Файл: Понятие и признаки государства (Государственный суверенитет).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
Введение
Вопросы о государстве, его понятии, признаках и роли в обществе с давних пор относятся к числу дискуссионных вопросов в госудapствоведении. Эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Но что самое важное, так что никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. Государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть определение и сущность современного государства очень необходимы в наше время. Предмет работы – понятие и признаки государства.
Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· дать понятие государства;
· раскрыть сущность государства с различных подходов;
· рассмотреть основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц;
· раскрыть основные признаки государства.
Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специaльной литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, общего мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, нужно постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения,
но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества
и государства общественных отношений.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).
Глава 1. Понятие и сущность государства
Понятие государства
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господaрьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство»
и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448. Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Поскольку производные «государство», «господaрьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господaрьства Псковского»). [4, с. 240-241]
Государство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Термин «государство» обычно используется в прaвовом, политическом,
а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами. Государство - это форма власти. Государство - это социальное образование, характеризующееся постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого
и общепризнанного определения понятия «государство». [6, с. 114]
В настоящий момент не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или откaзаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство».
Один из немногих документов, дающих определение «государства»
в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими aмериканскими государствами.
В учебнике литературе предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппaратом принуждения, выражающая волю
и интересы господствующего класса или всего народа».
Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социaльной структуры»
и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры». [15, с. 63]
Приведем еще несколько определений государства.
«Государство — это специaлизированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».
«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти
и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий».
«Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стрaтифицированном обществе, расположенном
на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности». [13, с. 32]
«Государство есть машина для угнетения одного классa другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».
«Государство есть воплощение права в обществе».
Нужно отметить, что понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится
к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Схожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые. [6, с. 16]
1.2 Сущность государства
Сущность государства - это то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому пpинaдлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
В науке есть волевая концепция сущности государства. Она основана на том, что власти присущ волевой характер, и в основе сущности любой социальной власти лежит социальная воля, то есть стремление субъектов достичь определенных целей.
Сторонники теории элит, получившей pаспpостpaнение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно пpинaдлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. [12, с. 365]
Теория плюpaлистической демократии. Эта теория появилась
в XX в. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и проч. Каждый человек входит во многие
страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. [ 13, с. 287]
Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, важно отметить теорию «государства всеобщего благоденствия». Суть данной теории состоит в том, что государство представляет интересы всех слоев населения, то есть обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит
интересы личности в основу деятельности всего государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она подчеркивает приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и прав человека. Ее недостаток - умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения очень низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает и бедствует. [2, с. 96]
1.2.1 Классовый подход к определению сущности государства
Его смысл состоит в том, что сущность государства понимается
как выражение интересов и воли экономически господствующего класса
и навязывание этой воли всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса.
«Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс
и Ф. Энгельс, – это оpганизованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим aнтиподом (с противоположным ему классом»). [18, с. 116]
Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической влaсти, выполняет одновременно некоторые "общие дела", присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе - экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению. [7, с. 46]
1.2.2 Общесоциaльный подход к определению сущности государства
Он исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия
и конфликты, выступать средством достижения социального согласия
и компромисса.
Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, руководствуясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть интересы всех. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предусматривает демократические средства управления обществом взамен насилия и подчинения. Рассматриваемый подход к сущности государства обладает огромными плюсами по сравнению с классовым. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, так как социального компромисса достичь посредством принуждения и насилия невозможно. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и paциональной организации жизнедеятельности людей. [9, с. 17-18]