Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Предмет и методология теории государства и права как науки. Место теории государства и права в системе юридических наук).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Теория государства и права и социология. Социология занимается проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Она связана с управлением, осуществляемым государством и правом. Опираясь на достижения социологии теория государства и права может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов совершенствования государственного аппарата.

4. Теория государства и права и политология. Политология изучает политику, политические институты и процессы. С государственной властью с её содержанием, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. С политической властью сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, они активно взаимодействуют с государством и правом.

5. Теория государства и права и социальная психология. Теория государства и права изучает формы и методы воздействия на поведение людей. Изучение правосознания, правотворчества, эффективности его воздействия на поведение людей невозможно без учёта достижений социальной психологии. Социальная психология призвана помочь теории государства и права устанавливать последствия деятельности государственных и правовых институтов.

Социальные науки, изучающие общественные отношения, урегулированные правом, в комплексе образуют систему юридических наук – правоведение. В рамках современного правоведения юридические науки объединяются в следующие, связанные между собой группы наук:[15]

1) историко-теоретические науки;

2) отраслевые науки;

3) специальные (межотраслевые) науки;

4) прикладные (вспомогательные) науки;

5) науки, изучающие международное право.

Говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, теория государства и права традиционно включается в группу историко-теоретических наук, что предполагает тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений. С другой стороны, теория государства и права является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой правоведения), что, в свою очередь, предполагает ее тесную связь с отраслевыми, специальными и другими юридическими науками.

Обстоятельством, позволяющим говорить о наиболее тесной связи теории государства и права с историко-теоретическими науками, является то, что все они изучают государство и право, как целостные, взаимосвязанные явления. Вместе с тем, в отличие от истории государства и права, изучающей особенности становления и развития политико-правовых институтов в конкретных государствах и в конкретные исторические эпохи, а также в отличие от истории политических и правовых учений как науки, исследующей эволюцию представлений о государстве и праве в политико-правовой мысли, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в наиболее общем (абстрактном) виде, безотносительно к конкретной стране, исторической эпохе, тому или иному мыслителю.


Связь теории государства и права с отраслевыми и прикладными юридическими науками носит двусторонний, взаимный характер. Из курса теории государства и права отраслевые, специальные науки черпают информацию о сущности и содержании основных юридических терминов. В свою очередь, из отраслевых, специальных, прикладных дисциплин, наук, изучающих зарубежные государственно-правовые системы и международное право, теория государства и права получает эмпирический материал, при помощи которого подтверждаются либо опровергаются те или иные теоретические модели.

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Её специфическое значение состоит в том, что она призвана быть:

1)обобщающей наукой для всех юридических наук.

2)методологической наукой.

3)прогностической т.е. направляет знания, способствующие развитию наук о государстве и праве.

2.2 Задача теории государства и права как учебной дисциплины

Система учебных юридических дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических наук. Преподавание учебных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение обучаемыми знаний о государстве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.[16] Так, история государства и права дает, обучаемым систематизированные знания о конкретно-историческом развитии государственно-правовых явлений посредством отраслевых и специальных юридических дисциплин они овладевают знаниями действующих нормативно-правовых актов, практикой их применения, навыками составления юридических документов, совершения определенных юридических действий.

Профессия юриста затрагивает различные стороны общественной жизни. Поэтому в юридических учебных заведениях преподается широкий круг учебных дисциплин, которые в отдельных случаях не совпадают с системой юридических наук. Они строятся дифференцированно, с учетом профиля обучения, и не всегда соответствуют названию той или иной юридической науки. Некоторые юридические дисциплины могут содержать учебный материал, который составляет часть конкретной юридической науки (например, авторское право, как часть гражданского права). Другие учебные юридические дисциплины могут включать материал, относящийся к различным юридическим наукам (торговое право, транспортное право, военное законодательство и др.). В юридических учебных заведениях преподаются и неюридические специальные дисциплины (бухгалтерский учет, машинопись, основы компьютерной техники). Их преподавание обусловлено потребностями юридической практики. В системе юридических дисциплин теория государства и права занимает ведущее место, так как она вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения.


Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, она непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов. Главная же заслуга теории государства и права состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества. Вооруженные знаниями общей теории государства и права, юристы могут плодотворно содействовать решению разнообразных вопросов государственного и правового строительства.

Теория государства изучается по определенной системе, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной науки. Изучение теории государства и права начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения тех признаков государства, которые отличают его от организации общественной власти первобытнообщинного строя. Затем рассматриваются основные вопросы теории государства: признаки, сущность государства, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции государства.[17] Уяснив общие вопросы теории государства, студенты переходят к изучению общей теории права. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право и что есть его элементарная частица - норма права; в каких формах выражаются правовые нормы; что такое закон и каково его место в системе нормативно-правовых актов государства; какова роль права и нормативного регулирования в современной общественной жизни.

Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства. Практическую ценность представляют знания о формах уяснения и разъяснения действительного смысла правовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений. Высшее юридическое образование направлено на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, которые будут способны к участию в государственно-правовой жизни, и будут обладать надлежащей политической и правовой культурой.[18] Узко профессиональная подготовка здесь не подходит, поскольку она не только уменьшает интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует его профессиональной деятельности как социально политической. Ясно, что юристам - специалистам надо хорошо знать то, что имеет значение для решения юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но, чтобы понять всё это, надо использовать глубокие научные знания о государстве и праве, необходимости верховенства закона во всех сферах жизни общества. Поэтому значение теории государства и права очень важно, т. к. она раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.


2.3 Различия теории государства и права как науки и учебной дисциплины

Как учебная дисциплина теории государства и права выполняет очень важные функции: позволяет перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин и развивает абстрактное, аналитическое мышление формирует политическую и правовую культуру, т.е. обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку. Следует видеть различия теории государства и права как науки и учебной дисциплины. [19]

Теория государства и права - учебная дисциплина полностью основная на теории государства и права - науке. Поэтому чем больше научные достижения, тем полнее соответствующая дисциплина. [20]

Различны их цели, задачи, субъекты. Например, цель в учебной дисциплине - доведение знаний до учащихся с помощью методических приёмов, а цель науки - приращение, наполнение новых сведений учёными с использованием методологического анализа.

Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых его государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена.[21]

Система на теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усложнения составителей учебных программ, количества часов на её изучение и личных качеств человека, преподающего данную учебную дисциплину.[22] Теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным вопросам своей специальности, предохраняя их от опасности стать «узкими специалистами»,[23] активно помогает формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.[24] Углубление обратной связи между теорией государства и права с частными или структурными юридическими науками ведёт к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов теория государства и права эффективно воздействует на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов, активно прививая правовую культуру.


Заключение

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. науками. Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теорию государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Вторая функция - развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

Список использованной литературы

  1. Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 136 с.
  2. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для прикладного бакалавриата. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2016. 195 с.
  3. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.
  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. М: Омега-Л, 2017. 608 с.
  5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Дашков и Ко, 2019. 238 с.
  6. Власенко Н. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Норма, 2018. 480 с.
  7. Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с.
  8. Гавриков В. П. Теория государства и права. Смена парадигмы. М: Проспект, 2017. 464 с.
  9. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
  10. Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г. Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета "Университет". 2018. 240 с.
  11. Корнев А. В., Липень С. В., Радько Т. Н. и др. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарев В.В. М: Инфра-М, Норма, 2016. 592 с.
  12. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. 352 с.
  13. Малько А. В., Гогин А. А., Липинский Д. А. Теория государства и права. Учебник. / под ред. Малько А. В., Липинский Д. А. М: Проспект, 2017. 328 с.
  14. Малько А. В., Саломатин А. Ю. Теория государства и права. Учебное пособие. М: РИОР, Инфра-М, 2016. 216 с.
  15. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. учебно-методическое пособие. М: Дело, 2019. 352 с.
  16. Марченко М. Н. Теория государства и права. М: Норма, Инфра-М, 2018. 304 с.
  17. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. М: Проспект, 2019. 720 с.
  18. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. М: Норма, Инфра-М, 2017. 464 с.
  19. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник. М: Юрайт, 2017. 585 с.
  20. Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2017. 342 с.
  21. Протасов В. Н. Теория государства и права. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2017. 496 с.
  22. Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019. 496 с.
  23. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова В. В. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019. 576 с.
  24. Смоленский М. Б. Теория государства и права. М: Инфра-М, 2018. 272 с.
  25. Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. 104 с.