Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Предмет и методология теории государства и права как науки. Место теории государства и права в системе юридических наук).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политология права. Утверждение В.И. Ленина о том, что «закон есть мера политическая, есть политика», в ближайшей исторической перспективе вряд ли можно опровергнуть, поскольку современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.[5] Политика и многообразное, и универсальное явление, в котором концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная. Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества. В теоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживается единство и плодотворное взаимодействие.

Государственная политика лишь тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития, а политологам права по своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом. Искусство политологов права состоит в том, чтобы отобрать, систематизировать, дать точные научные данные о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций. Это нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовую политику. Также следует отметить, что разобщенность между общегосударственной правовой политикой и политикой, вырабатываемой отраслевыми юридическими науками (политикой гражданского, финансового, земельного, уголовного права), наносит ущерб главному - практике правового регулирования общественных отношений.

Политология права должна определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономерностях этого развития, что возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов. Энциклопедия права. Подобной науки в реальной жизни не существует, хотя под таким названием издано немало произведений по общетеоретическим проблемам государства и права. В действительности энциклопедия права представляет собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий и не содержит системного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных.


Впервые попытки создания энциклопедии права как базовой юридической науки предприняли немецкие юристы и политологи: Ганниус, Стефан Пютгер, Гареис, Ратковский. Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззрений Шеллинга, Фихте, Гегеля. Однако создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным. В России созданием энциклопедии права и включением ее в университетское образование занимались известные юристы: [6]

1. Рождественский (Энциклопедия законоведения, 1863), Карасевич (Энциклопедия права, 1872); Деларов (Очерки энциклопедии права, 1878).

2. Зверев (Энциклопедия права в ряду юридических наук, 1880).

3. Суворов (Лекции по энциклопедии права, 1907).

В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, то есть того, что присуще любой науке. «Ей нет места среди правоведения, - писал Шершеневич. - К юридическим наукам примыкает только философия права, частью которой является общая теория права». Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в современном понимании. Она электрична, изменчива, мозаична. Однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, дающие современную информацию о действующем законодательстве весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования.

Общие первичные знания о государстве и праве нужны и будущим юристам. Энциклопедия права ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием «Введение в юридическую специальность». Она изучается во всех юридических учебных заведениях страны. Общая теория права. Научно-педагогическое произведение князя Е.Н. Трубецкого «Лекции по энциклопедии права» по своему существу представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это теория, а не энциклопедия юриспруденции. Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Кистяковского, Коркунова, Новгородцева, Петражицкого, Сергеевича, Соловьева, Чичерина, Шершеневича и других. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Биерлинга, Втдельбанда, Гегеля, Глюка, Еллинека. Иеринга, Канта, Лассона, Майера, Мюллера. Стенберга, Шеллинга, Шталя, Штаммлера, Шютце, - создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни.


Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день. Каковы основные положения общей теории права Н.М. Коркунова? Философия права и энциклопедия права, по его мнению, «одно и то же». Они представляют собой лишь основу для создания одной обобщающей науки - общей теории права.[7] Ссылаясь на П. Мюллера, который определял теорию права как систему основ права, Коркунов отмечает, что правоведение, помимо практических цепей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, правоведение «отрабатывает» практический материал права в систематическом, историческом и «эмпирико-реалистическом направлении». И во-вторых, из полученного таким образом правового материала правоведение «извлекает» общие основы права, создает сообразно их внутренней связи цельную систему общей теории права и «применяет» их в качестве руководящих принципов дня оценки имеющегося правового материала и дня развития права и правоведения.[8] Н.М. Коркунов совершенно правильно отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения.

Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует «разложить» на его отдельные «органы» и «элементы», определить их взаимодействие, «нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей». Автор утверждает, что университетское преподавание требует «от энциклопедиста не конспекта специальных наук, а общей теории права». Общая теория права Г.Ф. Шершеневича в своей концептуальной завершенности является фундаментальным исследованием.[9] Его научные положения составляют основу нынешней юриспруденции. Общую теорию права Г.Ф. Шершеневич рассматривает в единстве с философией права. Он утверждает, что научная философия должна строить свои общие понятия только на положительном праве. Она не может «подставлять» под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно быть правом.

Философия права решает не только теоретические, но и практические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соответствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридическая наука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательное изменение. Развивая свою концепцию, Г.Ф. Шершеневич доказывает, что по мере исторического развития философия права превращается в общую теорию права, в отличие от тех теорий, которые создаются в рамках отраслевых юридических наук. Общая теория выясняет, что такое право вообще, независимо от его временной изменчивости, что такое государство вне разнообразия его форм проявления, каковы источники права, какова методика разработки норм права.


Правоведение, по Шершеневичу, как и любая другая наука, не может существовать изолированно, вне связи с философией. Но философия должна вырасти из самого правоведения, а не быть ему навязанным извне. Поэтому необходима такая юридическая наука, которая объединила, свела бы в единое целое все то, что уже сделано в общей части каждой специальной науки. Это есть задача общей теории и единственная задача философии права. Из сказанного обнаруживается, что общая теория права составляет продолжение общей части всех юридических наук, что материал ее исключительно положительное право и что она и есть то, чем должна быть философия права. Таково краткое изложение основных научных воззрений профессора Г.Ф. Шершеневича на общую теорию права.

Говоря о представителях отечественной правовой мысли нельзя не упомянуть и Питерима Александровича Сорокина, социолога, юриста, который не по своей воле стал эмигрантом. С 1930 по 1964 годы П.А. Сорокин был профессором Гарвардского университета, где организовал и длительное время возглавлял факультет социологии. В России Питерим Сорокин оставил малоизвестную работу под названием «Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве», изданный в 1919 году Ярославским Кредитным Союзом Кооперативов, где автор излагает собственное видение общей теории права. Он считал, что под общей теорией права разумеется наука, занимающаяся изучением определенного вида общественных явлений - явлений правовых.

Есть множество дисциплин, изучающих теоретические аспекты практического права: теория гражданского, уголовного, государственного и других отраслей права. Каждая из этих наук изучает «специальный вид права - право, как видовое, а не как родовое явление». Общая же теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, то есть наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права. В связи с указанными соображениями главную задачу общей теории права Питерим Сорокин формулирует следующим образом:[10]

  • определить правовое явление;
  • описать его основные признаки;
  • классифицировать виды права;
  • закономерности происхождения и развития права;
  • исследовать основные законы правовой эволюции в связи с учением о правовом идеале;
  • изучить основные общественные функции права и его социальную роль.

Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны, и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право - это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности. Конкретное название науки, исследующей общие закономерности государственно-правовой жизни общества (как и учебной дисциплины), может быть неодинаковым. Например: «Общая теория права» - Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич; «Теория права и государства» - Л.И. Петражицкий; «Общее учение о государстве» - Г. Еллинек; «Общая теория государства и права» - Г. Кельзен; «Учение о существе права и правовой связанности государства» - Н.И. Палиенко; «Очерки общей теории государства и права» - Н.Н. Алексеев; «Энциклопедия государства и права» - П. Стучка. Муромцев, Новгородцев, Хвостов давали другие оригинальные названия своим произведениям, которые по своему существу можно назвать теорией государства и права.


Все учебники советского периода нашей страны имели, как правило, одно название: «Теория государства и права». Необходимо сохранить такое имя науки, изучающей основные общие закономерности государственно-правовой жизни общества, которое выстрадано историей. И имя это - «Теория государства и права». Почему? В наше время споры о том, что первично, а что вторично: государство или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформировалось гораздо раньше, чем государство.

С возникновением государства право приобретает лишь новое качество: оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой. Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятора общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством. В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт - продукт официальной деятельности компетентных органов государства.[11] Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация обеспечивается материально-организационными средствами государственной власти. Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

В последнее время российскими юристами опубликованы значительные произведения, посвященные общетеоретическим проблемам и государства, и права (в том числе и учебники). Некоторые авторы на первый план выдвигают вопросы теории права. Это нашло отражение и в названиях опубликованных ими работ. Студент-юрист должен глубоко познать основные общие закономерности государства и права в их диалектической взаимосвязи, активно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

1.2. Предмет и методология теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей. Предметом теории государства и права являются основные общее закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.