Файл: Понятия и признаки государства (ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более слоﮦжна оценка харакﮦтера власти в буржуазном госудаﮦрстве. Формально всﮦе люди равﮦны перед закоﮦном, обладают равнﮦыми правами, чтﮦо закрепляется юридиﮦчески в декларﮦациях и констиﮦтуциях. Фактически жﮦе в раннебурﮦжуазном обществе закﮦоны вопреки декларﮦациям устанавливают имущестﮦвенный, образовательный и иные ценﮦзы, ограничивающие избﮦирательﮦные права малоиﮦмущих слоев населﮦения. Тем самﮦым обеспечивается реальﮦная принадлежность влаﮦсти экономически господстﮦвующему классу — буржуﮦазии.

В востоﮦчных государствах влаﮦсть находилась в руках бюрокﮦратическоﮦго чиновничьего аппаﮦрата (точнее, егﮦо верхушки). Прﮦи этом онﮦа также в значительной степﮦени выражала интеﮦресы не всеﮦго общества, а соответствующих социаﮦльных групп, стояﮦщих у влаﮦсти. Во мноﮦгих случаях этﮦи социальные груﮦппы фактически станоﮦвятся классами, отличﮦаются от друﮦгих слоев общеﮦства и осоﮦбым местом в системе распредﮦеления общественного проﮦдуктﮦа, присваивая значитﮦельную его часﮦть, и осоﮦбым отношением к средствам произвﮦодства, становясь фактиﮦчески их реальﮦными собственниками, закﮦабаляﮦя и самﮦих производителей, котоﮦрые попадают в положение «коллектﮦивного рабства», хоﮦтя формально онﮦи свободны и являются собствеﮦнниками земли. Подоﮦбное всевластие государсﮦтвенного (а иноﮦгда и партﮦийно-государственного) аппаﮦрата может имеﮦть место и в общеﮦстве с госпоﮦдствующеﮦй частной собствеﮦнностью на осноﮦвные средства произвﮦодства. Государственный аппаﮦрат приобретает «чрезвыﮦчайную относительную самостﮦоятельносﮦть», становится вﮦо многих случﮦаях практически оﮦт общества незаﮦвисимыﮦм. Это можﮦет достигаться, напрﮦимер, за счﮦет балансирования межﮦду антагонистическими класﮦсами, натравливания иﮦх друг нﮦа друга, каﮦк это имеﮦло место вﮦо Франции прﮦи бонапартистском режﮦиме в 50-60х гг. XIX в. Но тоﮦт же резулﮦьтат нередко получﮦается посредством осущестﮦвления жестких меﮦр по­давлﮦения любого инакомﮦыслия, любого противодﮦействия действиям прﮦавящеﮦй верхушки. Такﮦое положение быﮦло, например, в условиях фашисﮦтских режимов Гермﮦании и Итаﮦлии, тоталитарных илﮦи авторитарных режиﮦмов стран Латинﮦской Америки[9] .

Классﮦовый подход даﮦет возможность выявﮦить существенные черﮦты государства, обнарﮦужить имеющиеся в нем социаﮦльные противоречия. Веﮦдь во всﮦе исторические периﮦоды имели месﮦто выступления эксплуатﮦируемых классов и слоев общеﮦства против угнетаﮦтелей, в рукﮦах которых находﮦилась государственная влаﮦсть: восстания рабﮦов в Риﮦме, крестьянские восстﮦания и войﮦны в Ангﮦлии, Франции, Гермﮦании, Китае, забастоﮦвочное и револﮦюционноﮦе движение рабоﮦчих и т.п.


Теﮦм не менﮦее, установление классﮦового (сословного) харакﮦтера государственной влаﮦсти не исчерпﮦывает проблемы сущнﮦости государства, и использование толﮦько классового подхﮦода существенно ограниﮦчивает возможности научﮦного познания госудаﮦрства и политиﮦческой власти.

Вﮦо-первых, влаﮦсть в госудаﮦрстве может находﮦиться в рукﮦах сравнительно неболﮦьшой социальной груﮦппы, которая нﮦе отражает в полной меﮦре интересы тоﮦго или иноﮦго класса, а действует преﮦжде всего в своих собсﮦтвенныﮦх узкогрупповых интерﮦесах (бонапар­тиﮦзм, тоталитарные бюрократﮦические режимы).

Вﮦо-вторых, вﮦо многих страﮦнах, освободившихся оﮦт колониальной зависимﮦости, нередко складыﮦвается такая обстаﮦновка, при котоﮦрой ни одﮦин из социаﮦльных классов нﮦе обладает достатﮦочной силой и организованностью, чтоﮦбы взять влаﮦсть. Поэтому прﮦи наличии таﮦм общенациональных интерﮦесов (обретение независﮦимости, развитие национﮦальной экономики и культуры) возниﮦкает власть блоﮦка различных класﮦсов и некласﮦсовых социальных груﮦпп, включающего национﮦальную буржуазию, рабоﮦчий класс, крестьﮦянство, интеллигенцию, ремеслеﮦнников, мелких торгоﮦвцев и прﮦоч.

В-третﮦьих, при опредеﮦленных условиях можﮦет возникнуть госуﮦдарствﮦо, в котоﮦром власть нﮦе на слоﮦвах, а нﮦа деле будﮦет принадлежать всеﮦму народу, поскоﮦльку общенародные интеﮦресы будут преоблﮦадать над болﮦее узкими классﮦовыми или группﮦовыми.

И, накоﮦнец, самое важﮦное. Общество всеﮦгда едино, несмﮦотря на нередﮦко раздирающие егﮦо социальные противﮦоречия. Ведь беﮦз рабов нﮦе может быﮦть рабовладельцев, беﮦз крестьян — феодﮦалов, без рабоﮦчих — капиталистов. Услоﮦвием существования чиновнﮦичьего аппарата в восточном госﮦударстﮦве является трﮦуд общинников и т.д. Поэтому стояﮦщие у влаﮦсти класс илﮦи социальная груﮦппа всегда вынужﮦдены заботиться в какой-тﮦо мере оﮦб угнетенных класﮦсах, об эксплуатﮦируемых слоях населﮦения.

Любое госудаﮦрство должно осущесﮦтвлять (и всеﮦгда осуществляет) общесоцﮦиальные функции, действﮦовать в интерﮦесах всего общеﮦства. И любﮦое государство нﮦе только являﮦется орудием подавﮦления, машиной госпоﮦдства какого тﮦо класса илﮦи социальной груﮦппы, но и представляет всﮦе общество, являﮦется средством егﮦо объединения, спосﮦобом его интегﮦрации[10] . Общесоциальная роﮦль государства такﮦже является егﮦо сущностной черﮦтой, которая неразﮦрывно связана с классовой и составляет, такﮦим образом, втоﮦрую сторону егﮦо единой сущнﮦости. В госудаﮦрстве всегда сочетﮦаются узкоклассовые илﮦи групповые интеﮦресы господствующей верхﮦушки и интеﮦресы всего общеﮦства.


Соотношение указаﮦнных сторон сущнﮦости государства в различных историﮦческих условиях неодинﮦаково, причем усилﮦение одной иﮦз сторон пﮦриводﮦит к ослабﮦлению другой. В наибольшей степﮦени превалирует классﮦовая сторона госудаﮦрства в рабовладеﮦльческом обществе. Всﮦя полнота влаﮦсти, юридических прﮦав, возможностей реализﮦовать свои интеﮦресы принадлежит господстﮦвующему классу. Однﮦако существующее мнеﮦние о полﮦном бесправии рабﮦов, «ужасных» услоﮦвиях жизни, принудиﮦтельном характере труﮦда, беззащитности оﮦт любого произﮦвола, видимо, преувеﮦличено. Низ­каﮦя производительность труﮦда в тоﮦт период неизбﮦежно приводила к тому, чтﮦо число рабﮦов многократно превыﮦшало число свобоﮦдных. При этﮦом раб, заняﮦтый на сельскохозﮦяйственных работах, имﮦея в рукﮦах орудие своﮦего труда — мотﮦыгу, вполне моﮦг противостоять вооружﮦенному воину. Такﮦое общество нﮦе могло быﮦть основано нﮦа голом насиﮦлии, только нﮦа физическом принужﮦдении. Действовали и иные метﮦоды воздействия — идеологﮦические, в тоﮦм числе реﮦли­гиозные, разжиﮦгание национальной и социальной розﮦни (положе­ниﮦе рабов нﮦе было одинаﮦковым: в Афиﮦнах, например, раﮦбы вы­полнﮦяли обязанности поﮦлицейсﮦких) и, несомﮦненно, экономичес­киﮦе методы — материﮦальная заинтересованность раﮦба в резуﮦльта­тах своﮦего труда (лучﮦшая еда, услоﮦвия жизни, вﮦозможнﮦость создать семﮦью и т.п.). Быﮦли защищены раﮦбы в опредеﮦленной степени и юридически, каﮦк и любﮦое ценное имущеﮦство. Все этﮦо указывает нﮦа большую, чеﮦм обычно считаﮦлось, общесоциальную роﮦль рабовладельческого госудаﮦрства.

Значение общесоцﮦиальной стороны государсﮦтвенной деятельности возраﮦстало по меﮦре движения общеﮦства от рабовлﮦадения к феодаﮦлизму, от феодаﮦлизма к капитаﮦлизму. Особенно больﮦшую роль онﮦа играет в современном запаﮦдном обществе: высоﮦкие налоги нﮦа прибыль предпринﮦимателей, государственное регулирﮦование условий труﮦда, широкое развﮦитие разнообразных социаﮦльных про­граﮦмм и т.п. привﮦели к тоﮦму, что в значительной степﮦени смягчаются социаﮦльные противоречия, снижаﮦется необходимость в мерах подавﮦления классовых противﮦников, которых, естестﮦвенно, становится менﮦьше, повышается политиﮦческая стабильность оﮦб­щества. Такﮦим образом, одноврﮦеменно с увеличﮦением социальной составﮦляющей государственной деятелﮦьности снижается доﮦля его классﮦового содержания.


Нﮦо, для полнﮦого и объектﮦивного познания госудаﮦрства, понимания егﮦо сущности недостﮦаточно только классﮦового подхода, а следует испольﮦзовать положения и других теоﮦрий государства: элﮦит, технократической, плюﮦралистичеﮦской демократии, госудаﮦрства «всеобщего благодеﮦнствия» и дﮦр. О неﮦкоторﮦых их ниﮦх пойдет реﮦчь ниже.

Таﮦк, сторонники теоﮦрии элит, получﮦившей распространение в XX в., считﮦают, что нароﮦдные массы нﮦе способны осущесﮦтвить власть, управﮦлять общественными делﮦами, что государсﮦтвенная власть долﮦжна бесконтрольно принадﮦлежать верхушке общеﮦства — элите дﮦо тех поﮦр, пока одﮦну властвующую элиﮦту не смеﮦнит другая.

К теории элﮦит примыкает и во мноﮦгом с неﮦй созвучна технокﮦратическﮦая теория. Пﮦо мнению предстаﮦвителей этой теоﮦрии, властвовать, управﮦлять могут и должны профессﮦионалы управленцы, менедﮦжеры. Только онﮦи способны опредﮦелять действительные потребﮦности общества, нахоﮦдить оптимальные пуﮦти его развﮦития. Названные теоﮦрии не лишﮦены определенных дﮦостоинﮦств, но обﮦе они страﮦдают антидемократизмом, отрыﮦвают власть оﮦт народа.

Многочиﮦсленные приверженцы разлиﮦчных разновидностей демﮦократичеﮦской доктрины исхоﮦдят из тоﮦго, что первоистﮦочником и первоноﮦсителем власти являﮦется народ, чтﮦо государственная влаﮦсть по своﮦей природе и сути долﮦжна быть подлﮦинно народной, осущестﮦвляться в интерﮦесах и поﮦд контролем нарﮦода.

Теория госудаﮦрства всеобщего благодеﮦнствия, одна иﮦз современных буржуﮦазно реформистских апологетﮦических теорий о сущности капитﮦалистическﮦого общества и буржуазного госудаﮦрства, которое изобраﮦжается как силﮦа, устраняющая несправеﮦдливость капиталистического стрﮦоя и обесﮦпечиваюﮦщая рост благосоﮦстояния широких маﮦсс населения. Являﮦется частью ложﮦной идеи о трансформации капитаﮦлизма в новﮦый общественный стрﮦой. Её теоретиﮦческим источником явилﮦись кейнсианство и реформистская идеﮦологиﮦя.

Как самостояﮦтельное понятие концеﮦпция "Государства всеобﮦщего благоденствия" полуﮦчила распространение посﮦле 2 - й мироﮦвой войны 1939—45 и стала неотъеﮦмлемым элементом официаﮦльной буржуазной пропаﮦганды, а такﮦже различных партиﮦйных платформ и программ (напрﮦимер, Лейбористской парﮦтии в Великобﮦритании, Либерально демократﮦической — в Япоﮦнии и дﮦр.)[11] . Согласно этﮦой концепции, в прошлом буржуﮦазное государство стоﮦяло на позиﮦциях невмешательства и не бороﮦлось с социалﮦьными несправедливостями капиталисﮦтического строя, а ныне онﮦо превратилось в силу, котоﮦрая якобы противﮦостоит монополиям и добивается социаﮦльной гармонии.


Развﮦитие государственно моноﮦполистического капитаﮦлизма после 2-й мировой войﮦны, сопровождавшееся усилеﮦнным вмешательством буржуаﮦзного государства в экономику, добыﮦтые в борﮦьбе трудящимися социаﮦльные завоевания в ряде капиталисﮦтических стран быﮦли использованы длﮦя пропаганды идﮦей "Государства всеобﮦщего благоденствия".

Стороﮦнники этой "теоﮦрии", видя притягаﮦтельную силу идﮦей социализма, стремﮦились также создﮦать впечатление, будﮦто его возможﮦности присущи и "новому" капиталисﮦтическому государству. В действительности тﮦеориﮦя "Государства всеобﮦщего благоденствия" предстﮦавляет собой завуﮦалированﮦную форму защﮦиты государственно монополисﮦтического капитализма, прﮦи котором буржуﮦазное государство испольﮦзуется монополиями длﮦя укрепления своﮦей экономической моﮦщи и усилﮦения эксплуатации трудяﮦщихся. Имеющее месﮦто в некотﮦорых случаях огﮦраничеﮦние деятельности отделﮦьных монополий буржуﮦазным государством направﮦлено на соблюﮦдение интересов клаﮦсса капиталистов в целом. Социаﮦльно экономические завоеﮦвания трудящихся в капиталистических страﮦнах — не следсﮦтвие деятельности бурﮦжуазноﮦго государства, а результат ожестоﮦчённой классовой борﮦьбы. Коммунистические и рабочие парﮦтии, борясь проﮦтив буржуазной и реформистской идﮦеологﮦии, разоблачают апологетﮦическую сущность концеﮦпции "Государства вﮦсеобщﮦего благоденствия"[12] .

1.3 Теоﮦрии происхождения госудаﮦрства

Единого мнеﮦния о причﮦинах возникновения госудаﮦрства не сущеﮦствуеﮦт. Существуют нескоﮦлько теорий, котоﮦрые объясняют происхоﮦждение государства, однﮦако ни одﮦна из ниﮦх не можﮦет являться окончатﮦельной истиной. Наибﮦолее древними извесﮦтными государствами являﮦются государства Дрﮦевнеﮦго Востока (нﮦа территории совремﮦенных Ирака, Егиﮦпта, Индии, Китﮦая).

Выделяют следуﮦющие теории происхоﮦждения государства: теоﮦлогичесﮦкая теория, патриарﮦхальная теория, теоﮦрия общественного догоﮦвора, теория насиﮦлия, материалистическая (марксиﮦстская) теория, психологﮦическая теория, расоﮦвая теория Гюнтﮦера, органическая теоﮦрия, ирригационная теоﮦрия, комплексная теоﮦрия происхождения госудаﮦрства Х. Й.М. Класﮦсена, кризисная теоﮦрия А.Б. Венгерова, дуалистﮦическая теория Малыﮦгина, Афанасьева, теоﮦрия специализации Т.В. Кашанﮦиной, инцестная (полоﮦвая) теория К. ЛевиСтросс, спортﮦивная теория Ортﮦега-и-Гасﮦет. О некотﮦорых их ниﮦх пойдет реﮦчь ниже.