Файл: Теория государства и права (Взаимосвязь и взаимодействие государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

  1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу. [12.C.65]
  2. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.
  3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
  4. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.
  5. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
  6. Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом. [13.C.54]
  7. Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения [9, C.105-106].

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом. [19.C.21]

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению[5, C.95].


Выводы:

Таким образом, государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Глава 2. Проблемы соотношения государства и права в современной России

2.1. Взаимосвязь государства, права и общества на современном этапе

Анализируя понятия «общество» и «государство», необходимо отметить, что в качестве важнейших символов они сопровождают человеческую цивилизацию с момента ее возникновения.

Под обществом понимается соединение людей для достижения хозяйственных, политических или научных целей, недоступных силам каждого в отдельности. В широком смысле данный феномен подразумевает совокупность граждан данной страны, связанных солидарностью экономических, политических и духовных интересов, достигаемых и защищаемых путем обширной системы организаций, союзов, постоянных и временных, территориальных обязательных и не связанных с местом и свободных. [12.C.54]

Общество есть совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общежития людей, а государство - это особая политикотерриториальная организация публичной власти с присущими только ему особыми элементами. Общество и государство - понятия, безусловно, не совпадающие; первое значительно шире, богаче второго. Вместе с тем государство, будучи порождением общества, обладает определенной самостоятельностью по отношению к нему. [4.C.45]


Понятие «общество», рассматриваемое в контексте представлений о сущности государства, предполагает два смысловых значения. В широком смысле оно есть совокупность коллективов и индивидов, включающая в качестве составной части политическую организацию; в рамках узкого подхода общество отождествляется с народом, объектом управленческого воздействия со стороны аппарата государственной власти. [13.C.7]

Государство возникает как адаптивная функция социума, как средство включения каждого отдельного индивида в социальное целое и как один из механизмов социального отбора. Его возникновение и переход от одной стадии развития к другой является результатом инновационной деятельности отдельных структурных единиц социума. Государство как механизм воспроизводства общества представляет собой принятие политических решений, имеющих всеобщее значение. Этапы эволюции государства выделяются в соответствии с этапами эволюции человечества. [18.C.32]

Известно, что общество - прародитель государства, поскольку последнее является результатом общественного развития, становления человеческой цивилизации. Государство может быть только там, где есть общество.

В настоящее время наряду с традиционными подходами к исследованию государства, отражающими его сложность и многогранность, в юридической литературе нередко используются и нетрадиционные для отечественной науки подходы. В западной юриспруденции, например, государство зачастую рассматривается не только как источник права, но и в качестве административного органа.

Аналогичным образом представляется некоторыми авторами развитие государства и в связи с нарастающими в современном мире процессами глобализации. Нарастание данных процессов в различных сферах жизни общества, в особенности в сфере экономики, политики, информатики, технологии, неизбежно ведет, по мнению ряда авторов, к изменению природы и характера государства, к глобализации его функций и постепенному снижению его суверенитета. [9.C.43]

Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия объективно обусловливают возможность и даже неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

Таким образом, неоднозначность восприятия государства - его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, и, следовательно, уровнем развития общества, естественного сознания и мышления. [20.C.32]


Вместе с тем она в значительной мере предопределяется субъективными факторами - неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, сложностью и многогранностью самого государства как явления. Важно иметь в виду, что неоднозначность восприятия понятия государства обусловливается тем, что данным термином обычно объясняются самые разнообразные предметы и явления.

Государство представляет собой форму социальной организации. По мнению В.Е. Чиркина, выражающего достаточно традиционную для социально-политической и юридической науки точку зрения, государство есть особая универсальная для данного общества организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления обществом. Будучи неотъемлемой частью общества на протяжении многих тысячелетий, государство выполняет всеобъемлющие регулятивные функции по отношению к нему. [13.C.65]

Мы полагаем целесообразным рассмотрение государства в широком и узком смыслах. В рамках широкого подхода государство тождественно политически организованному обществу, узкий подход предполагает разграничение государства и общества. В качестве государства выступает только аппарат публичной власти, посредством которого осуществляется принуждение. Общество в данном случае аналогично народу, проживающему на территории страны и подпадающему под его юрисдикцию. При этом формирование структур государственной власти осуществляется по различным схемам: непосредственного и опосредованного представительства; назначения; представления кандидатуры для последующего коллективного утверждения. [18.C.32]

При этом специфическим признаком государства является его генеральная функция по обеспечению целостности, нормального функционирования общества. Существование государства в таком случае доказывается исторически. Другими словами, само существование общества доказывает существование государства. Поэтому исторические предпосылки государства следует искать, прежде всего, в самом возникновении общества (главная предпосылка), в механизмах перехода общества от одного состояния к другому и в характеристиках воспроизводства общества на каждом этапе его развития, которым соответствуют основные стадии «зрелости» государства.

Государство - это одновременно факт (реально существующее социальное явление) и фикция (выстраиваемая посредством логических умозаключений абстрактная схема); субъект и объект политико-правового воздействия; элемент политической системы общества и политическая система общества в целом. В зависимости от обстоятельств государство может рассматриваться в каждом из перечисленных образов. Однако отождествление образов в рамках единого исследовательского подхода представляется недопустимым. [13.C.65]


Рассмотрение соотношения государства и общества предполагает выделение и сравнение однопорядковых критериев, положенных в основание формирования и функционирования общественной и государственной организаций. Если в качестве такого критерия принять союзную форму обоих феноменов, то в этом случае государство следует рассматривать в качестве публичного, централизованного, иерархизированного союза, создаваемого на основании норм, исходящих от государственного аппарата, однако принимаемых от имени всего союза граждан в целях достижения общего блага. [3.C.65]

Общество в рамках подобных рассуждений представляет собой сложившуюся в пределах пространственной юрисдикции государства (страны) совокупность людей, объединенных не только политико-правовыми (публичными), но и другими (семейными, дружескими, религиозными, языковыми, национально-этническими, экономическими, криминальными и т. п.) связями. В основу взаимодействия данных структурных элементов положены интересы, с осуществлением которых связывается функционирование соответствующих социальных групп, а также характер ресурсов, за счет которых та или иная группа реализует тот или иной интерес.

В современной трактовке проблемы взаимодействия государства и общества прослеживаются три основные позиции. Первая идет от Гегеля к теоретикам правового государства, которое должно обеспечить солидарные интересы людей. Вторая имеет в основе приоритет индивидуальных целей и гражданского общества как их сферы перед государством. Третья является составной частью современного консерватизма, предполагающего активную регламентирующую и распределительную роль государства и примат идей равенства и свободы. [11.C.43]

Необходимо отметить, что в силу ряда причин во второй половине XX в. происходят принципиальные изменения в соотношении общества и государства. Среди этих причин усложнение социума в целом; рост числа научных, профессиональных, спортивных и иных объединений, ассоциаций, организаций, средств массовой информации, коммуникации, образующих в совокупности содержание общества.

Другой важный фактор состоит в изменении социальной роли государства, его функций в изменяющемся и усложняющемся обществе. Все меньше остается сфер, которые представляли бы собой исключительную компетенцию общества, очищенного от государственного элемента. Все это свидетельствует о постоянном проникновении государства в сферу общества и обратно, вследствие чего отделить функции государства от функций общества нереально. [7.C.31]