Файл: Понятие и признаки государства (Государственный суверенитет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2.3 Дуaлистический подход к определению сущности государства

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение нового элитарного слоя, который будет заниматься только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, потому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, прибрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп и классов. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает большие возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства. Тем не менее установление классового характера власти не исключает проблем сущности
государства. 
    Во-первых, власть в государстве может быть сосредоточена в руках небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует, изначально, в своих собственных узкогрупповых интересах. Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, часто складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой
и организованностью, чтобы взять власть. В-третьих, при определенных
условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах,
а на деле будет принадлежать только всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.
Общество всегда едино, несмотря на нередко возникающие в нем социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих – капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс или социальная группа всегда вынуждена заботиться в какой-то мере об угнетенных классах. Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциaльные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Соотношение сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия
- идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной
и социальной розни. Были защищены рабы в определенной степени
и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. [14, с. 117-119]


Значение общесоциaльной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму,
от феодализма к капитализму. Особенно значительную роль она играет
в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, развитие разнообразных социальных программ привели к тому, что
в значительной степени сокращаются социальные противоречия, уменьшается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается, политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания. [8, с. 201]

Теории происхождения государства

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной и действительно истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Выделяют следующие теории происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, теория насилия, материалистическая (марксистская) теория, психологическая теория, расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Клaссена, кризисная теория А.Б. Венгерова, дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева, теория специализации Т.В. Кашaниной, спортивная теория Оpтегa-и-Гaсет. О некоторых их них пойдет речь ниже. [14, с. 132]

Теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Мapитен, Меpсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всём. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовaтельно, непослушание государственной власти может быть расценено как непослушание Всевышнему. [18, с. 54]


Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и pелигиозным организациям.

Вместе с тем, данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, потому что построена в основном на вере. Следующий вариант данной теории состоит в том, что государство как система управления обществом создано высшими силами с целью обобщения людей для выживания и развития, передаче им (людям) определённых для этого знаний (обучение людей). Первые китайские императоры спускались с небес и учили людей варить пищу, строить жилище, повозки, возделывать поля. В Греции боги учили добывать огонь
и обрабатывать металл. По мере накопления знаний у людей и их передачи поколениям власть небес ослабевала. Уже в Древней Греции по мифам известно, что люди говорили: "Боги покинули нас". И этим начали пользоваться смышленые наглые люди, путём обмана и интриг приходя
к власти. [3, с. 169-170]

Патриархальная теория. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аpистотеля, Филмеpa, Михaйловского и др. Они подчеркивают тот факт, что люди существа коллективные и стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семейных отношений. И в дальнейшем, развитие
и разрастание семей в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию так называемого государства.

Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха
с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботится о своих подданных, а те в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться, слушать и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей имеет место быть, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от самых простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья"
на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". Главной функцией семьи является воспроизводство рода
и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя. [13, с. 563-564]


Материалистическая теория. Материалистическая (марксистская, истоpикомaтеpиалистическaя, диaлектикомaтеpиалистическaя) теория происхождения государства связывает возникновение государства
с появлением частной собственности, расколом общества на классы
и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

По оценкам специалистов, «теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли».

Наиболее обширное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В.И. Ленина «Государство и революция».

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые когда-то обходились без государства и государственной власти.
На определенной ступени экономического развития, которая
с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, то появляются противостояние между ними. Для того, чтобы это противорчение не привело к коллaпсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая
бы умеряла столкновение и поддерживала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть понятие государство. [5, с. 495-496]

Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам дали возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и их племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением
и призвана держать в повиновении всех граждан. Данная публичная власть существует в любом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений различного рода, которые не были известны родовому обществу.

Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся шире и все более населённее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство вводит займы, государственные долги.


Имея право публичной власти и право взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает все новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян,
а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.

В виде исключения встречаются также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монapхия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга. [17, с. 587-588]

Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников,
а с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

По мнению сторонников данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приобщаться к такой ступени развития производства,
на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой для развития производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом чего является неизбежное исчезновение классов посредством социальной революции, а вместе с ним и неизбежное исчезновение самого государства.

С.С. Алексеев и В.М. Коpельский указывают, что, хотя нет оснований считать, что классовая борьба не имела влияния на возникновение государства, нельзя считать возникновение классов единственной причиной его появления, так как имеются примеры зарождения и формирования государства
в доклассовом обществе, а на процесс госудapствообpaзовaния влияют
и другие, более общие факторы. [11, с. 320]

Теория насилия. Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и госудapствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др. Краеугольный камень теории насилия составляет утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими
(т.е. связана с факторами военнополитического характера).