Файл: Формы правления в прошлом и настоящем».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Отсутствие принципа разделения власти[32].

Еще одной формой нетипичной организации государственного аппарата власти является суперпрезидентская республика. Такие формы правления встречаются в Америке и Африке.

После II мировой войны возникла народно-демократическая республика как форма государственного правления. Основные черты она заимствовала из советской формы правления. Она представляет собой тоталитарное государство, где государственная и общественная жизнь находится в руках партократии. Признаками этой формы государственного правления являются:

- Народный суверенитет;

- Государственная власть здесь узурпирована партийной верхушкой, которая проводила в жизнь антидемократическое управление[33].

Анализ теоретических источников позволяет нам сформулировать следующие выводы:

1. Институт монархии сегодня остался в прошлом. Но использование данной формы правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Сам монарх может выступать и с реакционных позиций, и с позиций защиты демократического строя. Республика, как и монархия, в разные эпохи воплощала государственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью. Поэтому она принимала конкретно-исторический лик. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

2. Для устранения негативных проявлений традиционных форм государственного правления возникают смешанные «гибридные» формы современной государственности.

3. На основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой.

Выводы по главе 2

1. Институт монархии сегодня остался в прошлом. Но использование данной формы правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Сам монарх может выступать и с реакционных позиций, и с позиций защиты демократического строя. Республика, как и монархия, в разные эпохи воплощала государственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью. Поэтому она принимала конкретно-исторический лик. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

2. Как в прошлом, так и в настоящем существуют разновидности основных форм государственного правления, которые отличаются друг от друга особенностями выбора главы государства, формирования аппарата государственной власти, особенностями взаимоотношений между президентом и парламентом.


3. Для устранения негативных проявлений традиционных форм государственного правления возникают смешанные «гибридные» формы современной государственности.

4. На основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой.

Глава 3. Динамика форм правления в России

3.1. Путь России от абсолютной до конституционной монархии

В России сначала аппарат государственной власти складывался из единства светской и духовной власти. Но эти два вида власти при непосредственном взаимовлиянии существовали раздельно[34].

В 17 веке Россия пришла к монархической форме правления – самодержавию. Но при этом в нормативно-правовых актах эта форма правления официально не числилась. Нравственные устои общества и российские традиции ограничивали власть царя.

С приходом к власти Петра I самодержавие уступило место новой форме правления – императорской. Но это не означает, что самодержавие исчезло совсем. Российское самодержавие преобразилось, обновившись новыми западноевропейскими веяниями, а сохранение царского титула указывало на византийские корни исходной формы правления России.

Новые черты империи проявились в первую очередь в таких структурах государства, как коллегии, прокуратора, полиция. Россия из вотчинного и патриархального государства превращается в полицейское[35].

Однако заданная Петровскими реформами оторванность правящего класса от остальной части общества и внешний кризис в виде непопулярной и обременительной войны ускорили падение самодержавной монархии, расчистив путь вначале нежизнеспособному республиканскому либерально-демократическому режиму, а затем более удачливому большевистскому режиму, отмеченному утопизмом, враждебностью к прежним правящим классам и новой техникой политического деспотизма. Идею законности в государстве воплощает в своей деятельности монарх как носитель государственного интереса и одновременно как глава законодательной, исполнительной, судебной и вдобавок церковной политико-организационной деятельности. В уточненной присяге монарха проводилась идея договорного происхождения власти и провозглашалось, что «власть существует в интересах государства и для государства».


В начале 18 века в России закрепилась абсолютная монархия. Об этом можно было судить по следующим особенностям российской формы правления:

- имелся сильный бюрократический аппарат, сильно дифференцированный по сферам деятельности;

- все сословно-представительные органы и учреждения были ликвидированы;

- вооруженные силы были постоянными;

- в борьбе за преобладающее влияние в стране победила светская власть.

Постепенно произошла смена технологии принятия решений Сенатом: вместо единогласия стало достаточно большинства голосов[36]

В 1821 г. была завершена разработка проекта конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи», предусматривавшего превращение империи в федерацию из 12 наместничеств с представительными органами в каждом из них и с политическими и гражданскими правами и свободами для подданных. Предполагалось учреждение двухпалатного парламента с верхней палатой, именуемой Сенатом и назначаемой царем.

Так в конце 18 – начале 19 века формой правления в Европейских странах все чаще становилась парламентарная, распространялось участие народа в процедуре выборов состава государственного аппарата власти, но в России был абсолютизм. Абсолютные прерогативы императора сдерживались лишь двумя условиями, обозначенными в Своде законов Российской империи: неукоснительное соблюдение закона о престолонаследии и исповедание православной веры[37].

Россия ощущала потребность реформ государственной власти. Нестабильность в обществе приводила к нестабильности в организации государственной власти. В результате в 1917 году монархия в России как форма правления была официально отменена. Начался переход к республиканской форме правления.

3.2. Перспективы трансформации форм правления в России

Согласно Конституции, в России сейчас демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

Ключевой фигурой в соответствии с актуальной формой правления в России является Президент. При этом аппарат государственной власти разделен на 3 ветки, между которыми четко распределены обязанности. Все три ветки власти являются подотчетными по отношению к главе государства. Если проанализировать функции веток государственной власти и функции Президента РФ, то напрашивается вывод о том, что глава государства является 4 веткой власти[38].


Кроме этих ветвей власти в России существует такой орган, как Федеральное собрание. Оно издает нормативно-правовые документы наивысшей юридической силы. Ни один другой представитель государственного аппарата власти не имеет права изменять или не выполнять предписания Федерального собрания.

Демократический строй России не позволяет решить некоторые вопросы управления в условиях кризисного периода. Здесь требуются элементы авторитарных форм правления.

Так, сегодняшняя форма правления в России имеет черты авторитарности, хотя, по сути она остается полупрезидентской республикой. Это свидетельствует о начале прогрессивных изменений в структуре органов государственной деятельности.

Во-первых, укрепляется самостоятельность статуса каждого из видов государственных органов и четкая фиксация их функций, полномочий, ответственности и признание их социальной роли. При этом бесспорна линия на повышение роли представительных органов государственной власти.

Во-вторых, наметилась тенденция более тесного взаимодействия разных ветвей государственной власти в осуществлении ее задач. Оно выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе Конституции РФ, так и усилении элементов «взаимоконтроля» - со стороны Президента, Федерального Собрания, Конституционного Суда, прокуратуры и, особенно, суда.

В-третьих, происходит формирование демократических способов и приемов передачи политической власти. Основная проблема переходного этапа состоит в том, чтобы сохранить функциональное назначение государственных институтов регулирования общественно-политических процессов и сделать их при этом непосредственно зависимыми от демократических институтов и граждан.

Выводы по главе 3

1. Россия ощущала потребность реформ государственной власти. Нестабильность в обществе приводила к нестабильности в организации государственной власти. В результате в 1917 году монархия в России как форма правления была официально отменена. Начался переход к республиканской форме правления.

2. Сегодняшняя форма правления в России имеет черты авторитарности, хотя, по сути она остается полупрезидентской республикой. Это свидетельствует о начале прогрессивных изменений в структуре органов государственной деятельности.

Во-первых, укрепляется самостоятельность статуса каждого из видов государственных органов и четкая фиксация их функций, полномочий, ответственности и признание их социальной роли. При этом бесспорна линия на повышение роли представительных органов государственной власти.


Во-вторых, наметилась тенденция более тесного взаимодействия разных ветвей государственной власти в осуществлении ее задач. Оно выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе Конституции РФ, так и усилении элементов «взаимоконтроля» - со стороны Президента, Федерального Собрания, Конституционного Суда, прокуратуры и, особенно, суда.

В-третьих, происходит формирование демократических способов и приемов передачи политической власти. Основная проблема переходного этапа состоит в том, чтобы сохранить функциональное назначение государственных институтов регулирования общественно-политических процессов и сделать их при этом непосредственно зависимыми от демократических институтов и граждан.

Заключение

Таким образом, в рамках курсовой работы мы раскрыли следующие вопросы:

1. На основе теоретического анализа источников по теме курсовой работы описали содержание понятия «форма правления» и охарактеризовали его структуру;

2. Представили характеристику форм государственного правления России;

3. Представили характеристику форм государственного правления прошлого и настоящего.

В завершении курсовой работы мы можем сделать следующие выводы:

Форма государственного правления – это комплексная характеристика правового порядка формирования способа организации и осуществления государственной власти. Это главный элемент системы государственного управления. Форма государственного правления состоит из трех компонентов: государственного устройства, политического режима и государственной власти. Формы правления разных стран имеют схожие черты и свою национальную специфику.

Форма правления России - полупрезидентская республика с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме правления в России произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.

Институт монархии сегодня остался в прошлом. Но использование данной формы правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Сам монарх может выступать и с реакционных позиций, и с позиций защиты демократического строя. Республика, как и монархия, в разные эпохи воплощала государственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью. Поэтому она принимала конкретно-исторический лик. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.