их природу, сущность, источники и формы. В основе таких различий лежат попытки объяснить их посредством решающего влияния определенного фактора. Формирование самих парадигм происходило в пределах тех или иных школ, направлений. Ознакомимся с такими парадигмами: [10]
Теологическая парадигма. Роль представителя такой парадигмы отводится Фоме Аквинскому. С его стороны происходила интерпретация государства и права в качестве сверхъестественного проявления Божественной воли .
Натуралистическая парадигма. Роль представителя отводится французскому исследователю Ж.Бодену. С его стороны отмечалось доминирование природных факторов, в т.ч. климата, географической среды, врожденных инстинктов и т.п. над всеми государственно-правовыми явлениями .
Естественно-правовая парадигма, роль представителей которой отводится Г.Гроцию, Дж.Локку, Ж.-Ж. Руссо. С их стороны осуществлялась трактовка государственно-правовых явлений в качестве справедливых установлений свободных людей.
Социальная парадигма (К. Маркс, Е. Дюринг, М. Вебер и другие). С их стороны происходило объяснение государственно-правовых явлений в качестве того, что на них влияют социально-экономические и социокультурные факторы .
Нормативистская парадигма, роль представителя которой отводится Г. Кельзену. С его стороны происходило определение государства и права в качестве принудительно установленного общественного порядка .
Роль естественного недостатка парадигм отводится известному упрощенному, огрублению сложной системы, включающей государственно-правовые процессы. Но их достоинство заключается в том, что с их стороны происходило указание на то, как юридические теории связаны с концепцией более высокого уровня, включая философские, социологические, социокультурные.
Именно научные направления высокого уровня используются теорией государства и права для черпания наиболее общих принципов познания и логических приемов, благодаря которым появляется возможность более активного выражения природы и сущности государственно-правовых явлений. Их совокупность представлена средним уровнем познавательных средств в методологии теории государства и права. Со стороны таких принципов происходит формирование группы общенаучных методов, которые обладают универсальным характером, и которые используют все науки .
Особого внимания заслуживает принцип историзма, который предполагает, что будет исследован процесс развития государства и права во времени и пространстве, благодаря которому представляется возможным выявление изменений, которые происходят с государством и правом на протяжении конкретных периодов их эволюции в пределах разных стран .
Кроме того, со стороны теории государства и права в качестве науки требуется стремление к тому, чтобы достичь истины, объективно отражать государственно-правовую действительность, закономерности ее возникновения, тенденции развития, что является содержанием принципа объективности. При этом для преодоления сложности процессов, которые происходят в государственно-правовой сфере, не должно использоваться сведение всего многообразия к раз и навсегда заданным значениям.
Многозначность и многоликость государства и права предполагает возможность их исследования с различных сторон, уважения иной точки зрения. В этом находит свое выражение принцип плюрализма .
Он позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать наиболее оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.
Процесс реконструкции знания и формирования концепции предполагает использование различных логических приемов, с помощью которых общенаучные принципы применяются к исследованию реального объекта. Поскольку государственно-правовые явления достаточно сложны и многофункциональны, то используется аналитический метод (анализ), позволяющий мысленно раскладывать явление на составные части и определять характер взаимосвязи между ними .
Противоположный анализу прием - синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое.
В теории государства и права используется и другая пара приемов - индукция и дедукция. Они основаны на различных принципах мыслительной действительности. Индукция предполагает исследование, направленное от частного к общему, когда признаки характеристики единичного элемента переносятся на свою систему. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному .
Наконец, третий, низший уровень методологии теории государства и права составляют частнонаучные методы, которые представляют собой средства непосредственного получения конкретного знания. Среди них в теории государства и права используются системный, структурно-функциональный, статистический методы, провой эксперимент, метод правового моделирования компаративный метод и другие .
Системный метод рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов.
Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развивается.
Системный метод дополняется структурно-функциональным, который исходит из того, что государственно-правовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функциями, тогда и вся система работает неудовлетворительно .
В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных элементов, состоящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Если в этом механизме неэффективна деятельность правоохранительных органов или развит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоянии обеспечивать законность и правопорядок.
Все большее значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе - выявления преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и так далее. Это позволяет определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта правового развития в конкретный регион, государство .
Широкое распространение в связи с изменениями, происходящими в настоящее время в государственно-правовой сфере России, получает метод правого моделирования и правовой эксперимент. Правовое моделирование представляет собой теоретический поиск оптимальных путей развития.
В свою очередь, для правового эксперимента характерен эмпирический (опытный) поиск таких путей.
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функции теории государства и права - это основные направления ее деятельности, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни .