Файл: Теории происхождения государства (ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древнегерманская - появление государства вызвано необходимостью организации управления завоеванными территориями. Завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Восточно-славянская - возникновение государства было обусловлено необходимостью организации борьбы с внешним врагом.

Основными причинами появления государства были следующие:

– необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

– необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

– необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.

Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

– необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;


– необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств, приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства. В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях.

Вывод: Таким образом, формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Возникновение государства происходит в конкретно-климатических, географических и иных условиях, которые определяют особенности данного процесса, что позволяет выделить такие формы возникновения государства.

Можно выделить так же общие причины возникновения государства:

1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;

2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;

4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

2.2. Характеристика основных теорий происхождения государства

На протяжении тысячелетий человечество живет при условиях государственно-правовой действительности.

Сотни учений и трактатов по-своему трактует причины возникновения государственности и генезиса права. Этому способствуют различные идеологии, экономические отношения, официальная политика, принятое вероисповедание и другие факторы. Найти консенсус в сложившейся ситуации довольно непросто. Основные теории происхождения государства - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

К основным теориям происхождения государства и права следует отнести: теологическую, патриархальную, договорную, насилия, органическую, материалистическую (классовую), психологическую, патримониальную и ирригационную.


Остановимся на их характеристиках:

Теологическая теория – одна из первых сформировавшийся теорий, объяснявшая появление государства как результат божественной воли. Эта теория берет истоки в древнем Египте и Вавилоне, Духовенство в то время занимало довольно высокое положение в обществе и полностью владело умами людей.

Главными идеологами данной теории стали Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Фома Аквинский, например, утверждал, что процесс появления и развития государства и права в точности повторяет процесс сотворения богом мира. Это теория также называется креационистической. Креационисты считают, что Земля – плод божественного творения. Креационистическая теория полностью отрицает эволюции и Дарвиновскую теорию.

Теологическая теория строится на догматах, поэтому она недоказуема, однако и опровергнуть ее тоже нельзя. Эта теория идет рука об руку с вопросом о существовании Бога, в конечном счете это вопрос веры.

Патриархальная теория – одна из древнейших теорий. Основателем ее был Аристотель, но идеи подобные высказывали и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским.

Суть этой теории в том, что государство представляет из себя разросшуюся семью, в которой отец становится монархом.

Таким образом, государство являлось не только закономерным достижением человеческого общества, но и высшей формой человеческого командования. В Средневековье эта теория служила подтверждением полной власти монарха.

По мнению Аристотеля, государство — это большая семья, где монарх — это отец, а подданные – дети. В такой семье дети должны неукоснительно выполнять распоряжения отца-монарха.

Эта теория привлекает внимание к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.


Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

Еще одной древнейшей теорией является органическая теория, она возникла в древности, но окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс.

Представители этой теории видели в государстве живой организм. Платон сравнивал строение государства с человеческой душой. Исходя из этого, он считал невозможным раздельное существование человека и государства, только вместе они представляют собой единый организм.

Исходя из органической теории, само человечество — это продукт эволюции, переход от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.


Теория насилия – это одна из относительно новых теорий, однако предпосылки для ее появления были заложены еще в эпоху рабовладения. Она окончательно оформилась в девятнадцатом веке. Основными ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

Само формирование государства теоретики насилия обуславливают военно-политическим характером, то есть государство, исходя из этой теории, появилось в следствии захвата одного племени другим, само же государство создается для того чтобы подавить порабощенное племя.

Насилие в рамках этой теории рассматривается не как что-то ограниченное и локальное, а как нечто естественное и глобальное.

Насилие тут возводится в абсолютный культ, несмотря на то что не все государства возникали в ходе войн. Теоретики выделяют три вида насилия - революционное, либеральное и реакционное. Развитие общества в условиях государства, стоит на пути демократии. Вслед за насилием по мнению Гумпловича следует либерализация. Постепенно появляется парламент и образуется государство в современном его виде. Но достичь этого можно лишь через насилие.

Психологическую теорию, возникшую в середине XIX в., представили Г. Тард, Л.И. Петражицкий. По их мнению, государство — это плод человеческой психики, а государственную структуру они видели в человеческой потребности подчиняться. Народ в этой системе рассматривался как инертная масса.

Петражицкий в своих работах разделял право на интуитивное и гетерономное. Под автономным правом он подразумевает переживания. Под гетерономным подразумевается мнение которое основывается на точке зрения авторитетного деятеля либо на нормативном акте.

Право же он наделяет двумя функциями – распределительную и организационную.

Догматы материалистической (классовой) теории описали в своих трудах Ф. Энгельс "О происхождении семьи, частной собственности и государства" и К. Маркс. У этой теории два основных постулата:

- государственные объединения возникают в результате непримиримой борьбы эксплуататоров и эксплуатируемых;

- с развитием экономики производительная и распределительные функции усложняются;

Классовая теория насчитывает три формы государственного генезиса:

- афинская – государство вырастает из внутригосударственных противоречий;

- римская – родовая община в течении времени изолируется и превращается в элиту, отстраненную от плебейской массы;

- германская - государство возникает на завоеванных территориях, управлять которыми без государственного аппарата не представляется возможным;