Файл: Общее понятие о гражданском праве (Предмет и методология теории государства и права как науки).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и методология теории государства и права как науки
1.1 Теория государства и права как юридическая наука и учебная дисциплина
1.2 Классификация юридических наук
1.3 Место теории государства и права в системе гуманитарных и общественных наук
2. Предмет и методология теории государства и права
Универсальный принцип плюрализма означает многоаспектность в исследовании права и государства, свидетельствует о том, что научное познание учитывает и противоречивые взгляды на одно и то же правовое или государственное явление, неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. В соответствии с принципом плюрализма теория должна изучать все стороны и свойства каждого конкретного явления.
Для понимания общих закономерностей его происхождения необходимо учитывать и представления других теорий, которые с иных позиций объясняют процесс возникновения государства. А однолинейный подход, то есть подход без учета различных, порой противоречивых взглядов на одно и то же явление, приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и процессов и определить их практическое значение в жизни общества.
Юриспруденция, так же, как и любая другая научная дисциплина, вырабатывает и опирается на определенные исходные положения, которые можно назвать парадигмами юриспруденции.
Парадигма – совокупность теоретических предпосылок, которые имеют место в данное время и признаются большинством ученых.
Так, на основе анализа истории развития юриспруденции к современному периоду стало очевидным, что гражданское общество может формироваться и нормально функционировать, опираясь лишь на демократические законы.
Кроме того, есть парадигмы юриспруденции, которые относятся, как бы к внутреннему строению самой правовой системы. К их числу можно отнести такие парадигмы, как: носителем суверенитета и единственным источником власти является государство-образующий народ; государственная власть должна иметь четкую иерархическую структуру; источники права выстраиваются строго по юридической силе актов, начиная с конституции страны, законов, подзаконных актов и т.д[14]
К категории парадигм юриспруденции следует отнести и положение о единстве понятий и категорий, существующее в государственно-правовой сфере. Это положение распространяется даже на юриспруденцию всех стран планеты. Дело в том, что нельзя, например, в понятие «право» вкладывать один смысл в России и совсем другой - во Франции. Тогда юристы разных стран будут разговаривать совершенно на разных языках и не поймут друг друга[1]
Общефилософскими называются методы познания, берущие свое начало в философии (методы мировоззренческие), которые определяют концепцию (базу) познания.
Основополагающими философскими методами являются диалектический и метафизический методы познания.
Диалектика - это система научных взглядов и учений о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
В рамках диалектического подхода государство и право рассматриваются как явления, находящиеся в постоянном и непрерывном развитии. Причем это развитие происходит по восходящей вертикальной спирали (от простого к сложному, от низшего к высшему). Каждый виток спирали – это определенный этап в развитии государства и права, и на каждом таком этапе каждое государственно-правовое явление проходит ряд последовательных стадий, начиная от зарождения (формирования) явления, его развития, затем постепенное отмирание и переход на новый виток развития. При этом нужно иметь в виду, что каждое государственно-правовое явление на каждом витке спирали само себя воспроизводит (повторяет), но уже на качественно ином уровне.
С точки зрения диалектического подхода развитие осуществляется на основе объективных законов диалектики, их три:
1) Закон перехода количественных изменений в качественные (например, смена экономических формаций).
2) Закон отрицания – каждое новое государственно-правовое формирование отрицает предыдущие, но само оно отрицается последующим (например, советское государство своим существованием отрицало Российскую империю и теперь современное российское государство отрицает советское государство).
3) Закон единства и борьбы противоположностей. Действие этого закона проявляется в том, что, с одной стороны, государственно-правовые явления между собой тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, но, с другой стороны, они находятся в постоянном противоборстве и противодействии друг другу. Именно такое противоборство позволяет выявить общие точки соприкосновения между этими явлениями и позволяет им взаимно сосуществовать и развиваться[10]
Метафизика - философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия, постигаемых путем умозрения.
С точки зрения метафизического подхода государство и право рассматриваются как явления, существующие вечно и неизменно, и независимо друг от друга. Метафизика исключает любое чувственное познание[15]
Общенаучные методы - это такие методы познания, которые выработаны различными науками и применимы в различных науках.
Не отрицая такого подхода, можно заметить, что общими методами они называются потому, что их использование позволяет получить общее представление об изучаемом предмете. К числу общенаучных методов относятся следующие:
- методы абстрагирования и конкретизации;
- метод анализа и метод синтеза;
- метод дедукции и метод индукции;
- логические методы познания;
- исторический метод познания;
- системно-структурный метод;
- функциональный метод.
Метод абстрагирования – предполагает восхождение от конкретного к абстрактному, в процессе которого происходит очищение изучаемого явления от внешних несущественных признаков (познав человека, мы познаем человечество).
Конкретизация - это процесс, обратный абстрагированию, предполагающий нисхождение от абстрактного к конкретному (познав человечество, мы познаем человека).
Анализ как метод познания предполагает разделение изучаемого явления на элементарные составные части, изучение каждой из этих частей в отдельности, в результате чего можно сделать вывод о том, какими свойствами обладает явление в целом. Расслоение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта. Одна из форм анализа - классификация предметов и явлений[7]
Синтез - использование метода синтеза предполагает искусственное объединение нескольких однопорядковых изучаемых явлений в единую целостную конструкцию и изучение свойств этого целого. В результате чего можно сделать вывод о том, какими свойствами обладает каждое из этих явлений (отрасли права объединяем в одну систему и смотрим, какими свойствами обладает право в целом). Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве, поскольку предполагает процесс объединения в единые целые части, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа.
Логические методы познания - это такие приемы и способы изучения государственно-правовой материи, которые основываются на законах и правилах формальной логики (индукция, дедукция, правило кругов Эйлера, правило доведения до абсурда, правило доказательства от обратного и т.д.).
Индукция - путь познания, направленный от частных суждений к общим, который заключается в описании конкретных фактов, непосредственно наблюдаемых людьми, чувственных данных. Затем они обобщаются, и из них выводится общее правило. Иначе говоря, прием индукции заключается в изначальном познании отдельных (первичных) сторон или свойств права и государства, на основе которого затем даются обобщения различного уровня[14]
Например, выявив признаки государственного органа, можно сделать вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, можно сделать более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).
Дедукция - это путь от общего к частному. Это метод познания, при помощи которого исследователь на основе общих свойств явления делает вывод о частных свойствах. При использовании этого метода процесс исследования протекает в обратном порядке, чем тот, который характерен для индуктивного метода. В данном случае общие закономерности и свойства права и государства познаются посредством логических умозаключений, от общих суждений к частным. Постепенно указанные закономерности и свойства расчленяются на определенные группы, единичные образования, после этого им дается научная оценка (определение).
Например, познание права можно начать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, а после этого обратиться к анализу отрасли и права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей, правовых институтов и завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента системы права) и ее структуры.
Исторический метод познания характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала и основывается на том, что выявление сущности изучаемого явления основывается на изучении той исторической обстановки, тех исторических условий, в которых это явление сформировалось.
Системно-структурный метод - это совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из следующего: система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов: она образует единство со средой; любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы обычно выступают как системы более низкого порядка.
Рассматриваемый метод основывается на том, что все государственно-правовые явления между собой очень тесно взаимосвязаны; они являются элементами одной системы и для их изучения и понимания необходимо определить их место в этой системе и взаимосвязь с другими элементами этой системы.
Для того чтобы познать явление, нужно выявить его структуру и выделить структурные элементы[15]
Функциональный метод используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними и основывается на том, что для изучения явления необходимо определить его функции и назначение (например, для того, чтобы понять сущность государства, нужно познать его функции).
Частно-научные методы - это такие способы изучения, которые используются для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон науки и позволяют исследователю получить наиболее полное представление об отдельных сторонах и аспектах изучаемого явления или процесса[5]
Статистический метод основывается на количественных способах получения данных, выраженных в количественной форме, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений.
Статистические исследования включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение; сводную обработку статистических данных; анализ.
Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мысленного воспроизведения исследуемых объектов. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство; зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
Метод конкретно-социологических исследований. Суть заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений.
Для успешного проведения исследований в области государства и права используются разнообразные приемы: анализ статистических и архивных данных, официальных сообщений и документов, материалов; наблюдение; обследование; устные и письменные опросы, анализ общественного мнения; методы математической и компьютерной обработки; эксперимент[12]
В познании закономерностей, свойств и тенденции развития права и государства важное место занимает сравнительный метод, который состоит в сопоставлении сравнимых юридических понятий, явлений и процессов государственно-правовой жизни, выяснении между ними сходства или различий и выработки на основе этого определенных оценок и выводов. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовой системы в целом либо отдельных государственно-правовых институтов, юридических норм[14]
Сравнение позволяет, с одной стороны, выявить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой стороны, установить различия между ними.
Значение сравнительного метода в правоведении и юридической практике исключительно велико. На основе и в результате сравнения наука установила, что право и государство, в процессе исторического развития, постоянно совершенствуются и изменяются.