Файл: Теория государства и права (Взаимосвязь и взаимодействие государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История свидетельствует о том, что, являясь частью общества, государство, как правило, стремится расширить свое влияние на него, причем часто не либеральными методами, а путем достаточно жесткого вмешательства в дела общества. Это происходит не только по субъективному желанию и стремлению стоящих у власти сил, но и по причинам объективного характера. Прогрессивное развитие общества ведет к усложнению экономических, политических, социальных отношений. Значение гражданского общества состоит прежде всего в том, чтобы не допустить такое перерастание, контролировать тенденции государственного развития. Такой контроль необходим, более того, он должен быть постоянным. [4.C.76]

Признавая, что государство регулирует в том или ином объеме и различными способами практически все основные сегменты общества, важно не впадать в чрезмерный этатизм. Чрезмерное вмешательство государства стесняет естественное развитие общества, ведет к его стагнации и краху. Общество - особая сложно организованная система, а таким системам с позиций синергетики нельзя навязывать пути и способы развития. Управление ими недостаточно анализировать с точки зрения кибернетики как воздействие субъекта на объект с целью приведения последнего в заданное состояние. Сама идея принудительного, то есть вопреки заложенным в сложных системах объективным закономерностям, управления может стать тормозом на пути их развития. [2.C.5]

Связующей силой цивилизованного общества называл государство Ф. Энгельс, добавляя, что не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. [23.C.43]

Отметим, что в условиях Античности закладываются идейно-теоретические предпосылки двух основных направлений в рассмотрении проблемы соотношения общества и государства. В рамках первого государство рассматривается как орган, необходимый обществу для зашиты субъективных прав и свобод личности, которыми обладают его рядовые члены, в рамках второго направления государство характеризуется как механизм ограничения индивидуальных волеизъявлений силой закона, причем ограничения не всегда носят справедливый с точки зрения соответствия правовым идеалам характер.

В России в XVIII-XIX вв. сложилось осторожное и даже критическое отношение к либеральному направлению в развитии политико-правовой теории и практики. Российские юристы проповедовали надклассовый характер верховной власти, воплощающей единство страны, делали акцент на необходимости прочной власти, подчеркивали важность соблюдения порядка в стране. [17.C.76]


Отметим, что с начала XIX в. и до настоящего времени наблюдаются две противоположные линии развития теоретической парадигмы «общество- государство». Одна из них опирается на германскую культурную традицию, достигая кульминации у Канта, Гегеля и Маркса. [24.C.61]

Экономические основы функционирования общества и связанные с ним политические особенности были исследованы К. Марксом. В предисловии «К критике политической экономии» ученый приходит к выводу о том, что надстроечные явления коренятся в материальных отношениях, и что анатомию общества следует искать в политической экономии. Данный подход характеризуется приматом политического государства, важностью институционального порядка, коллективистской ориентацией. Акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, то есть решение их государством.

Следует заметить, что эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической традиции, согласно которой гражданское общество признается сердцевиной всей политики, развивается стремление к справедливости, равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление, сдерживая рынок, стремящийся к поглощению и разрушению всего, что несовместимо с его логикой прибыли. Этот подход отвергает либеральную идею государства - ночного сторожа и подчеркивает, что государство должно быть демократическим и социальным. [20.C.67]

Необходимо подчеркнуть, что дискуссии о соотношении государства и общества продолжаются и сегодня. Так, широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства - достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов населения, снятие или смягчение противоречий, поиск согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается как сообщество свободных индивидов, объединяющихся на солидарной основе для установления контроля над государством. [10.C.45]

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что общество первично по отношению к государству. Государство в современном понимании не может быть отождествлено с аппаратом государственной власти и населением. Образ государства целесообразно рассматривать в контексте широкого и узкого подходов. [25.C.43]


2.2. Перспективы развития взаимодействия государства, права и общества

Идейно-теоретические противоречия между обществом и государством носят объективный характер и коренятся в сущностных различиях публичных и частных интересов. Современное государство не в состоянии эффективно реализовать свои функции без активного участия общественности, со стороны которой должен осуществляться постоянный контроль.

Оптимальной является система взаимодействия общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает обществу незыблемость прав и свобод, последнее проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании публичных институтов и контроле над их деятельностью.

Общеизвестно, что государство и право выступают близкими институтами. С.С. Алексеев [1]справедливо пишет, что «именно государство придает определенным общим правилам значение юридических норм. Оно же своей мощью, авторитетом, принудительной силой обеспечивает действие норм права, реальное проведение их в жизнь, превращение юридически должного в реальный правопорядок».

Обобщая основные подходы к вопросу о соотношении государства и права, С.А. Комаров отмечает, что «государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и частные интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, поэтому все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму. Отсюда возникает видимость самостоятельности, независимости права». [18.C.4]

Полагаем, что анализ таких зависимостей имеет принципиальное значение для существующей социальной практики. [22.C.60]

Взаимосвязь государства и права проявляется в том, что они не могут существовать друг без друга. Государство упорядочивает общественные отношения через право, устанавливает общественный порядок, использует легальную форму для защиты личных и других интересов.

Взаимодействие Российского государства и права представляет собой постоянный и многоаспектный процесс. Государство принимает участие в правотворческой деятельности, учитывая волеизъявление населения или его большинства в виде различных нормативных актов, при необходимости реализует их государственным принуждением. [25.C.23]

Право оформляет государство с помощью юридических норм, устанавливает систему государственных органов, их полномочия, пределы деятельности ветвей власти, обеспечивает права, свободы и законные интересы граждан.


Таким образом, в современной России объединяющая роль права в отношении государства усиливается. Одновременно прослеживается следующая закономерность: чем рельефнее, точнее право регулирует потребности и развитие гражданского общества, тем больше оно связывает государство. При этом активность государства используется в интересах каждой личности и социума в целом.

Заключение

Государство и право - неразделимые друг от друга понятия. Поэтому возникают проблемы о соотношении этих терминов и понятий. Соотношение государства и права, излагается как отношение взаимной зависимости и приводится к тому: зависит ли государство от права, или право от государства. Эта проблема является одной из значимых проблем современной юридической науки и правовой политики. И поэтому решили высказать свое мнение по данной теме. Однако для начала, нужно разобраться с терминологией этих понятий.

Государство - это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казны и устанавливающий правовой порядок на определенной территории [1, с. 62]. Смысл юридического понимания права выражен так: право - социальный институт, имеющий свою собственную природу [2, с. 70]. В отличие от государства, право обладает совокупностью общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Из этого следует, что право не может существовать без государства, а государство без права, и в этом же заключается их связь между собой.

При изучении данной проблемы Л.А. Морозова выделяет пять подходов, которые обычно упоминаются в качестве значимых для систематизации и описания этих явлений [1, с. 202].

Первый подход этатистский. В основе данного подхода государство является главным институтом общества. Право же находится в подчи­ненном государству отношении, приводится в виде атрибута государства, обязательного приложения к государственной власти. Исходя из этого подхода, государство не взаимодействует с правом, а устанавливает между ними право, которое считается необходимым и нужным для государства.

Второй подход выработался на основе естественно - правовых воззрений. В нем государство зависит от права, так как государство возникает в целях обеспечить действия права как систему нормативного регулирования. Такая интерпретация проблем соотношения государства и права является центром для утверждения верховенства права.


Третий подход - дуалистический. Государство и право, взаимно дополняют друг друга. Государство не может существовать без права, право без государства. Они вместе достигают совместного результата, в котором заинтересовано общество.

Четвертый подход именуется как позитивистский. В данном подходе государство выделяет самоограничения, издает законы, и, следовательно, сам же обязан, подчинятся этим законам.

Пятый подход - либерально-демократический. Этот подход исходит из связанности государства правом.

Из выше сказанного следует, что понятие «государство» нельзя выявить без уточнения. Понятия «право» без уточнения суждения «государство». Говоря о взаимосвязи государства от права, нужно сказать, что также имеет различные аспекты. Во-первых, она зависит от внутренней организации государства, в которой осуществляется связь между его отдельными частями. Право, в свою очередь, оформляет структуру и взаимодействие между элементами механизма государства, также она способна регулировать отношения между отдельными государственными органами, создавая гарантии против скопления государственной власти в одной из ее ветвей власти, а в федерации - разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Во-вторых, взаимосвязь государства от права осуществляется через взаимодополнение, которая хорошо раскрывается во внешних проявлениях государства, в той роли, которую оно играет в общественных отношениях. Давление право на государство является необходимой. Оно четко проявляется в отношении к населению, распределения пределы воздействия государства на личность, его права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Равным образом, право предает деятельности государства легальный характер, вводя его деятельность в юридические рамки, определяя пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения. Но нужно обратить внимание на то, что право в силе ограничить государство от себя, и не допустить его произвола, только в том случае если сама власть будет ограничиваться. Учитывая связь между государством и правом, следует отметить, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так и наоборот. Нужно иметь в виду ту мысль, что законодательство государства не всегда может соответствовать по некоторым правилам праву. Но государственная власть, в отличие от права приводиться в виде непосредственной правообразующей и обеспечивающей силы, а право в свою очередь, несет по отношению к государству роль организатора и обеспечивающий порядок.