Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
Введение
Изучение закономерностей появления и изменения социальных явлений помогает установить особенности исторического развития общества. Развитие общества идет по спирали: то, что когда-то было в прошлом, объясняет актуальное состояние того или иного процесса в социуме и определяет его динамику в будущем. В формах государственного устройства и правления выражается прогресс регресс общества в различные исторические периоды[1].
Особенности форм правления в различные эпохи нельзя изучать в отрыве от социальных процессов того времени. Аппарат власти и его участие в жизни общества, состояние экономики и политики оказывают непосредственное влияние на формы правления. При демократической организации общества и при тоталитарном режиме формы правления будут кардинально различаться. Власть может быть сконцентрирована в одних руках, а возможно делегирование полномочий в государственном аппарате власти – это тоже определяющий фактор для формы правления. При выборе формы правления максимально учитываются особенности общества.
Вопросами изучения смены форм правления на протяжении исторического развития общества занимались такие исследователи, как Д.А. Васильев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, В.С. Нерсесянц В.Н. Хропанюк.
Цель курсовой работы – анализ форм государственного правления в прошлом и настоящем.
Объект курсовой работы – государственное управление.
Предмет курсовой работы – изучение форм правления государства.
В соответствии с целью, мы ставим перед собой следующие задачи:
- Сформулировать понятие формы правления, раскрыть его содержание и определить структуру;
- Выделить особенности различных форм правления;
- Представить историческую характеристику формы правления РФ.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 теоретических глав, заключения, библиографии.
Глава 1. Теоретический анализ форм правления
1.1. Понятие и структура формы правления как элемента государственной власти
Государство оказывает влияние на общество через законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Эффективность работы аппарата государственной власти определяется умением институтов власти грамотно реагировать на потребности общества и удовлетворять их. Наличие трехуровневой системы в государственном аппарате определяет способы и средства формирования государственной власти, ее структуру и взаимодействие отделов между собой[2].
Понятие формы правления закреплено в Конституции любой из стран, но в них не представлено развернутое определение этого термина. В Конституции указывается, чем является государство – монархией или республикой. Понятие формы правления отлично от содержания понятия государственной власти в широком смысле. Точное определение формы правления можно найти в трудах историков.
По мнению Д.А. Васильева, форма правления – это совокупность особенностей государственно-властной структуры общества, главы государства, особенности социума, политических структур, методов и приемов государственного управления. Формой правления определяется устойчивость институтов государственной власти, политическая жизнь[3].
В.Н. Хропанюк под формой правления понимает особенности организации высших и центральных органов верховной государственной власти, срок действия их полномочий, порядок их формирования, компетенцию и структуру, особенности взаимоотношения с населением, степень участия населения в их формировании[4].
А.В. Малько считает, что конфигурация правления это ограниченный компонент организации госвласти, потому что мнение населения о власти, ее роли и значении в жизни человека базируется на стереотипных представлениях, системе ценностных ориентаций, которые свойственны для данного общества[5].
Так, в научной литературе оформились разные мнения на содержание понятия «формы правления». Приверженцы узконаправленной трактовки термина связывают форму правления положением руководящего состава страны с точки зрения норм права. Сторонники широкой трактовки подключают к содержанию термина дела верховных органов госвласти с особенности финансовой и политической власти, а также политическую среду общества.
На выбор формы правления оказывают влияние многие факторы: национально-исторические, религиозные, культурные, природные, климатические, социально-экономические[6].
Структуру формы правления можно представить следующим образом:
1.Порядок формирования и работы высших органов государственной власти;
2.Структура органов власти и делегирование управленческих функций;
3. Основы и особенности отношений между отраслями власти;
4.Особенности взаимодействия структур госвласти с общественностью.
Характеризуя ту или же другую форму правления, мало раскрыть лишь только особенности 3-х веток власти. Нужно показать роль иных муниципальных государственных органов, которые имеют прямое отношение к госвласти: вооруженные силы государства, формы прямых и оборотных связей органов госвласти с общественностью.
Нужно указать, что тип правления содержит основной смысл для исследования конституционно-правовой регулировки организации и функционирования страны. Это не обычная теоретическая единица науки, как, к примеру, суверенитет или народовластие. Это источник, через который представляется возможным понять значение той или иной системы органов госвласти и конституции страны. При анализе формы правления определенной страны ключевым считается не сама форма правления как таковая - республика или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии установлена в данном государстве[7].
Таким образом, форма государственного правления – это комплексная характеристика правового порядка формирования способа организации и осуществления государственной власти. Это главный элемент системы государственного управления. Форма государственного правления состоит из трех компонентов: государственного устройства, политического режима и государственной власти. Формы правления разных стран имеют схожие черты и свою национальную специфику.
Прогрессивной форме правления в РФ предшествовал короткий этап существования симбиоза власти Советов и зарождающейся президентской власти в СССР. В соответствии с первой статьей Конституции РФ, Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления[8].
Когда определяли формы правления России, длительное время решалось, какая форма республики будет в нашей стране: президентская или парламентарная. Острая социальная напряженность и сложности перехода к рыночной экономике стали определяющим фактором: президентская республика, обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей, установлена в РФ в качестве формы правления:
- Работу правительства контролирует президент, но при этом парламент вправе выразить недоверие Правительству, однако правовых последствий это не влечет. В течение 3 месяцев парламент может настаивать на неудовлетворенности работой Правительства. Право на отставку Правительства или изменение состава нижней палаты парламента остается за Президентом[9].
- Необходимое равновесие и устойчивость государственной власти нарушает дисбаланс между законодательной и президентской властью с перевесом последней. Идея об арбитражной власти президента содержится в Конституции РФ: в отношениях всех других публичных институтов он арбитр. Президент стремится за счет парламента усилить свои полномочия (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент укрепляет собственный аппарат, который, по сути, стоит над правительством. В России обязанности, возлагаемые на Президента несопоставимы с должностными обязанностями главы государства других стран[10].
- В результате материальных рычагов парламента и парламентариев, положение парламента в России принижено. Роль Правительства в основном сводится к регулированию хозяйственных вопросов.
- Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая ультиматумы Президенту
- Уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства[11].
Современная теория государства и права как наука может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, наметить более реальный прогноз развития этих форм. Не менее важно при этом учитывать исторические традиции, национальную психологию, религиозность. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура. Существенные фактические изменения формы правления в России произошли в конце 1998 г. в связи с формированием нового правительства, которое поддерживает парламент и укрепляет его позиции.
Форма правления России - полупрезидентская республика с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме правления в России произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.
1. Форма государственного правления – это комплексная характеристика правового порядка формирования способа организации и осуществления государственной власти. Это главный элемент системы государственного управления. Форма государственного правления состоит из трех компонентов: государственного устройства, политического режима и государственной власти. Формы правления разных стран имеют схожие черты и свою национальную специфику.
2. Форма правления России - полупрезидентская республика с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме правления в России произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.
Глава 2. Формы правления в настоящем и прошлом
2.1. Характеристика монархии как формы правления
Монархи является одной из самых древних форм правления. В переводе с греческого монархия означает единовластие. Упоминания о ней относятся к периоду раннеклассовых обществ, где у власти были военачальники, главы общин, дружин, епископы и жрецы, инициаторы общественных движений. Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в 1/3 стран мира[12].
При монархии верховная власть принадлежит одному лицу. Монарх распоряжается властью на свое усмотрение, полномочия не делегирует. Хотя бывают исключения: в Спарте и в Древнем Риме существовало 2 монарха
Признаками монархии являются:
- Передача власти по наследству;
- Бессрочность правления;
- Отсутствие учета мнения народа о власти[13].
Существует огромное количество разновидностей монархии. Монархии бывают неограниченными и ограниченными, дуалистическими, парламентарная. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. При неограниченной монархии отсутствуют представительные учреждения народа, в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх[14].
Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн. Черты абсолютной монархии проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале 16 века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов.
В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах[15].