Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм превратился в деспотию. В Германии абсолютные монархии складывались в рамках отдельных княжеств. Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.
Характерным явлением для Европы второй половины 18 века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения.
В целом абсолютистская система управления усиливала ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, формируя национальное единство. По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне[16].
Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путем, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную[17].
На сегодняшний день абсолютная монархия как форма правления используется только в Омане, Брунее и Свазиленде.
Ограниченная монархия которая подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционная).
Для дуалистической монархии свойственно формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Парламент исполняет законодательную функцию, а в руках монарха сосредоточена исполнительная власть. Но при этом парламент подчиняется монарху. Разрешение на публикацию законов дает монарх. Кроме того, монарх имеет право издавать указы, которые противоречат положениям законов парламента и признаются более значимыми, чем парламентские.
Дуалистическая монархия осталась в прошлом. Она использовалась в Италии, Австро-Венгрии, Румынии, России в период с 1905 по 1917 годы. Существование данной формы монархии объясняется переходными периодами в экономике. При наличии в обществе буржуазных слоев и феодалов, парламент защищает интересы буржуазии, а монарх – интересы феодалов[18].
В настоящее время элементы дуалистической монархии усматриваются в форме правления в Иордании, Марокко, Кувейте.
Парламентарная монархия представляет собой конституционную форму правления. Ее юридическими признаками являются:
- В личных целях парламент имеет право ограничить свободу монарха;
- Наследственность и бессрочность власти монарха;
- Формальный принцип обладания властью;
- Законодательная и исполнительная власть взаимодействуют;
- Правительство формируется парламентом и несет перед ним ответственность;
- Монарх не несет юридическую ответственность;
- Решение о публикации законов осуществляет монарх, он несет ответственность за их исполнение, назначает исполнителей законов тоже монарх;
- Учитывается мнение народа[19].
Конституционная монархия сегодня используется в качестве формы правления в Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Дании, Норвегии, Таиланде, ОАЭ, Японии, Испании, Швеции, Малайзии, Лесото.
2.2. Характеристика республиканской формы правления
При республиканской форме правления глава государства и представители верховных органов выбираются на определенный срок. Эта форма правления возникла в древнем мире в V-I вв. до н.э. Республиканская форма правления была в Римской сенатской республике. Эта форма отличается следующими признаками:
- Власть государственного аппарата ограничена конкретным сроком;
- Глава государства несет ответственность;
- На международном уровне интересы республики представляет глава государства;
- Решения главы государства обязательны для всех органов государственной власти;
- Глава государства и граждане находятся в отношениях взаимной ответственности и правовой защиты[20].
Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.
Современные республики отличаются друг от друга прежде всего степенью юридической ответственности главы государства, порядком формирования аппарата государственного управления и порядком организации выборов. Республики бывают 3 типов:
1. Классическая президентская республика (США, Сирия). Президент занимает одновременно пост главы государства и пост главы исполнительной власти. Президент является номинальной главой государства. Он занимается формированием аппарата власти. Перед парламентом президент не несет ответственности, так как его избирает народ. В классической парламентской республике правительство несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия[21].
Для урегулирования отношений между президентом и парламентом существует система противовесов и сдерживания:
- Отлагательное вето на законы парламента, которое налагает президент. Если большинство голосов аппарата управления поддержит парламент, то вето можно избежать.
- Импичмент – досрочное добровольное освобождение действующим президентом своего поста.
- Судебный контроль деятельности президента.
При республиканской форме правления ветви власти не зависят друг от друга, органы исполнительной власти не несут ответственности перед парламентом[22].
2. Смешанные республики (полупарламентские и полупрезидентские). Президент является главой государства, он формирует аппарат власти. У правительства при этой форме государственного правления двойная ответственность: перед президентом и перед парламентом. Как президент, так и парламент выбираются народом. Особенностью данной формы правления является утверждение парламентом ежегодного бюджета страны – это позволяет контролировать правительство. Парламент может вынести правительству вотум недоверия[23].
В полупрезидентской республике, несмотря на единство и стабильность исполнительной власти, обеспечиваемые президентом (которые являются одновременно главой государства главой исполнительной власти), существует опасность установления его авторитарной власти. Отсутствует парламентский контроль исполнительной власти. По этой причине в полупрезидентстких республиках вводится ответственность отдельных министров перед парламентом. Хотя главой исполнительной власти в этих полупрезидентстких республиках является президент. Примером может служить Египет, Франция[24].
В полупрезидентской республике, напротив, правительство слишком зависит от партийной борьбы, которая при множестве партийных фракций в парламенте не позволяет создать парламентское большинство, а вместе с ним и стабильное правительство. Следовательно, в парламентских системах осуществляется поиск форм, которые ограничивали бы возможность парламента часто отправлять правительство в отставку. Так появилась модель полупарламентской республики, в которой может отправить правительство в отставку, лишь предложив новую кандидатуру премьера, которого поддержит большинство депутатов (так называемы конструктивный вотум недоверия) (например Германия)[25].
Таким образом, как в прошлом, так и в настоящем существуют разновидности основных форм государственного правления, которые отличаются друг от друга особенностями выбора главы государства, формирования аппарата государственной власти, особенностями взаимоотношений между президентом и парламентом.
2.3. Характеристика нетипичных форм правления
Монархия и республика как формы правления иногда перестают существовать в чистом виде в результате социальных и политических изменений[26]. Так появляются нетипичные формы правления. В условиях современного общества монархия и республика как формы государственного правления в чистом виде не встречаются. Им на смену пришли новые модифицированные формы государственного правления, которые сумели устранить минусы в классических формах государственного устройства.
Нетипичные формы государственного правления сохраняют основные юридически свойства «чистой формы», но дополняют их комбинированием элементов из других моделей, в результате чего появляется возможность регулирования баланса законодательной и исполнительной власти и режима их взаимодействия.
Примерами нетипичных форм правления являются дуалистическая монархия, президентстко-парламентская республика, рассмотренные ранее.
Существует и другая разновидность нетипичных форм правления, которые образуются в результате совмещения базовых принципов различных классических форм. Такие формы правления некоторые авторы называют гибридными. Они изменяют юридические свойства базовых моделей (например, выборность и престолонаследие), разрушают привычный для «чистой» формы правления механизм взаимодействия властей (режим слияния и режим разделения)[27].
Гибридные формы правления модифицируют базовые принципы классических форм. Так появились монархическая республика и республиканская монархия.
Республиканские монархии стремятся преодолеть такой недостаток классической монархии, как недемократичность формирования верховной власти, которая носит наследственный и единоличный характер. В целях повышения легитимности власти правителя в современных монархиях вводится выборность главы государства и срочность его полномочий, что делает данную форму близкой к республике (например, Объединенные арабские Эмираты)[28].
В монархических республиках нет такого юридического признака республики, как выборность главы государства. Таким образом, глава государства – президент – приобретает черты монарха. Президент становится несменяемым, пожизненным, единоличным правителем. Разновидностью монархических республик являются президентско-монократические республики, где президенты несменяемы (в КНДР пожизненным президентом стал вождь и учитель корейского народа Ким Чен Ир, объявленный преемником еще при жизни своего отца Ким Ир Сена).
Возникновение нетипичных форм правления отражает процесс адаптации политических форм к новым условиям существования. При этом заметно возрастает роль институциональных факторов, например, парламента и падает значение личностных, конкретно – личностей президента, премьер-министра[29].
Заимствования в нетипичных моделях государственной власти сводятся к поиску баланса законодательной и исполнительной ветвей власти. Определяющим фактором является принадлежность юридической инвеституры или президенту, или парламенту. Это позволяет повысить эффективность государственной власти и сделать ее стабильной.
Социалистическая республика – нетипичная форма государственного правления, которая появилась вследствие социалистической революции и согласно марксисткой теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся, во главе с рабочим классом. Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская Коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата[30].
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Она реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права, полностью разрушила старый государственный аппарат, заменив его новым. Подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов – разновидность социалистической формы правления, возникшая в новых исторических условиях в России. Теоретически основы советской республики разработал В.И. Ленин. В республике Советов Ленин видел однотипную с парижской коммуной форму организации власти и выделял следующие ее признаки[31]:
- Партия рабочего класса играет важную роль в общественной жизни страны и определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Рабочий класс участвует в государственном управлении, частично выполняя функции законодательной и исполнительной власти.
- Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
- Государственный аппарат власти имеет ведущее положение.
- В едином государственном механизме сочетаются экономическое, социально-политическое и культурно-воспитательное руководство общественной жизнью. Так государственная власть может управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе всей страны.