Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли (ТОРГОВЛЯ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
Предпосылками того, чтобы потенциально полезный товар стал реально полезным для покупателя служат:
- наличие у данного товара потенциальной полезности, соответствие его потребительских свойств существующим запросам, т.е. наличие внутреннего фактора, оказывающего воздействие на предварительный выбор покупателя;
- наличие у продавца достаточного количества потенциально полезного товара в нужном месте и в нужное время или внешние условия для реализации выбора.
Создание условий для реализации потенциальной полезности товара является важнейшей задачей коммерческой деятельности. Именно для этих целей и формируются соответствующие службы сбыта, накапливаются материальные запасы, создаются торгово-посреднические фирмы.
Основные разновидности коммерческой деятельности полностью отражают ее сущность. Во-первых, речь идет о снабжении предприятия необходимыми для него сырьем, материалами и изделиями. Работа, связанная с их закупками, включает следующие основные операции:
- планирование материальной потребности;
- организация приобретения ресурсов и доставка их на предприятие;
- регулирование размеров материальных запасов;
- организация и контроль потребления ресурсов на предприятии необходимо выполнять специальными подразделениями.
В типовых ситуациях им (подразделениям) присваиваются такие названия:
-
- отдел материально-технического снабжения (обеспечения); отдел производственной (производственно-технической и производственно-технологической комплектации);
- служба комплектования оборудованием строящихся объектов.
В современных условиях, когда в профессиональный лексикон коммерсанта входят все новые термины и понятия, в данной роли могут выступать подразделения по управлению материальными ресурсами и логистике. Служба закупок предприятия обычно занимается и вопросами получения необходимой коммерческой информации.
Необходимо выделить сбыт готовой продукции (услуг). Функцию сбыта выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности в большой степени зависит от профессионализма сбытового персонала и поэтому основной технологией работы службы сбыта становится маркетинг.
В отдельную категорию следует выделить торгово-посреднические операции на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, имея в виду, прежде всего, оптовую и розничную торговлю. Участие посредника в процессе товародвижения во многих случаях является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару. Более того, на потребительском рынке покупатель, почти всегда, может приобрести товар только через посредника (розничного торговца), так как фирмы-изготовители практически никогда не работают с физическими лицами.
Коммерческая деятельность всегда связана с выполнением операций по доведению материальных ресурсов от поставщиков до потребителей. К таким операциям относятся:
- у изготовителей – подготовка продукции к отправке, отгрузка, отпуск и ее документальное оформление;
- на складах посреднических и транспортных предприятий в процессе движения продукции – ее приемка, хранение, формирование комплектных партий, отгрузка;
- на складах предприятий-потребителей – приемка продукции по количеству и качеству, хранение, доведение приобретенных материалов до высокой степени технологической готовности к производственному потреблению, отпуск и доставка материалов к рабочим местам.
В целом все эти операции в зависимости от конкретной ситуации можно условно распределить на две категории – сбытовые и снабженческие. Сбытовые операции и процессы связаны с производством и поставкой продукции. Процесс производства продукции заканчивается сбытом продукции. Снабженческие операции связаны с производственным потреблением материальных ресурсов, получением материальных ресурсов и обеспечением ими предприятий производственной и непроизводственной сферы.
ТОРГОВЛЯ
Торговля подразделяется на два вида:
Оптовая торговля - это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах.
Розничная торговля - это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров конечным потребителям. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
Так, основные направления такой деятельности состоят в следующем: процесс реализации, продажи произведенных или полученных товаров и услуг; снабженческая деятельность, которая обеспечивает предприятие необходимыми ресурсами; деятельность, которая связана с осуществлением торговых и посреднических операций; работа с банковскими учреждениями и клиентами, поставщиками и другими контрагентами; выявление потребительских предпочтений; заключение и реализация контрактов. Есть различные классификации. Так в видах коммерческой деятельности обычно выделяются следующие типы, представленные ниже. Деление, основанное на характере предприятия или виде хозяйственной деятельности: предприятия производственного характера и коммерческая деятельность на таких предприятиях; коммерческая деятельность на предприятиях инновационных; коммерческая деятельность на предприятиях сельскохозяйственных; коммерческая деятельность на предприятиях, которые задействованы в секторе услуг. Деление, основанное на характере, совершаемых операций: сбытовая, закупочная деятельность, торговая, посредническая деятельность. Деление, основанное на виде организации, осуществляющей хозяйственную деятельности в аспекте формы хозяйствования (товарищество, кооператив, индивидуальное предпринимательство, ПАО, НАО и другие). Деление, основано на этапах коммерческой деятельности: управление товарными запасами, ассортиментом товаров, рекламная и информационная работа, оказание услуг, розничная и оптовая продажа товаров.
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ
Оптовая торговля -торговля политическими партиями продукта. Чаще всего, продукт, покупаемый уоптового продавца, предназначен для последующей перепродажи. Но также не редко покупателями выступают крупные потребители продукта.
Сущность оптовой торговли
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате еёдеятельности продукт приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарно предложение в соответствии соспросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положениемоптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет неограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничнуюторговлю и через неё – на сферу потребления.
Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулироватьрегиональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы идолжно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия призванысовершенствовать товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. Внастоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенныенедостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.
От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всегонароднохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущихпотребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительнорасширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговлипредметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формыстановятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.
Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовыйтоварооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственногоназначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей иэкспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и ихдвижение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяютдругие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизациярезервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствованиятовародвижения.
В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаровпокупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптовоготоварооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, иразработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговойдеятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своейхозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарныхресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнегои дальнего зарубежья.
Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствамипроизводства, так и предметами потребления. При оптовой торговле продукт закупается крупными политическими партиями. Оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечнымпотребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать продукт с минимальныминепосредственными контрактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собойактивную часть сферы обращения. Поэтому изучение типологии предприятий оптовой торговли являетсяактуальным и предоставляет возможность хорошо ориентироваться на промышленном рынке.
Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствуетсокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимаетучастие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливаетсявоздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей.
Типология форм предприятий оптовой торговли не характеризуется широким спектром, хотя при этомпредставляет интерес как совокупность значимых элементов, каждый из которых имеет свои организационно-правовые особенности, целевую направленность и методы работы на промышленном рынке.
Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формированиеэлементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватаетскладских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногихбывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за рентау этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а наприобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.
Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их сцелью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцы отличаются от розничных последующим характеристикам:
-оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере магазина и расположению своего торговогопредприятия;
-оптовик имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями;
-оптовые договора по объему обычно крупнее розничных;
-торговая зона оптовика, как правило, значительно больше таковой у розничного торговца;
правовые нормы и налоговая политика в отношении оптовых и розничных торговцев различается.
Оптовики обеспечивают эффетивность торгового процесса. Мелкому производителю с ограниченнымифинансовыми ресурсами не под силу создать и содержать компанию прямого анализа конъюнктуры рынка. Даже располагая достаточным капиталом, производитель предпочитает направлять средства на развитиесобственного производства, а не на фирму оптовой торговли. Эффективность деятельности оптовыхторговцев практически всегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сферепродажи в розницу и наличию специальных знаний и умений. Розничные торговцы, имеющие дело с широкимассортиментом товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частяму разных производителей.
Итак, и розничные торговцы, и производители имеют все основания прибегать к услугам оптовиков. Спомощью оптовиков можно выполнять более эффективно следующие функции: стимулирование сбытатоваров. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множествомелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых связей. Покупатель, как правило, больше верит оптовику, чем какому-то далекому производителю;