Файл: Органы местного самоуправления (Система государственных органов Российской Федерации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован Регламентами палат Федерального Собрания.

Компетенция Правительства РФ определяется в самом общем виде в Конституции РФ, преимущественно в виде указания на направления деятельности Правительства[4]:

  1. В области экономики.
  2. В области бюджета и финансов.
  3. В социальной сфере.
  4. В области развития науки, культуры, образования.
  5. В области природопользования и охраны окружающей среды.
  6. В правоохранительной сфере.
  7. В области обороны.
  8. В области внешней политики.

Разумеется, обладая столь широкой компетенцией, Правительство способно хорошо видеть общую картину в стране. Вот почему ему принадлежит право законодательной инициативы, и надо отметить, что оно им активно пользуется. Помимо этого Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на любые рассматриваемые парламентом законопроекты и предложения по поправкам к ним. Но есть круг вопросов, по которым законопроекты не могут быть приняты без предварительной оценки их Правительством. Речь идет о тех из них, для реализации которых требуются дополнительные расходы, покрываемые за счет государственного бюджета.

На Правительство возлагается обеспечение нормальной работы всех органов исполнительной власти на территории России. Особую его заботу составляют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, выполняющие весьма ответственные функции. В отношении исполнительных органов субъектов Федерации Правительство осуществляет руководство и координацию их работы по предметам ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. На него также возлагается и разрешение споров и разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации.

Реализация полномочий Правительства облекается, как правило, в официальную форму. По наиболее важным вопросам оно издает постановления, имеющие нормативный характер. Акты по оперативным и иным текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Конституционный Суд РФ – орган правосудия. Между тем правосудие, осуществляемое Конституционным судом специфично, также как и его полномочия.

Компетенцию Суда можно подразделить на несколько направлений деятельности (ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»):


1) Разрешение дел о соответствии Конституции РФ;

2) Разрешение споров о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

- между высшими органами государственной власти субъектов РФ.

 3) Проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

4) Толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации.

5) Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 6) Выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

 7) Конституционный Суд РФ не реже одного раза в год обращается к Федеральному Собранию РФ с посланием о состоянии конституционной законности в России, основываясь на результатах своей деятельности.

 Кроме того, Конституционный Суд взаимодействует с органами конституционного контроля субъектов РФ в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи. Он осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена делегациями, стажировки сотрудников аппарата Конституционного Суда, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий[5].

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент Конституционного Суда РФ. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда и другие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.


Конституционный Суд издает «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения, принимаемые Конституционным Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и другие материалы.

Компетенция Верховного суда РФ, в соответствие со статьей 126 Конституции РФ, статьей 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной система Российской Федерации» и некоторыми другими нормативными правовыми актами:

- рассмотрение дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по делам, возобновленным в производстве ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств;

- изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики;

- законодательная инициатива;

-  предоставление заключение о наличие или отсутствие в действиях Президента РФ признаков преступления;

- осуществляет судебных надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и военными судами;

- осуществление иных полномочий, предоставленных ему законодательством РФ.

Полномочия Высшего арбитражного суда РФ, в соответствие со статьей 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»:

1) Рассматривает, в качестве суда первой инстанции:

- дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти

- дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

- экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) Рассматривает в порядке надзора: дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

 3) Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам: принятые ВАС РФ и вступившие в законную силу судебные акты.

 4) Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом[6]:

- о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов или иных нормативных актов и договоров;

- о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применения в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.


 5) Изучает и обобщает судебную практику в установленной сфере.

6) Разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

7) Ведет судебную статистику.

8) Осуществляет меры по созданию условий деятельности арбитражных судов.

9) Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Компетенция Центрального Банка России (Банка России) включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

  • разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
  • осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;
  • обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;
  • осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки.

Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:

- ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;

- осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

- осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.


Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ[7]:

- принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;

- установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

- осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;

- запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности;

- регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;

- осуществление валютного регулирования;

- организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция Банка России как центра банковской системы России:

а) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;

б) публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;

в) установление правил осуществления расчетов в РФ;

г) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

д) установление обязательных нормативов.

1.2. Система и компетенция органов государственной власти субъектов федерации

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

- законодательный (представительный) орган государственной власти;

- высший исполнительный орган государственной власти;

- иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).