Файл: Теории происхождения государства (ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из старейших проблем теории государства и права является вопрос об его генезисе, однако споры на этот счет не утихают до сих пор. И вопрос здесь стоит не только в научном интересе, тема происхождения государственности носит так же политический окрас, дает понимание социальной основы государства, его принципы и основы, объясняет причины возникновения и его предпосылки. Дает понятие его функциям, их роли в жизни современного социума и политической системы. Современная действительность тесно и неразрывно связана с прошлым и будущим, в мировой истории она выглядит лишь одной из важных ступеней, настоящее, воплощая собой, лучшие достижения прошлого в тоже время отсекает отжившее свое архаизмы, порождает новые тенденции и течения, закладывая тем самым фундамент для будущего. Исходя из этого, для того чтобы глубже понять тенденции современного государств и права, нужно знать их историю, этапы становления и развития.

Я, думаю, что изучения государства и права надлежит начать с вопроса о его происхождении, существовал ли институт государства с начала времен или он возник на определенном этапе развития? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить строение и основы первобытного общества, достижения истории, антропологии, социологии.

Изучение процесса возникновения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и государства в целом. В работе я использовала идеи и разработки, содержащиеся в работах следующих исследователей: С.С. Алексеева, А. Б. Венгерова, В. Г. Стрекозова, А. С. Пиголкина , Р. З. Лившиц , А. В. Малько, С. А. Комарова, Т.В. Кашаниной .

Цель работы: изучение происхождения государства, анализ основных теорий происхождения государства.

Для выполнения поставленных целей исследования потребовалось решить следующие задачи:

1. Изучить понятия «государство» и «право».

2. Выявить, причины и принципы генезиса государства.

3. Рассмотреть основные теории происхождения государства.

Объектом исследования являются существующие в юридической литературе теории происхождения государства.


Предметом курсовой работы является комплексный анализ основных теорий происхождения государства, их особенности и значение.

Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.

Структура работы. Данная курсовая работа включает введение, два основных раздела, которые состоят из двух подразделов, заключение и список использованных материалов и источников.

Общий объем курсовой работы составляет 34 страницы, без литературы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1.1. Основные условия и закономерности возникновения государства

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Без выяснения причин приведших к возникновению этих социальных институтов невозможно понять их сущность и предназначение в обществе.

Необходимо отметить, что государство и право существовали не всегда, им предшествовал длительный период до государственного существования человеческого общества. Исторически первой формой организации человеческого общества было первобытное стадо. С появлением человека общество перешло к родоплеменной организации.

Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной.


Исходя из этого, можно утверждать, что когда–то существовало общество, живущие без государства. Человеческое общество зародилось на Земле около сорока тысяч лет назад, первые же государства начали появляться в IV-III тысячелетиях до н. э.

Как же выглядело это протогосударственное общество? Что оно из себя представляло? Как жили люди в таком обществе, не знающем правового регулирования и государственных основ? Каким было его устройство? Не выяснив ответа на эти вопросы нельзя представить процесс генезиса государства.

Протогосударственное общество, за которым закрепилось название первобытного, а сам строй такого государства – первобытнообщинным, занимает внушительный период истории, в тридцать тысяч лет и делится на несколько периодов. В современной историографии до сих пор нет четкого решения периодизации первобытного общества. Обычно историки выделяют два крупных периода – матриархат и патриархат. Матриархат – это общество, в котором женщина занимала господствующее положение, власть и родство передавались по женской линии. Вот что говорит о матриархальном устройстве общества Википедия: «Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного порядка. Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии); иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия.»1 Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право

____________________

1 1https://ru.wikipedia.org/wiki/ Стелла Джоргуди. Создание мифа о матриархате /

(неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада

брака — дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, при котором имуществом семьи распоряжаются женщины, и передается оно только по женской линии. Мужчина, с которым женщина состоит в длительных отношениях, не имеет право распоряжаться собственностью женщины и её семьи.

На смену матриархальному обществу в главе с материнским началом пришел патриархат – общество с главой-мужчиной, pater familias, как говорили римские юристы. Родство стало вестись по мужской линии, собственность и власть передавались от отца к сыну. Патриархальный строй заложил основы зарождения государственности, начался процесс социального расслоения и разложения первобытнообщинного строя.


Такую периодизацию первобытных обществ можно встретить в учебниках по теории государства и права до сих пор. Однако не все исследователи считают ее правильной, взамен ей предлагая свои варианты периодизации. В 1865 году британский энциклопедист Джон Леббок в своей работе: «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества»2 выделяет первый исторический период – палеолит и делит его на три периода – ранний, средний и поздний, в которых в раннем периоде формируется первобытнообщинный строй, в среднем он достигает зрелости и, наконец, в поздний распадается.

По другой точке зрения процесс разложения первобытнообщинного строя послужила экономическая сторона вопроса. Сторонники этой теории выделяют два периода – присваивающий и производящий, связывая этот процесс и процессом генезиса государства.

_________________

2 Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М.: Либроком, 2011.

Исходя из полученных сведений, можно сделать вывод, что вся история первобытнообщинного строя делится на два периода – период зрелого первобытного общества, то есть первобытнообщинный строй в чистом виде и периода распада первобытнообщинного строя и постепенного зарождения государства.

Поднимая вопрос социального устройства, структуры власти и управления первобытного общества, нужно иметь в виду, что речь идет о периоде зрелого первобытного общества, так как в период его разложения, первобытнообщинный строй, его власть и структура подвергаются известным метаморфозам.

Общественное устройство первобытных обществ знало две формы консолидации людей – родовые и племенные отношения. Через эти стадии прошли все народы населяющие земной шар и поэтому первобытнообщинный строй нередко ассоциируют с родоплеменной организацией общества.

Родовая община, род – это первая исторически сложившаяся форма социального объединения. Это своеобразный семейный «кооператив», объединенный кровным родством, общественном труде, совместной проживании, потреблении, всеобщей собственности, социальном равенстве. Несмотря на похожесть понятий «род» и «семья», их отожествление не совсем верно. В первобытном обществе, род не был семьей в том понимании каким ее видим мы. Род – это консолидация населения в группу связанную кровным родством, хотя в определенном смысле род можно назвать семьей.

Еще одной формой социальной консолидации первобытных людей послужило племя. В отличии от рода, это более крупное общественное объединение, образовавшееся в поздние периоды. Племя возникает в связи с развитием первобытного общества, родовые общины умножаются, разрастаясь в племена. Племя можно назвать союзом родовых общин, основанный снова на кровном родстве, занимающий определенную территорию, имеющий свое имя, язык, религиозные представления, традиции, обычаи, верования. Объединению родовых общин в племена послужило множество факторов, таких как совместная охота, отражение нападок агрессивных соседей, расширение своих территорий за счет земель соседа.


История первобытных обществ так же знает такие крупные объединения как фратрии и союзы племен. Фратрия, это термин введенный Льюисом Морганом. Согласно его теории, фратрии сформировались под давлением разлагающегося первобытного общества и распада родовых общин. Фратрии представляли из себя связку родов, связанных кровным родством. Они занимали промежуточную ступень между родовой общиной и племенем, у некоторых народов, например, в Доклассической Греции.

Племенные союзы – это довольно крупные первобытные объединения, возникшие в период распада первобытнообщинного строя. Основной их задачей было ведение боевых действий, оборонительного либо наступательного характера. Позже племенные союзы послужили основой для государств, таким образом их можно назвать протогосударственным объединением, построенном уже не на кровном родстве, а на общих интересах.

Все вышеперечисленные формы объединения первобытных людей, однако, мало отличались друг от друга. Их рознит лишь размер, каждое из этих объединений более крупное и сложное по сравнению с предыдущим, но в то же время строясь на кровном родстве, они остаются однотипными и мало отличаются друг от друга, за исключением союзов племен, объединение в которых строилось не только на кровном родстве, но и на общих интересах, таких как защита своей территории и захват новых владений. Что же представляла из себя власть в первобытных обществах? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос, а что же такое власть?

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие, даже вопреки сопротивлению, и независимо от того, на чем такие способность и возможность основаны3.

Власть в первобытном обществе выглядела так – основополагающей общественного управления служило родовое собрание, состоящее из всех взрослых членов родовой общины. Такое собрание разрешало главные вопросы жизни рода. Собрание возглавлял старейшина, либо вождь, который избирался из числа самых уважаемых членов рода. Однако несмотря на свой статус, по сравнению с остальными членами рода, он не обладал никаким особыми привилегиями. Так же как и остальные члены общины, он работал на производстве и получал такую же долю как остальные. Его власть строилась исключительно на доверии и уважении к нему остальных членов общества, в любой момент он мог быть снят с должности и на нее назначался другой. Кроме вождя родовое собрание избирало военачальника, во время боевых действий, а также других ответственных лиц, курирующих дела культа – жрецов, шаманов и др., которые также никакими привилегиями не обладали.