Файл: Понятия и границы суверенитета государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рь

2. Гарантии и проблемы государственного суверенитета в Российской Федерации

2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве

Существует несколько проблема суверенитета в федеративном государстве как проблема в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему[27].

Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также Федеративному договору – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) – эти республики являются суверенными государствами[28].

Не существует, сокращенного, ограниченного, относительного или раздельного суверенитета. Надо признать справедливым высказывание К. Маркса о том, что “две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве; это – нелепость вроде квадратуры круга”. Объективно невозможно функционирование двух главенствующих и при этом независимых властей на одной и той же территории. В федеративном государстве носителем государственного суверенитета является сама Федерация.

Стоит отметить, что вопрос о суверенитете в федеративном государстве в истории человечества поднимался не раз. Так, например, при создании американской федерации встала проблема, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, которое складывается из подчиненных ему провинций.

Составители американской конституции сначала хотели решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. Они считали, что суверенную власть в равной мере осуществляют как штаты, так и федерация в целом. Но при этом в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. В этом не находили ничего особенного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна[29].


Оценивая эту теорию, выдающийся русский правовед Н.М. Коркунов писал: «Теория делимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двоякое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, или по предметам ведения – все равно, каждая из них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом выпускают из внимания, что территориальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, то она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решателями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь при одном условии, допустив, что суверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а входящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами»[30].

Намного позже, при создании Союза ССР, его субъекты – союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР, а также суверенитета его субъектов – союзных республик. В этот период главной и неоспоримой точкой зрения была возможность сочетания суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Основополагающим фактором, который обуславливал возможность такого сочетания, была единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик. На практике, конечно же, союзные республики не обладали никаким суверенитетом, а когда они решили им в действительности воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в действительности суверенитет союзных республик носил лишь потенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежащем им правом свободного выхода из состава Союза ССР.


Республики, входящие в состав Российской Федерации не пользуются правом свободного выхода из состава этой Федерации. Это одна из теоретических причин, по которой они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Следовательно, объявление этих республик суверенными государствами – не является констатацией действительного положения вещей, а дань времени, получившему название “парад суверенитетов”, и разного рода политическим играм, ведущимся как на федеральном, так и региональным уровнях.

2.2 Современные направления, способы осуществления государственного суверенитета

Согласность нормам общего конституционного права, выделяются основные направления осуществления государственного суверенитета:

  • защита экономической системы;
  • обеспечение территориальной целостности;
  • обеспечение положительного функционирования системы налогов из финансов;
  • обеспечение полноценного функционирования аппарата управления.[31]

Осуществление государственного суверенитета б происходит посредством деятельности исполнительной-распорядительных из судебных органов над всей территории государства.

Во Российской Федерации государственную власть на основе разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную) осуществляют Президента России, Федеральное собрание (Советь Федерации из Государственная Думать), Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную властью в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые имидж органы государственной власти (сто. сто. 10, 11 Конституции РФ)[32].

В следствии этого, основной Законник России, Федеративный из иные договоры во целях сохранения единства из верховенства государственной власти, защитыь суверенитета России предусматривают разделение предметов ведения из полномочий между органами государственной власти Российской Федерации из органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относящий при этом наиболее первостепенные вопросы общегосударственного значения ка ведению Российской Федерации во лице ее высших органовг государственной власти, такие какао принятие из изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за ихний соблюдением, федеративное устройство из территория РФ, установление основа федеральной политики из федеральные программы во области государственного, экономического, экологического, социального, культурного из национального развития России, вопросы обороны из безопасности страны, определения статуса б и защиты государственной границы, ад также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета[33].


2.3 Формы защиты государственного суверенитета

Президента России, будучи главой государства, наделяется полномочиями «под охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости из государственной целостности» Основным законом страны (сто. 80 Конституции РФ). Вступая во должность, во своей торжественной присяге Президента РФ клянется «защищать суверенитету и независимость, безопасность из целостность государства» (ч.1 сто. 82 Конституции РФ). Именной Президент РФ, согласность Конституции РФ определяет основныеж направления внутренней из внешней политики России, делая этот в соответствии се Конституцией РФ из федеральными законам. Именной Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой России (п. «а» сто. 86). Во сфере оборонной политики государствам Президент России является верховными главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации (ч. 1 сто. 87), формирует из возглавляет Советь Безопасности Российской Федерации (п. «з» сто. 83). Во случае агрессии против России, или непосредственной угрозыск агрессии Президента РФ вводить на территорию страны или в отдельных ее местностях военное положение, незамедлительно сообщая оба этом палатам Федерального собрания (ч. 2 сто. 87)[34].

Чтоб касается кадровых вопросов, во целях обеспечения контроля надо деятельностью государственного аппарата, какао одного изо направлений реализации государственного суверенитета, Президента России согласность Конституции РФ под предложению Председателя Правительства России назначает над должность из освобождает ото должности федеральных министров (п. «д» сто. 83). Какао верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Президента РФ самостоятельно назначает из освобождает ото должности высшее командование Вооруженныхц Сил РФ.[35]

Правовая основать государственного суверенитета обеспечивается (представительными) органами государственной власти посредством создания принятия законовг, раскрывающих сущность из направление государственного суверенитета.

Согласность Конституции РФ таким органом в России является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящееж из двух палата – Совета Федерации из Государственной Думы.

Во законодательной области во целях обеспечения верховенства государственного закона над всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы, правом принятия законовг. Согласность Конституции РФ Федеральные законыь принимаются Государственной Думой из передаются над рассмотрения Совета Федерации.


Во сфере защиты единой экономической системы России, какао суверенного государства Федеральное Собранием наделено правом принятия государственного бюджета страны. Такт, во соответствии сок ст. 106 Конституции РФ принятые ёж Государственной Думой федеральные законы о вопросах федерального бюджета б, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной к эмиссии из подлежат обязательному рассмотрению во Совете Федерации. «Для осуществления контроля надо исполнением федерального бюджета Советь Федерации из Государственная Думать образуют Счетную палату, составить и порядок деятельности которой к определяются федеральным законом».[36]

Во целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, какао одного изо направления осуществления государственного суверенитета б Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны из безопасности страны. Такт, ка ведению Совета Федерации относятся утверждением Указа Президента РФ об введении чрезвычайного положения, обязательному рассмотрению во Совете Федерации подлежать принятые Государственной Думой федеральные законы об вопросах статуса из защиты государственной границы, войны и мира б (сто. 106 Конституции РФ).

По мимо этого, во целях защиты государственного суверенитета б России Федеральное Собрание РФХ осуществляет деятельность под обеспечению нормального функционирования системы налогов из финансов, нормального функционирования аппарата б управления. Во этой связист, Конституцией РФ ка компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов об вопросах федеральных налоговик и сборов[37]. Федеральное Собранием наделено правом принятия над должность из освобождения ото должности лицо высших органов государственной власти (судей Конституционного судак РФ, Верховного Судак РФ, Генерального прокурора РФХ и драм. лицо согласно Конституции РФ). Ка ведению Государственной Думы относится дача б согласия Президенту РФ над назначение Председателя Правительства РФХ (п.п. «а»п. 1 сто. 103 Конституции РФ).[38]

Если Президент России какао глава государства во целях защиты государственного суверенитета б осуществляет руководство внутренней из внешней политикой, Правительство Российской Федерации во пределах своих полномочий черезо систему органов управления над местах организует реализацию внутренней к и внешней политики государства б, организует исполнение федеральных законов над всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны[39].