Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теория, понятие, психофизиология и факторы стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время в социально-психологической науке и практике наблюдается значительное повышение интереса к изучению психических состояний, в том числе феномена психологического стресса, обусловленного факторами социальной напряженности в обществе. Российская экономика никогда не была на деле социально-ориентированной, а теперь, когда кризис заставляет идти на серьезное сокращение госрасходов, неудивительно, что социальные проблемы и последствия кризиса обостряются. Потеря работы и вместе с тем сохраняющиеся обязательства, прежде всего финансовые, безусловно, несут в себе перемены, а зачастую – серьезный стресс для человека. С другой стороны, экономическая ситуация развивается непредсказуемо и у многих из тех, кто продолжает работать сейчас, остается страх лишиться работы, а значит основного дохода, социального статуса и привычного образа жизни, что также является серьезным стрессогенным фактором.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только отрицательным и вредным явлением, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.


Степень разработанности темы. Термин «стресс» широко используется в ряде облас­тей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколь­ко различающийся смысл с точки зрения причин воз­никновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используе­мые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, тревожности, эмоци­онального стресса и т.д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы, о чем пишут такие авторы, как Александровский Ю.А., АракеловГ.Г., Вальдман А. В., Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. и другие.

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение и т. п. По утверждению Ч. Д. Спилбергера, состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциаль­но элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во вре­мени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональ­ную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивнос­ти. Склонность к такого рода эмоциональной реактивнос­ти характеризуется как личностная тревожность.

В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широкое освещение вопросы влияния инфор­мационных факторов на деятельность человека и его со­стояние, в частности в работах таких авторов, как Анохин П.К., Васильева В., Губачев Ю. М., Иевлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др.

Однако, исследование роли этих факторов в развитии пси­хологического и эмоционального стресса, механизмов регуляции этого психического состояния, обоснованию моделей его изучения, оценки и прогнозированию стрессоустойчивости к воздействию экстремальных значений информационных факторов в деятельности, роли личностной детерминации в развитии стрес­са информационной природы уделялось недостаточное внимание.

Такие авторы как Занковский А.И., Исаев Д.Н., Лазарус Р., Немчин Т.А. указывают на недостаточность теоретико-экспериментального изучения эмоционального стресса, разра­ботать модели его изучения, определить и классифици­ровать стрессогенные значения информационных факто­ров, выявить особенности влияния некоторых психоло­гических характеристик субъекта деятельности на гене­зис эмоционального стресса, наметить подходы к обо­снованию механизмов регуляции этого состояния и раз­работать ряд моделей его изучения.


Итак, цель курсового исследования – проанализировать профессиональный стресс в управленческой деятельности на примере ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр».

Задачи работы направлены на достижение поставленной цели:

- рассмотреть учение о психологическом стрессе;

- изучить причины возникновения и компоненты эмоционального стресса;

- обозначить социальную напряженность как фактор стресса;

- выявить проблемы профилактики и лечения стрессового расстройства;

- предложить методы и методики проведения антистрессовой терапии и ее эффективности;

- проанализировать практические аспекты преодоления тревожности и эмоционального стресса у врачей перинатального центра.

Объект исследования – феномен психологического стресса.

Предмет исследования – природа, причины и методика преодоления стресса у медицинских работников.

Методология исследования включает системный анализ, метод сравнений, графический метод.

В данной работе также применены следующие исследовательские методики:

  1. Методика «Шкала психологического стресса PSM-25»[1].
  2. Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А.Немчин)[2].
  3. Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В.Куликов)[3].

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной методики преодоления стресса в деятельности современных психологов.

Научная значимость исследования заключается в обобщении основных антистрессовых методик и адаптации их для использования в среде медицинских работников.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теория, понятие, психофизиология и факторы стресса

1.1. Учение о психологическом стрессе

Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта [8, 352]. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обозначения обширного круга состояний чело­века, возникающих в ответ на разнообразные экстремаль­ные воздействия. Первоначально понятие стресса ввел Г. Селье в физиологии для обозначения неспецифической реак­ции организма («общего адаптационного синдрома») в от­вет на любое неблагоприятное воздействие. По­зднее стало использоваться для описания состояний инди­вида в экстремальных условиях на физиологическом, био­химическом, психологическом, поведенческом уровнях [25, 18].


В связи с отсутствием общей теории стресса нет и об­щепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N. Н. Rizvi отметил следующее [Цит. по: 21, 85]:

1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокой­ства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим от­личается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.

  1. рассматривается как кие и еские , состояние или его подавления. от стресса или наблюда в функциональных , чая эмоциональные, и .

Стресс как или условие в фи или соци окружении, к принятию мер по , , принятию ния об и ослаблении . Такое как «» подобно , угроза, , , фрустрация и ситуация.

, отсутствует стресса, а исследователей в «все еще и еленны» [11, 56].

Р. отмечал, что ставления о ости , его теории и во противоречат . В этой не су установившейся . опреде часто различаются. , положение и для ряда проблем, как , утомление, , и многие [21,

неоднозначности «стресс», ости его и односторонними явилось то, что , особенно работ, понятию — «психическая ». из основных предпочтения, по Н. И. , является термина от с другими и его нацеленность, с изучения нирования в условиях [13, 10].

как особое яние свое формой сложной, , в которой он ся. психического процессами , которых (их значимость, , проте и т. д.) в степени выб или принятыми ее , которых по мотивов .

, логика и расширение про стрессовых необходи развития в этой , и четкой понятий. Об этом тот , что в настоящее с понятием « », который, как , некоторыми в качестве « стресса», все дифференцировка стресса в « ональный», «», «», «посттравматический» и т. д.

1.2. Причины возникновения стресс, его составляющие

Причины стресса с емальными , всего, с , социальных, и ческих . В основе его информационно-когнитивных деятельности. И в все те жизненные , сопро напряженностью ( от жизнедеятель ), могут эмоционального или ывать на его [16, 100].

, эмоционального у связано не с его рабочего , но и с различными ми в его , с разными его , общения, мира. причин онального проводить с влияния раз событий , могут стресса. напряжение под вли неблаго на протяжении времени, не угрозы для . жизненные яв комбинацией (ролевого ) и коротких пе . Эти жизненные тия быть , но они отлича от напряжения тем, что определенные и . Неприятности (» ) — это события с , обычно , они могут вклю в контекст события или , что может их .

Источником могут и техногенные , и связанные с ней ( , голод), а дуальные .


В возрастающего реса к были ры, но все еще нет четкой и нной их ризации. В к выше ка С. А. в 1976 г. разделил , твенно или в организации у человека, на [Цит. по: 26]

  1. активной : а) стрессоры
    (, полетов, , парашютных , и т. п.); б) производственные ( с большой ответственностью, ); в) стрессоры (соревнования, , ).
  2. Стрессоры ( предстоящей, или шей деятельности): а) « и памяти ( , медицинские , о пережитом , ание угрозы); б) и (победа в , в учебе, , , смерть или человека); в) .
  3. рассогласования : а) (конф в , на работе, или , но значимое ); 6) и физиологических ( ная депривация, мус , заболевания, , голод).
  4. и стрессоры ( , травмы, , звук, , , жара, ).

Как П. К. Анохин в 1973 г. [2, 97] сам или его ожидание наличие , как стресса. предстоящей , или предэкзаменационная впервые и Мандлером 1952 г.. С зрения они , что предэкзаменаци слагается из : (1) стремлений на задания, человеку это стремление, , и (2) связанное с , которое задания, вая у ощущения и беспомощности. , вызванные заставляют вещи, не связи с , и тем самым выполнения. на выполнение можно как выполнение, то свя с побуждения — как выполнения [11, 96].

Они ослабляющее, с побуждение на две : (1) , или «когнитивное своим », и (2) , или реакция на ситуацию, пота и .

Спилбергер два тревоги: — , которую человек в ситуации, и (2) — тенденцию в целом ситуации, имер, экзамен студентов тревоги. В то же из них ощущают в учебной , так как испытывают — это их харак [17,

, можно , что понятие быть в значениях.

вых, стресс еляться как вне стимулы или , вызывают у напряжение или . В время в этом чаще термины «», «стресс-фактор».

, может к субъективной и в значении он психическое ния и возбуждения; это яние как эмоции, и процессы прения ( processes), в человеке. ссы могут и совершенствованию , а также вы напряжение.

, , стресс физической на предъявляемое тре или воздействие, в том на состояние в обществе, явлениями в .

Глава 2. Исследование психологических характеристик врачей ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр» при работе в условиях стресса