Файл: Понятие и признаки правового государства (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, каждое общество стремиться к развитию общественных отношений, права, к стабилизации своей деятельности, что приводит к формированию основ правового государства. То есть, государство, где взаимоотношения в обществе урегулированы нормами права, а любое злоупотребление этим правом недопустимо.
Построение идеальной модели правового государства давно является одним из приоритетных направлений в современной науке. В то же самое время ещё древние философы Платон, Аристотель, Сократ, Цицерон выдвигали свои теории построения идеального государства. Основываясь на их трудах, а также на собственных изысканиях ученые средневековья (Ш. Монтескье, Б. Спиноза, Ж. Боден) выдвигали идеи построения правового государства. Но к сожалению ни одна из их идей не нашла своего воплощения в реальной жизни. В связи с постоянно развивающимся обществом дискуссии по данному вопросу продолжаются. Таким образом, выбранная тема для написания данной работы является актуальной в настоящее время, и играет значительную роль в развитии общества.
В настоящее время очень часто поднимается вопрос о формировании правового государства и его существовании, но не каждый осознает, сущность правового государства, и тем более историю его развития. Правовое государство представляет собой идеальную структуру жизни общества, для формирования которой необходимо становление и развитие гражданского общества, то есть, той сферы, в которой гражданами реализуются собственные интересы, находящиеся за пределами государственного регулирования.
В то же время ни одно государство современного мира не достигло того уровня развития гражданского общества, при котором каждому гражданину предоставлялись бы все необходимые условия для реализации его прав.
Основанная на работах современных ученых – цивилистов, а также на анализе исторической практики, указывающей на возникновение, развитие и построение правового государства, как структуру жизни общества до настоящего времени, данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с формированием правового государства в современном мире, с учетом постоянных изменений общественных отношений.
Целью работы является рассмотрение вопроса теории правового государства и его исторической практики развития. В ходе реализации данной цели решаются такие основные задачи, как:
- понятие правового государства;
- развитие идей его построения;
- механизм правового регулирования правового государства;
- основные принципы и признаки правового государства.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Понятие правового государства
Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений[1].
Правовое государство – это живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранения, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом[2].
Правовое государство должно основывается на верховенстве закона, каждый гражданин должен соблюдать законы, никто не может быть освобожден от данной обязанности.
Основы правового государства:
Социальная основа – её основным признаком является защита государством человека, его прав и свобод. Государство обязано создавать все необходимы условия для благоприятного существования человека внутри этого государства.
Экономическая основа – правового государства это отношения в сфере производства, они основываются на частной и государственной формах собственности, как равноправных, так и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве экономическая основа должна являться самостоятельной и обеспечивать саморазвитие, а также равенство всех участников производственных отношений.
Нравственная основа правового государства – это общечеловеческие принципы, как закреплённые в Конституции Российской Федерации (все равны перед законом и судом[3], гарантии прав и свобод человека[4]) так и прививаемые нам с раннего детства родителями (справедливость, сострадание, вежливость, гуманность). Нравственная основа должна выражаться в повседневной жизни человека.
Признаки правового государства
1. Верховенство закона – то есть главенствующая роль нормативно правовых актов во всех без исключения сферах жизни общества.
2. Деятельность органов государства основывается на принципе разделения властей – то есть власть разделяет органы на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) которые должны быть не зависимы друг от друга, но тем не менее при необходимости они контролируют друг
3. Связанность законом самого государства и его органов – означает, что само государство, а также его органы должны осуществлять свою деятельность на основании закона, и ни в коем случае не должны преступать его, закон один для всех.
4. Надзор и контроль за соблюдением законности – означает, что существуют определённые органы, которые осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства и выявлением его нарушений.
5. Взаимная ответственность личности и государства – она выражается в том, что и государство и человек формально равны перед законом в своих правоотношениях, а также государство ответственно перед человеком и наоборот.
6. Гарантии законных прав и свобод – выражаются в защите государством прав и свобод каждого человека.
7. Политический и идеологический плюрализм – осуществляется путём беспрепятственного действия различных организаций, партий, объединений, действующих в рамках законодательства, при наличии не сходных по значению идеологических концепций, течений, взглядов.
8. Стабильность законности и правопорядка в обществе – обеспечивается всей совокупностью гарантий, которые непосредственно взаимодействуют между собой.
Основные черты правового государства
Каждый из ученых на сегодняшний день выделяет свои основные черты государства, наиболее правильные, на мой взгляд, это черты оглашенные Марченко М.Н. в своем учебнике «Теория государства и права»:
Государство не отождествляется с обществом или системой других общественно-политических организаций и не растворяется в них. Государство помимо своих собственных специфических признаков и черт, обладает, как и любое государство, общеродовыми признаками и чертами:
- Правовое государство обладает публичной властью и располагает специальным аппаратом управления и принуждения[5] (аппарат включает в себя огромную систему органов и организаций которые связаны между собой, регулируются едиными принципами для решения поставленных перед государством задач).
- Правовое государство располагает разветвлённой системой юридических средств[6] (она помогает ему руководить всеми отраслями общественной жизни, путём создания и обеспечения реализации нормативно-правовых актов, а также контроля и надзора за их соблюдением).
- Правовое государство обладает суверенитетом[7] (что означает независимость государства на внешнем уровне, то есть среди других государств и отношений между ними, а также внутри самого правового государства, власть которого имеет главенствующую роль, по отношению ко всем гражданам).
- Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установления и поддержания принципа взаимной ответственности гражданина и государства[8] (правовое государство обязано защищать права и свободы граждан, оно несёт ответственность перед гражданами, но эта ответственность взаимная, так как и граждане несут ответственность перед государством).
На мой взгляд к этим чертам также можно добавить:
- Гласность и открытость государственной деятельности в правовом государстве, так как в правовом государстве от его граждан не должно ничего скрываться, а на оборот, всё должно быть выставлено на обозрение, чтобы каждый гражданин мог знать и понимать, что происходит в его государстве, он должен видеть, что государство настроено не против него, а действительно защищает его права и свободы.
- Свобода средств массовой информации (СМИ) и отсутствие цензуры, ведь только благодаря информации предоставляемой СМИ, даже в самой отдаленной местности граждане знают, что происходит в их государстве, какие законы принимаются, каким образом государство намерено их защищать.
- Независимое правосудие одна из наиболее важных черт правового государства. Оно является средством обеспечения верховенства законов и суверенитета народов, прав и свобод граждан.
Принципы правового государства
Принципы правового государства, то есть основополагающие нормы и правила поведения предусмотренные для идеального правового государства. Эти принципы формировались постепенно путём взаимодействия человека и общества, общества и государства, человека и государства. С древних времён общество боролось с произволом органов власти в жизни людей, оно развивалось в культурной, научной, духовной и других сферах и таким образом, путём многочисленных уступок и соглашений, а также и непосредственного взаимодействия образовывались принципы правового государства.
Спиридонов Л.И. считает, что главным принципом правового государства является прежде всего существование и функционирование гражданского общества, то есть существование автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на общих условиях[9]
Гражданское общество на мой взгляд – это сфера жизнедеятельности людей, которая независима и свободна от непосредственного воздействия со стороны государства и его органов, но вместе с тем гражданское общество это организованная сфера, которая взаимодействует с государством, сфера, где люди осуществляют свои интересы, и интересы групп и организаций в которые они объединяются.
1) Принцип приоритета права он означает:
а) рассмотрение и разрешение всех возникающих ситуаций общественной и государственной жизни с точки зрения права и закона;
б) взаимодействие общечеловеческих нравственных ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права в общественной жизни.
в) Обязательность обоснования всех решений государственных и общественных органов с позиции права и закона;
г) Присутствие в государстве обязательных форм и процедур регулирования общественной жизни (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2) Принцип правовой защищенности человека и гражданина – данный принцип носит первичный, комплексный и абсолютный характер, он закреплён в ст.2 Конституции РФ, где сказано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью"[10]. Данный принцип подразумевает под собой: гарантии прав и свобод человека, взаимную ответственность государства и гражданина, равенство сторон.
3) Принцип единства права и закона означает что в правовом государстве каждый нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Он не должен противоречить национальным и международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, должен быть законно избранным или назначенным. При его издании должна использоваться существующая система правовых средств и приемов, разработанная мировой практикой.
4) Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти, он означает, что правовое государство разграничивает свою власть путём деления её на исполнительную, законодательную и судебную. Это необходимо для более четкого и слаженного функционирования государства. Эти ветви власти не зависимы друг от друга, но при необходимости они взаимодействуют и осуществляют контроль друг за другом. Разделение власти можно считать созданием системы сдержек и противовесов, которая способствует невмешательству при осуществлении всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов. Судебная власть гарантирует восстановления нарушенных прав и справедливое наказание для виновных.
1.5 Система разделения властей в правовом государстве.
Абсолютность государственной власти в правовом государстве недопустима, так как главенствующую роль играют право и закон, а государственная власть всего лишь одна из сфер жизни связанная нормами права. Если рассматривать теорию разделения властей, то можно сделать такой вывод как:
Нахождение всех ветвей власти (судебной, законодательной, исполнительной) в руках одного человека, либо одного органа, ведёт к самовластию и произволу, при которых не возможно установление демократического режима, необходимого для правового государства, в таком государстве не может присутствовать такое понятие как «свобода личности». Для предотвращения возникновения деспотизма в правовом государстве необходимо разделение властей, только в таком случае каждая из ветвей власти будет обособлена, а их полномочия будут ограничены.