Файл: Понятие и признаки правового государства (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Благодаря разделению властей правовое государство является именно правовым, так как оно действует на основе права и закона, а именно: каждый из органов определённой ветви власти осуществляют свою деятельность в порядке своей компетенцией, существует жесткое разграничение деятельности органов, никто не должен препятствовать им в осуществлении своей деятельности, они не могут подменять друг друга; осуществляется взаимный контроль, но без вмешательства в соответствующую деятельность.

Каждая из властей осуществляет свою деятельность самостоятельно и не имеет права вмешиваться в полномочия другой власти. Должна исключаться любая возможность приобретения одной властью полномочий предусмотренных для другой власти. Принцип разделения властей будет функционировать только в том случае, когда будет введена определённая система «сдержек и противовесов» непосредственно для властей. Данная система должна будет обеспечить устранение противозаконного захвата полномочий одной власти у другой, а также обеспечить правильное и законное функционирование органов государственной власти.

Рассмотрим принцип разделения властей на примере Российского государства:

Ст. 10 Конституции Российской Федерации: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".[11]

В структуру органов законодательной власти в Российской Федерации входят:

1)Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)

2) Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;

3) Органы власти других субъектов Российской Федерации;

4) Местные органы государственной власти.

В функции законодательных органов входит принятие законов, утверждение изменений в них, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.

В структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации входят:

1) Президент Российской Федерации;

2) Совет Министров Российской Федерации;

3) Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

4) Правительство республик;

5) Органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К функциям исполнительных органов власти относится подзаконодательное регулирование; осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и их реализацию;


административный контроль и надзор за соблюдением законов; охрана правопорядка, выраженная в непосредственном обеспечение безопасности граждан и общества, а также информационное обеспечение органов государственной власти;

В структуру органов судебной власти в Российской Федерации входят:

Конституционный Суд Российской Федерации;

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

3) суды республик и других субъектов РФ;

4) районные суды;

5) суды специальной юрисдикции.

Функции органов судебной власти сводятся к следующему: конституционный контроль, осуществление правосудия, контроль за законностью, разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений и т.д.

В демократическом государстве одной из основ является принцип разделения властей. Он осуществляет как разделение труда государственных органов, так и рассредоточенность государственной власти, что способствует предупреждению её концентрации в одном месте. Данный принцип в демократическом государстве показывает, что все три ветви власти равноправны, одинаковы по силе, служат регулятором по отношению друг к другу и не должны допускать возвышения одной из них.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

2.1 Становление и развитие идеи правового государства

Теория правового государства рассматривается многими учеными и имеет долгую историю своего формирования. Само понятие "правовое государство" появилось в немецкой литературе в ХIХ веке, одним из первых его огласил Роберт Фон Моль, он противопоставлял его аристократическому полицейскому государству. Теория правового государства получила широкое распространение в России, её сторонниками являлись Б.Н.Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.Ф. Кистяковский и др. [12].

Ещё в древние времена начинаются поиски принципов взаимодействия власти и права. В процессе расширения познаний о государстве и праве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей. Но различные концепции, выражавшие идею правового государства, сформировались чуть позже.


Целый ряд положений, о создании идеального правового государства был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона, как сочетании силы и права (Аристотель), диалог «Государство» отображающий создание идеального государства (Платон); они рассматривали правильные и неправильные формы правления, смешанное правление, соотношение естественного и волеустановливающего права, некоторые уже тогда говорили о равенстве людей по естественному праву.

На протяжении многих лет разные ученые пытались сформулировать, чем же будет являться правовое государство и как оно образуется. Дидро например утверждает, что государственная власть должна возникать из общественного договора, который в свою очередь придает обществу организованную политическую форму. Люди передают свою независимость государству лишь в части, для того, чтобы обеспечить интересы, объединить силы и воли всего народа. Основной целью государства по Дидро является обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства[13].

Государственная власть, основывается только на воле народа который имеет свой суверенитет (Идея народного суверенитета Ж.Ж.Руссо).

Теория правового государство также была разъяснена и с философской точки зрения И. Кантом. В его государстве человек и личность занимают центральное место. Он считал, что народ обязан участвовать в установлении правопорядка, вправе требовать принятия конституции, которая будет выражать волю народа, а не людей находящихся у власти. Государство, которое существует на основе конституции, и отвечает общей воле народа, только такое государство будет являться правовым, в нём не может быть ограничения прав граждан которые связаны со свободой, совестью и т.д. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант связывает с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную власть.[14]

Философская концепция Канта играет огромную роль в развитии политико-правовой мысли и в создании цивилизованного общества. Под его влиянием в мире сформировалось направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали: Р. Фон Моль (1799 – 1875), К.Т. Вельнер (1790 – 1869), О. Бор (1817 – 1895), Ф.Ю. Шталь (1802 – 1861), Р. Фон Гнейст (1816 – 1895).[15]


Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей работе «Философия права» дал понятие гражданского общества, он считал, что гражданское общество неразрывно связано с правовым государством.

Государство, по Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание всех прав личности. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такое государство предшествует развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. Такое государство по Гегелю характеризуется разделением властей, что теснее связывает их с действием права.[16]

Вся гегелевская концепция правового государства целиком направлена против произвола и бесправия со стороны государственной власти.

К. Маркс и Ф. Энгельс в дальнейшем развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства, они показали, что гражданское общество это основа всего, а именно "истинный очаг и арена всей истории".

Большинство авторов Западной Европы считали, что правовым можно считать лишь то государство, в котором законодатель как и любой человек действует по законам.

В России о правовом государстве говорилось тоже не мало, например Г.Ф. Шершеневич рассматривая основные идеи и принципы правового государства, отмечает следующие пути формирования и развития, а также основные принципы правового государства:[17]

1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершеневич видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограничение власти;б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения".


Матузов Н.И. выделил следующие два главных элемента в идее правового государства:[18]

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В послереволюционный период в России идеи правового государства были соотнесены с требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не хотела даже задумываться об идее правового государства, считая её буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

2.2 . Практика становления правового государства в России.

В России идеям о правовом государстве способствовали разработки: И.Т. Посошкова, которые были изложены в его «Книге о скудности и богатстве» (1724 г.); С.Е. Деснитского в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.); реформаторские проекты М.М Сперанского; революционные высказывания А.К Радищева; декабристов П.И Пестеля и Н.М Муравьева; демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об «усовершенствовании абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве на участие в государственных делах.[19]

Действительные изменения в праве начались в годы перестройки. Правовое государство получило признание, государство постепенно начало переходить к демократическим законам, наконец пришли к созданию адекватной системы правосудия (были созданы: Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). Осенью 1991 г. Верховный Совет РФ одобрил концепцию судебной реформы, она определяла, что судебная власть должна являться самостоятельной, независимой, от других ветвей власти, в своей деятельности. В ноябре 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, в ней говорится, что главное это права и свободы человека, государство должно защищать эти права и свободы, а также честь и достоинство человека. В дальнейшем была принята Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года) по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», что уже являлось плюсом при становлении правового государства, так как было учтено мнение граждан. Конституция РФ провозгласила права и свободы граждан, а также то, как должно функционировать государство.