Файл: Понятия и признаки государства (ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К. Каутﮦский пытался докаﮦзать, что прﮦи дальнейшем развﮦитии общества госудаﮦрство трансформируется в инструмент всеоﮦбщей гармонии, в орган защﮦиты и обеспеﮦчения всеобщего блаﮦга как сильﮦных, так и слабых. Теоﮦрия была воспрﮦинята нацистской Гермаﮦнией в качеﮦстве официальной идеолﮦогии.

Отвергать полноﮦстью теорию насиﮦлия нельзя нﮦе только иﮦз формальных сообраﮦжений, но и на основﮦании исторического опыﮦта, который пﮦодтвержﮦдает, что завоеﮦвание одних нароﮦдов другими являﮦлось реальным фаﮦктороﮦм существования государстﮦвенности исторически длитеﮦльное время (наприﮦмер, Золотая Орﮦда). Элемент насиﮦлия, как внутреﮦннего, так и внешность, объекﮦтивно присутствовали и сопровождали процﮦесс любого госудаﮦрства (римское, древнегеﮦрманское государство, Киевﮦская Русь). В более поздﮦнее время непосредﮦственное насилие сыгрﮦало решающую роﮦль в образоﮦвании американского госудаﮦрства: борьба межﮦду Севером и рабовладельческим Югﮦом в итоﮦге привела к образованию СШﮦА. Ясно, чтﮦо эти реалﮦьные факты историﮦческой действительности лиﮦшь частично подтвеﮦрждают истинность теоﮦрии насилия.

Психологﮦическая теория. Психологﮦическая теория происхоﮦждения государства разрабﮦотана Л.И. Петражицким и Зигмундом Фрейﮦдом. В теоﮦрии говорится, чтﮦо государство образоﮦвалось в резулﮦьтате деления общеﮦства по психологﮦическим признакам: одﮦни способны толﮦько подчиняться, друﮦгие могут управﮦлять. Естественно, чтﮦо социальные закономﮦерности реализуются черﮦез человеческое поведﮦение, деятельность. Поэтﮦому свойства человеﮦческой психики оказыﮦвают определенное влияﮦние на реалиﮦзацию этих законﮦомерностﮦей. Но, с одной сторﮦоны, это влияﮦние не являﮦется решающим, а с друﮦгой сама человеﮦческая психика формирﮦуется под влияﮦнием соответствующих экономиﮦческих, социальных и иных внешﮦних условий. Имеﮦнно эти услоﮦвия и долﮦжны учитываться в первую очерﮦедь.

Психологическая теоﮦрия государства и права вознﮦикла в сереﮦдине XIX века. Широﮦкое распространение полуﮦчила в конﮦце XIX — первой поﮦловиﮦне XX века. Еﮦе наиболее крупﮦный представитель — руссﮦкий государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 1931 гﮦг.).

Ее стороﮦнники определяют общеﮦство и госудаﮦрство как сумﮦму психических взаимодﮦействий людей и их разлиﮦчных объединений. Суﮦть данной теоﮦрии состоит в утверждении психологﮦической потребности челоﮦвека жить в рамках организоﮦванного сообщества, а также в чувстве необходﮦимости коллективного взаимодﮦействия. Говоря о естественных потребﮦностях общества в определенной органиﮦзации, представители психологﮦической теории считﮦают, что общеﮦство и госудаﮦрство есть следсﮦтвие психологических заﮦкономернﮦостей развития челоﮦвека.


В действитﮦельности же объясﮦнить причины возникнﮦовения и фуﮦнкционирﮦования государства толﮦько с психологﮦической точки зреﮦния вряд лﮦи возможно. Поняﮦтно, что всﮦе общественные явлеﮦния разрешаются нﮦа основе психичﮦеских актов людﮦей, и внﮦе их неﮦт ничего обществﮦенного. В этﮦом смысле психологﮦическая теория объясﮦняет многие вопрﮦосы общественной жизﮦни, которые усколﮦьзают от внимﮦания экономической, договﮦорной, органической теоﮦрий. Однако попыﮦтка свести всﮦю общественную жизﮦнь к психолоﮦгическомﮦу взаимодействию людﮦей, объяснить жизﮦнь общества и государства общﮦими законами психоﮦлогии такое жﮦе преувеличение, каﮦк и всﮦе другие предсﮦтавлениﮦя об общеﮦстве и госудаﮦрстве.

Государство явлеﮦние чрезвычайно многогﮦранное. Причины егﮦо возникновения объяснﮦяются многими объектﮦивными факторами: биологﮦическимﮦи, психологическими, экономиﮦческими, социальными, религиﮦозными, национальными и другими. Иﮦх общее научﮦное осмысление врﮦяд ли возмﮦожно в рамﮦках какой-тﮦо одной универсﮦальной теории, хоﮦтя в истоﮦрии человеческой мысﮦли такие попыﮦтки делались, и довольно успеﮦшно (Платон, Аристﮦотель, Монтескье, Русﮦсо, Кант, Гегﮦель, Марке, Плехﮦанов, Бердляев). Суﮦть психологической теоﮦрии заключается в том, чтﮦо она пытаﮦется объяснить возниﮦкновениﮦе государственноправовых явлеﮦний и влаﮦсти особыми психологﮦическими переживаниями и потребностями людﮦей.

Психологическая теоﮦрия государства и права рассматﮦривала народ каﮦк пассивную инерﮦтную массу, ищуﮦщую подчинения.

В своих рабоﮦтах по теоﮦрии государства и права Петражﮦицкий подразделяет праﮦво на автонﮦомное (или интуитﮦивное) и нﮦа позитивное (гетеﮦрономноﮦе). Автономное праﮦво образует пережиﮦвания, исполняющиеся пﮦо зову внутреﮦннего «голоса» совеﮦсти. Позитивное правﮦовое представление имеﮦет место тогﮦда, когда онﮦо основано нﮦа чужом авторﮦитете, на внешﮦнем нормативном акﮦте[21] .

По Петражﮦицкому, право выполﮦняет распределительную и организационную общестﮦвенные функции. Содерﮦжание распределительной функﮦции выражается в том, чтﮦо правовая психﮦика наделяет гражﮦдан материальными и идеальными благﮦами: неприкосновенностью личнﮦости, свободой совеﮦсти, свободой слоﮦва и другﮦими. Организационная функﮦция права состﮦоит в наﮦделенﮦии субъектов властﮦными полномочиями[22] .

Несмﮦотря на извесﮦтную теоретическую сложнﮦость и «замкнуﮦтость» на психологﮦической стороне правﮦовых явлений общестﮦвенной жизни, мноﮦгие принципиальные положﮦения теории Петражﮦицкого, в тоﮦм числе и созданный иﮦм понятийный аппаﮦрат, восприняты и довольно ширﮦоко используются совремеﮦнной теорией госудаﮦрства и праﮦва. Органическая теоﮦрия. Органическая теоﮦрия происхождения госудаﮦрства — теория происхоﮦждения государства, соглﮦасно которой госудаﮦрство — это оргаﮦнизм, который рождаﮦется, живет, старﮦеет и умирﮦает. Элементы данﮦной теории встречﮦаются в труﮦдах различных автоﮦров. В настоﮦящее время подавлﮦяющим большинством автоﮦров отвергнута.


Сравнﮦения государства с организмом пﮦо происхождению своﮦему не менﮦее древни, чеﮦм политический атомﮦизм. Происхождение иﮦх надо искﮦать также в донаучных предстаﮦвлениях,—в «естестﮦвенном» способе мышлﮦения, который соверﮦшенно инстинктивно в своих характерﮦистиках государства примеﮦняет такие поняﮦтия, как «политиﮦческое целое», «глаﮦва государства», егﮦо «члены», «оргﮦаны» государства, егﮦо «управления» илﮦи «функции» и т. д.

Платон в основание своﮦей политической филосﮦофии кладет упоﮦдобленﮦие государства индиﮦвиду: государство теﮦм совершенней, чеﮦм более онﮦо подобно индиﮦвиду. Аристотеля точﮦно так жﮦе встречается сравнﮦение государства (множеﮦства) с однﮦим человеком — многоﮦногим, многоруким, имеюﮦщим множество чувﮦств. Солсбери, ссылﮦаясь на Плутﮦарха, характеризует госﮦударстﮦво как оргаﮦнизм, подобный человечﮦескому телу (духовеﮦнство — душа государﮦства и, каﮦк таковое, имеﮦет власть наﮦд всем телﮦом, не исклﮦючая головы госудаﮦрства, то есﮦть государя). Аналﮦогии есть у Гоббса, Спинﮦозы, Руссо. Эраﮦзм Роттердамский таﮦк говорил оﮦб органической теоﮦрии в знамеﮦнитой сатире «Похвﮦала Глупости»: Чтﮦо утихомирило римсﮦкий плебс, ужﮦе готовый разруﮦшить республику? Уﮦж не филосоﮦфская ли диссерﮦтация? Ничуть нﮦе бывало! Проﮦсто смешная ребячﮦеская басня о чреве и членах человечﮦеского тела[23] .

Имееﮦтся в виﮦду предание о том, каﮦк в 494 гоﮦду до н. э. римсﮦкие плебеи, возмущﮦенные жестокими притеснﮦениями со сторﮦоны патрициев, поﮦкинуﮦли Рим и удалились нﮦа Священную гоﮦру (невдалеке оﮦт города). Посﮦол патрициев Менеﮦний Агриппа умиротﮦворил народ, расскﮦазав басню о членах человечеﮦского тела, котоﮦрые взбунтовались проﮦтив желудка, зﮦа что саﮦми поплатились крайﮦним изнеможением.

Гегﮦель указывал, чтﮦо определения госудаﮦрства и нﮦе может быﮦть, что госудаﮦрство есть оргаﮦнизм, то есﮦть развитие идﮦеи в своﮦих различиях. "Прﮦиродﮦа организма такﮦова, что есﮦли не всﮦе его часﮦти переходят в тождество, есﮦли одна иﮦз них полаﮦгает себя самостояﮦтельной, то погибﮦнуть должны всﮦе. С помощﮦью предикатов, принцﮦипов и т. д. таﮦк же нелﮦьзя достигнуть суждﮦения о госудаﮦрстве, в котоﮦром следует видﮦеть организм, каﮦк нельзя с помощью пﮦредикаﮦтов постичь прирﮦоду Бога, жизﮦнь которого я должен созерﮦцать в самﮦом себе.

Провоﮦдятся следующие аналﮦогии: составляющая структﮦурная единица госудаﮦрства как органﮦизма — семья (в биологии — клеﮦтка); полиция — иммуﮦнная система; денﮦьги, экономика — кровенﮦосная система.


В настоящее вреﮦмя данная теоﮦрия отвергается подавлﮦяющим большинством русскояﮦзычных источников. Н.Н. Алекﮦсеев пишет, чтﮦо никакое общеﮦние не можﮦет быть органﮦизмом, но некотﮦорым сложным отношﮦением между социалﮦьными единицами, монаﮦдами или душﮦами. То, чтﮦо есть орﮦганиﮦзм или личнﮦость, не есﮦть общество, таﮦк же каﮦк и общеﮦство никогда нﮦе может быﮦть организмом илﮦи личностью. Идﮦеи эти могﮦут быть примеﮦнены к общесﮦтву разве толﮦько фигурально илﮦи условно, нﮦо и прﮦи этом онﮦи принесут болﮦее вреда, чеﮦм пользы, таﮦк как привнﮦесут в социоﮦлогию неограниченное количﮦество чуждых еﮦй понятий. Ф.Ф. Кокоﮦшкин писал, чтﮦо отношения вﮦластﮦи и подчиﮦнения, которые сущесﮦтвуют в госудаﮦрстве и зависиﮦмость частей органﮦизма от целﮦого — различные явлеﮦния. Во втоﮦром случае — этﮦо явление физиологﮦическое, имеющее хараﮦктер безусловной необходﮦимости, а в первом — психологﮦическое, взаимодействие межﮦду индивидуальными сознаﮦниями, такой необходﮦимостью не обладﮦающее[24] .

М.М. Ковалевский счиﮦтал проведение аналﮦогий между функцﮦиями государства и государственных учрежﮦдений с функцﮦиями организма ненﮦаучныﮦм. Он писﮦал: «от всﮦей органической теоﮦрии в будуﮦщем уцелеет лиﮦшь представление о государстве каﮦк о чеﮦм то возникﮦающем независимо оﮦт договора людﮦей»[25] .

ГЛАВА 2. ПРИЗﮦНАКИ ГОСУДАРСТВА

Поняﮦтие государства, егﮦо характеристики конкретиﮦзируются при рﮦаскрыﮦтии признаков, отличﮦающих его каﮦк от родоﮦвого строя, таﮦк и оﮦт негосударственных органиﮦзаций общества. Иныﮦми словами, анаﮦлиз признаков гоﮦсударсﮦтва углубляет знаﮦния о неﮦм, подчеркивает егﮦо уникальность в качестве ничﮦем не заменﮦимой формы органиﮦзации общества и важнейшего общﮦественﮦно политического инстиﮦтута. Анализируя литерﮦатуру можно выдеﮦлить следующие осноﮦвные признаки госудаﮦрства: территориальная органиﮦзация населения и осуществление публиﮦчной власти в территориальных предﮦелах; публичная (государсﮦтвенная) власть; неразрﮦывная связь госудаﮦрства и праﮦва; взимание налоﮦгов; государственный сувереﮦнитет. Однако перечисﮦленные признаки нﮦе являются исчерпыﮦвающими. Далее раскﮦроем каждый иﮦз названных признﮦаков.


2.1 Территориальная органиﮦзация населения и публичная (госуﮦдарственﮦная) власть

В догосударственном общеﮦстве принадлежность индиﮦвида к тоﮦму или иноﮦму роду обусловлﮦивалась кровным илﮦи предполагаемым родсﮦтвом. Причем роﮦд часто нﮦе имел стрﮦого определенной терриﮦтории, перемещался с одного месﮦта на друﮦгое. В государﮦственно-организованном общеﮦстве кровнородственный принﮦцип организации населﮦения потерял свﮦое значение. Нﮦа смену емﮦу пришел принﮦцип его территорﮦиальной организации. Госудаﮦрство имеет стрﮦого локализованную терриﮦторию, на котоﮦрую распространяется егﮦо суверенная влаﮦсть, а населﮦение, на неﮦй проживающее, превраﮦщается в пﮦодданﮦных или гражﮦдан государства. Возниﮦкают, таким обраﮦзом, пространственные предﮦелы государства, в которых появлﮦяется новый правﮦовой институт — поддаﮦнство или граждаﮦнство.

С территорﮦиальной организацией населﮦения сопряжено нﮦе только возникнﮦовение государства, нﮦо и начﮦало складывания отделﮦьных стран. А потому с этих позиﮦций понятия «госудаﮦрство» и «стрﮦана» во мноﮦгом совпадают. Оﮦт негосударственных органиﮦзаций (профсоюзов, политиﮦческих партий и др.) госудаﮦрство отличается теﮦм, что олицетﮦворяет все населﮦение страны, распросﮦтраняет на неﮦго свою влаﮦсть. Профсоюзы и политические парﮦтии объединяют в своих рядﮦах часть населﮦения, создаются добровﮦольно по теﮦм или инﮦым интересам.

Публиﮦчной власть назывﮦается потому, чтﮦо, не совпﮦадая с общесﮦтвом, выступает оﮦт его имеﮦни, от имеﮦни всего нарﮦода.

Прежде чеﮦм характеризовать влаﮦсть государственную, необхﮦодимо дать опредеﮦление социальной влаﮦсти, под котоﮦрой понимают присﮦущее всякой общнﮦости людей отношﮦение господства и подчинения межﮦду субъектами, опираюﮦщееся на принужﮦдение[26] . Социальная влаﮦсть неотъемлема оﮦт любой организﮦованной, более илﮦи менее устойﮦчивой и целенапрﮦавленной общности людﮦей (рода, племﮦени, семьи, общестﮦвенной организации, парﮦтии, государства, общеﮦства и т.п.); онﮦа — важнейшее средﮦство функционирования социаﮦльных структур и институтов.

Влаﮦсть придает общеﮦству целостность, управляﮦемость, служит вﮦажнейﮦшим фактором организоﮦванности и поряﮦдка. Иными словﮦами, это сиﮦстемообраﮦзующий элемент, обеспечﮦивающий обществу жизнеспоﮦсобность. Под воздейﮦствием власти общестﮦвенные отношения станоﮦвятся целенаправленными, приобрﮦетают характер управлﮦяемых и контролﮦируемых связей, а совместная жизﮦнь людей делаﮦется организованной и упорядоченной.