Файл: Органы местного самоуправления (Исторические аспекты становления городского самоуправления в России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исторические аспекты становления городского самоуправления в России.
1.1. Городское самоуправление в дореволюционной России.
Глава 2. Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации
2.1.Конституционно-правовые основы городского самоуправления
Глава 3. Система городского самоуправления
3.1. Формы непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления
Основные вопросы функционирования собраний (сходов) регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кроме того могут применяться статьи 80-86 Закона РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений» пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
Собрание (сход) граждан является одной из форм волеизъявления, посредством которой граждане по месту их жительства решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Собрание (сход) граждан созывается главой соответствующего муниципального образования или органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости. Он проводится в обстановке открытости и гласности. Кроме жителей города, на собрание (сход) приглашаются руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители печати и других средств массовой информации.
Обращения собрания (схода) граждан подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти и местного самоуправления должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности.
Собранию (сходу) граждан может быть предоставлено право применять меры общественного воздействия к лицам, допускающим нарушения общественного порядка, правил общежития, не выполняющим обязанности по воспитанию детей, либо не выполняющим решения собраний, сходов.
В законодательстве закреплена новая форма участия граждан в городском самоуправлении - прямое волеизъявление посредством правотворческой инициативы. Раньше в отечественной практике не существовало такого понятия. Правотворческая инициатива осуществляется путем внесения проекта правового акта в органы городского самоуправления или петиций с предложениями о принятии правовых актов города, отмены или изменения ранее принятых актов, Таким образом, предусматривается два способа осуществления правотворческой инициативы.
В некоторых городских уставах вместо понятия «народная правотворческая инициатива» используется иное – «гражданская инициатива».
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливает, количество граждан имеет право на правотворческую инициативу и порядок ее внесения. Значит число подписей, необходимых для внесения правотворческой инициативы, должно определяться уставом города. Так, в г. Кемерово число подписей, необходимых для внесения проекта правового акта, должно составлять не менее 1% от числа членов городского сообщества, в Челябинске и Липецке требуется не менее одной тысячи подписей граждан.
Право на правотворческую (гражданскую) инициативу имеют граждане или группа граждан, обладающих активным избирательным правом, а равно местное отделение общероссийского или областного общественного объединения, городское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в городских (муниципальных) выборах и зарегистрирован в органах юстиции в установленном порядке не позднее тем за шесть месяцев до обращения с гражданской инициативой, могут образовать инициативную группу граждан в количестве, предусмотренном уставом, для организации сбора подписей в поддержку целей гражданской инициативы.
Формами представительной демократии выступают выборные и другие органы местного самоуправления, через которые граждане осуществляют свою власть, их статус и полномочия мы рассмотрим в следующем параграфе этой же главы.
На практике формы представительной и непосредственной демократии не просто взаимосвязаны, но и дополняют друг друга, например, посредством прямой демократии обеспечивается более полное участие граждан в законотворческой деятельности и управлении. Тем самым она дополняет представительную демократию.
3.2. Органы и должностные лица городского самоуправления
Важной составной частью системы городского самоуправления являются выборные и другие органы местного самоуправления. Они образуются в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов Федерации, уставами городов и другими нормативными гнетами, принимаемыми органами городского самоуправления.
Городская Управа (мэрия) в своей деятельности подотчетна городской Думе. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц городского самоуправления по вопросам выполнения бюджета города, планов и программ экономического и социального развития города, другим вопросам в пределах ее компетенции, а также за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности, находящихся на территории города, правил о создании или преобразовании предприятий и иных объектов рыночной структуры, их размещения на подведомственной территории, соблюдением правил пользования природными ресурсами, экологических, санитарных и строительных норм, договорных обязательств о проведении мероприятий связанных с деятельностью городского самоуправления, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия. Таким образом» городская дума обладает достаточно широкими полномочиями, чтобы контролировать деятельность всех предприятий, учреждений и организаций на территории города.
Предусматривается должность секретаря городской Думы, который
избирается ею из числа депутатов. По статусу секретарь городской Думы является заместителем городского Головы и выполняет функции но организации работы городской Думы, Городской Голова (мэр города) -высшее должностное лицо городского самоуправления. Он избирается населением города на 4-летний срок из числа его жителей. Городской Голова руководит исполнительным органом городской Управой (мэрией) на принципах единоначалия, но в этой работе он подотчетен городской Думе.
Органами городской Управы являются структурные подразделения городской Управы (департаменты, комитеты, управления, отделы). Они самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении установленных законодательством гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений, организаций.
В городах России используются такие модели местного самоуправления:
глава города, избираемый населением, входящий в состав представительного органа местного самоуправления и являющийся его председателем;
глава города, избранный представительным органом городского самоуправления из числа депутатов и являющийся одновременно председателем представительного органа;
глава города, избранный населением, входящий в состав представительного органа местного самоуправления, но не являющийся его председателем: последний избирается депутатами в качестве самостоятельного лица, действующего на освобожденной либо неосвобожденной основе;
глава города, избранный из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, но не являющийся председателем представительного органа, последний избирается представительным органом;
глава города, избранный населением, и назначаемый глава городской администрации.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы самоуправления могут формироваться путем выборов и назначения, яри этом наличие выборных органов является обязательным (ст. 14). Так, согласно сведениям Центральной избирательной комиссии РФ о ходе реформы местного самоуправления на 1 сентября 1998 г. из 12.522 муниципальных образований, образованных в субъектах РФ в 12,350 имеются выборные органы местного самоуправления. Таким образом, почти во всех субъектах Федерации имеются выборные органы самоуправления.
Представительные органы состоят из депутатов, избранных непосредственно населением города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, выражают волю всего населения города и осуществляют от его имени власть. Выборные представительные органы являются не просто составной частью системы городского самоуправления, они занимают в ней ведущее место, им подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц городского самоуправления. Они обладают правом представлять интересы населения города и принимать от его имени решения, действующие на территории города. Численный состав представительных органов различен. Он зависит от размера города, количества жителей, объема работы данного представительного органа и т.д.
Городской представительный орган является постоянно действующим органом городского самоуправления. В его функции входит обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; управление муниципальной собственностью; обслуживание и социальная защита населения; защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка; защита интересов и прав городского самоуправления.
Полномочия представительного органа условно можно разделить на две группы: 1) полномочия по закреплению его статуса и депутатов. К ним относятся утверждение регламента, внесение в него изменений и дополнений; избрание и освобождение от должности председателя, заслушивание отчетов о его работе; образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий (комитетов); утверждение структуры. штатов и оплаты труда аппарата и т.п.; 2) полномочия по решению вопросов местного значения.
В городах в зависимости от численности и компетенции представительного органа обычно создаются следующие постоянные комиссии или комитеты: по регламенту, по законности, по бюджету и налогам, по делам молодежи, по вопросам социальной политики и культуры, по образованию и здравоохранению, по промышленности, транспорту и связи, по вопросам дорожного хозяйства и благоустройства, наблюдательные и т.д.
Наряду с постоянными комиссиями, представительный орган вправе создавать временные комиссии. Временные комиссии действуют по мере необходимости решения тех или иных вопросов временного характера, по завершению своих обязанностей они упраздняются решением представительного органа городского самоуправления, создавшего эти комиссии.
Депутат представительного органа городского самоуправления преимущественно должен работать на общественных началах, на непостоянной основе.
В законодательстве закрепляется возможность императивного мандата, который проявляется в наказах (поручениях) депутата и в возможности отзыва населением. Необходимо обеспечивать реальную связь депутатов с населением, для чего и нужен институт отзыва. Тогда избиратели смогут не только контролировать деятельность депутатов, но и реализовать свое право, закрепленное в ст. 3 Конституции РФ — осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Следует отметить, что по заданию Центральной избирательной комиссии творческим коллективом под руководством профессора С.А. Авакьяна разработан модельный закон о порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления. Он утвержден на заседании Центральной избирательной комиссии в декабре 1998 г. и разослан во все субъекты РФ. До этого законы об отзыве депутатов представительного органа местного самоуправления были приняты в 14 субъектах РФ. Надо надеяться, что в 1999 г. они появятся в гораздо большем числе субъектов РФ.
Обращения депутата к Думе, главе самоуправления, заместителям главы администрации, к руководителям расположенных на территории города органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности вносятся в письменной форме и оглашаются на заседании Думы.
Для организационного, правового, информационного и хозяйственного обеспечения деятельности представительного органа создается аппарат, структура и штатная численность которого устанавливается им непосредственно по предложению ее председателя и с учетом мнений постоянных комитетов (комиссий).
Глава города наделяется собственной компетенцией.
Он обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов управления городом, по руководству администрацией и осуществлению контроля, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий представительного органа. Он подотчетен как населению города непосредственно, так и представительному органу и несет ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей. При этом он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города.
Глава города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования.
В целях обеспечения взаимодействия представительного и исполнительного органов городского самоуправления глава города может назначать своих представителей в представительный орган.