Файл: Теории происхождения государства (Основные теории (концепции) происхождения государства и его признаки).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность изучения происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Рождение государства показывает, что общество достигло серьезной стадии развития. Этот процесс вполне закономерный, однако он переполнен противоречиями. С древних времен ученых привлекала проблема происхождения государства рассмотрением различных концепций. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства — нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и автор уверен, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.
Уже огромное количество лет люди существуют в условиях государственно-правовой реальности. Они являются гражданами конкретного государства, подчиняются государственной власти, прислушиваются к правовым предписаниям и требованиям. Вопрос о путях происхождении государства носит дискуссионный характер. Существует множество теорий возникновения государства. Это можно объяснить различием исторических и социальных условий проживания авторов, а также разнообразием идеологических воззрений.
Цель работы – исследование теорий происхождения государства, выявление их сильных сторон и противоречий.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:
- исследовать предпосылки возникновения государства и права;
- рассмотреть основные теории происхождения государства (патриархальную теорию, теологическую (божественную) теорию, теорию «общественного договора», теорию насилия, марксистскую теориию;
- исследовать причины и пути формирования государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при формировании и развитии теорий происхождения государства. з
Предметом исследования процесс возникновения, становления и развития государства, его общие закономерности, характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства, место и роль государства в жизни общества.
Теоретическая основа курсовой работы основалась на трудах таких авторов как: Венгеров А. Б., Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова JI.A.
При выполнении работы использованы методы: общенаучные (системный, исторический) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительный), анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, исследования.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Предпосылки возникновения государства
Государство — это особая универсальная политическая организация общества, которая обладает публичной, государственной властью и определенным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, которая выражает прежде всего интересы экономически доминирующего социального слоя, а также выполняет «общие управленческие дела» для всех граждан и осуществляет специфический арбитраж в обществе[1].
Из данных определений следует, что теория и права государства имеет дело с определенной частью государственных явлений.
Для возникновения любого государства нужна добровольная солидарность большей части взрослых членов определенного объединения. Таким образом, можно сказать, что государства не было и не могло быть до тех пор, пока отдельные члены общества, под давлением житейских потребностей, не научились слаженности и единению ради общности интересов, пока семейная солидарность была очень непрочной, а родовой и вовсе не было или же она возникала лишь временно в слабой степени[2].
Формирование государства впервые стало возможным в двух случаях:
1) в процессе значительного разрастания стадной семьи и развития семейной солидарности до необходимой прочности;
2) в случае, когда общность интересов появилась между членами в моногамических, полигинических, полиандрических и малолюдных стадных семьях и сверх того сформировалась значительная родовая солидарность[3].
В первом случае государство формируется как одна многолюдная стадная семья, а во втором случае как союз нескольких семей[4]. Но в итоге все они появляются в результате естественного прироста численности населения.
Для становления и развития государства как общественного института нужно, чтобы объединение людей действительно стало одним целым и выработало особый общественный орган, который будет руководить его жизнью. Если говорить о причинах возникновения государства, то нужно отметить, что этот процесс был закономерным и являлся следствием естественного развития общества. Государство сформировалось из общества посредством распада устоев первобытнообщинного строя. На это повлияло множество причин и факторов[5].
К таким причинам можно отнести следующие:
1)Всесторонне развивающийся процесс общественного разделения труда. Суть этого процесса в выделении управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По причине развития производительных сил и усиления хозяйственных связей у общества возникла потребность в совершенствовании управленческих функций и концентрации их у конкретных лиц и органов.
2)Появление и развитие частной собственности в ходе становления общественного производства.
В итоге государство сформировалось как результат классовой раздельности и неприменения межклассовых взаимоотношений, как политическая организация экономически господствующего класса и средство подавления им других классов и слоев[6].
Данная теория происхождения государства была соответствовала марксисткой идеологии. В частности, Ленин в своих трудах ни один раз утверждал, что государство это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».
Немарксистские научные направления в целом не отрицают существенного воздействия экономических и социально-классовых отношений на возникновения государственности, но при этом они не считают роль частной собственности и классов основополагающей[7].
В истории были случаи, когда б формирование государства предшествовало и содействовало классовому расслоению общества[8].
Также можно выделить и ряд иных причинных факторов, которые способствуют формированию государства. К таким факторам относятся: демографические, антропологические, психологические, рациональные и эмоциональные, а так же завоевание территории. Рассмотрим данные факторы чуть подробнее.
1 .Демографический фактор. В рамках него речь идет о воспроизводстве самого человека. В первую очередь здесь можно сказать о росте численности и плотности населения, перехода от кочевого к оседлому образу жизни, запрете кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Это всё усиливало необходимость общества в регулировании взаимосвязей между людьми, которые проживают на конкретной территории[9].
2. Антропологический фактор. Основоположники этой концепции полагают, что сама общественная природа человека и есть источник государственной формы организации. Еще в античное время в своих трудах Аристотель утверждал, что человек, являясь существом в высшей степени коллективным, может реализовать себя самостоятельно только в процессе общения. Государство же, подобно семье и селению, это естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития.
3. Психологический, рациональный и эмоциональный фактор. В данном случае государство рассматривается как результат человеческого мышления и разума, созревающий под влиянием потребностей и эмоций человека. Такого рода точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства[10].
Т. Гоббс считает, что сильнейшим мотивом, который побуждает людей к заключению общественного договора о создании государства, это страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество.
Д. Локк полагает, что на первом месте стоит человеческий разум, он верит в то, что государство может лучше обеспечить естественные права человека, нежели традиционные, догосударственной формы общежития. То, что реальное государство сформировалось как результат длительного естественно-исторического развития государства, а не после подписания общественного договора - очевидно. Но для конкретного промежутка времени концепция государства имела серьезное значение, выдвинув на первый план вопросы взаимоотношений личности, общества и государства[11].
4. Последний фактор - завоевание одних народов другими. Сторонники теории насилия - JI. Гумплович, Ф.Оппенгеймер и другие - считали данный фактор одним из основных причин возникновения государства. В соответствии с их концепцией государство появилось как результат внешних завоеваний и политического насилия, это в свою очередь усилило социальное неравенство, привело к появлению классов и эксплуатации.
Выводы
Государство стало результатом совокупного сочетания различных причин и факторов. В целом государство появляется, развивается и реформируется под влиянием как внешних, так и внутренних причин, которые не могут существовать по отдельности. Государство возникает в результате усложнения экономической и социальной жизни.
Появление государства — это естественноисторический процесс. Возникнув в период образования классов, оно по мере укрепления социальной однородности общества будет утрачивать свое значение, так как «е представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени его развития.
Глава 2. Основные теории (концепции) происхождения государства и его признаки
2.1. Патриархальная теория
Сложность проблемы изучения государства в том, что существует огромное множество теорий, концепций. Вопрос происхождения государства в истории социально-политической мысли не рассматривается однозначно. Общепризнанным является лишь тот подход, что государство сформировалось как результат процессов, которые происходят в обществе.
Ученые и мыслители не имеют единого взгляда на данную проблемы. Все существующие теории не содержат единого представления о происхождения государства, а некоторые даже противоречат друг другу. Рассмотрим основные из них поподробнее. Её основоположниками являются Платон и Аристотель[12].
Далее существенную роль в её развитии сыграл английский правовед XVIII в. Роберт Филмер. Платон и Аристотель представляли государство как семью, в которой власть монарха ассоциировалась с властью отца, а подданные государства с детьми, которые должны его любить и уважать[13]. Они определяли государство как продукт разросшейся семьи, которая естественным образом размножается и делится. Роберт Филмер полагал, что государство - это форма патриархальной власти, которая осуществляется в интересах всего народа. Можно сказать, что с помощью данной теории он оправдывал монархическую власть. Теория происхождения государства Филмера по сути является повторением идей Аристотеля и Платона[14].
Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, то есть принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы[15].
Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений[16]. Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства[17].