Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовой статус нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению А. В. Гриненко, О. В. Химичевой [26 с. 172] основные новеллы Федерального закона № 391-ФЗ:

— Нотариусы защитят интересы супругов при сделках, а также при разводе — теперь раздел имущества должен происходить в обязательной нотариальной форме.

— Нотариус сможет удостоверить электронный документ.

— Нотариусы помогут бизнесу использовать современные механизмы опционных сделок.

— Первый шаг к решению проблем долевой собственности на недвижимость.

— Мошенникам станет сложнее использовать нотариальные акты, совершенные не нотариусами, а должностными лицами органов местного самоуправления.

— Бесплатное получение нотариусом сведений из государственного кадастра недвижимости.

— Тарифы на нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью для родственников вновь снижены.

— Нотариат обеспечит работу в труднодоступных и малонаселенных территориях.

— Развитие структуры Единой информационной системы нотариата. Еще один шаг в борьбе с рейдерством и мошенничеством в корпоративной сфере, защита интересов собственников предприятий.

— Доверительное управление наследственным имуществом.

— Установлена повышенная доказательственная сила нотариального акта в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации [26 с. 173].

Теперь об этих новеллах подробнее.

1. Нотариусы защитят интересы супругов при сделках, а также при разводе – теперь раздел имущества должен происходить в обязательной нотариальной форме.

Вносятся изменения в статью 35 Семейного кодекса Российской Федерации в соответствии с действующими нормами гражданского права, пишет А. В. Гриненко, [23 с. 123] не требующими осуществления государственной регистрации большинства договоров. Это означает, что теперь требуется нотариально удостоверенное согласие супругов на сделки по распоряжению имуществом, право на которое требует государственной регистрации (прежде всего — недвижимость, но не только она). Ранее в законе речь шла о государственной регистрации самих сделок, и к настоящему времени многие сделки выпали из-под такого регулирования, так как государство прекратило регистрацию самих сделок, оставив только регистрацию прав на имущество. Отсутствием необходимости нотариально удостоверенного согласия супругов на сделки зачастую пользовались мошенники либо недобросовестные супруги, намеренно ущемлявшие права другого супруга. Теперь закон ликвидирует эти прорехи.

Также приводятся в соответствие с действующим законодательством положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате о порядке раздела супругами совместно нажитого имущества. Новым Законом установлено, пишет Н. Ф. Попова, что [25 с. 334] теперь соглашение о разделе общего имущества супругов должно носить обязательную нотариальную форму. До настоящего момента при разделе общего имущества супругов (при разводе) зачастую соглашение о разделе имущества заключалось на кабальных для одной из сторон условиях. Данное обстоятельство вызвано финансовой зависимостью одной стороны от другой и оказываемым в связи с этим давлением. Установление обязательной нотариальной формы таких соглашений позволит защитить права всех участников соглашения. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации теперь раздел имущества можно осуществлять только соглашением о разделе совместно нажитого имущества или брачным договором.


2. Нотариус сможет удостоверить электронный документ.

Новыми положениями законодательства о нотариате предлагается установить возможность совершать нотариусам нотариальные действия в электронной форме.

Теперь нотариус сможет по просьбе обратившегося лица изготавливать нотариальные документы в электронном виде, считает М. П. Поляков, [29 с. 224] что позволит упростить реализацию некоторых прав граждан и юридических лиц. Например, когда необходимо срочно предоставить путем пересылки в электронном виде в компетентный орган или в какую-либо структуру электронный документ, удостоверенный нотариусом.

Для получения, считает Е. В. Седлова, [32 с. 56] удостоверенного в электронном виде документа гражданин должен иметь личную квалифицированную электронную подпись. Учитывая, что на сегодняшний день не так много граждан имеют такую ЭЦП, можно сказать, что эта новелла законодательства — определенный задел на будущее, когда полностью электронный, безбумажный документооборот будет доминировать. Хотя уже сегодня квалифицированными ЭЦП обладают многие юридические лица, и они могут прибегать к такой услуге.

Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 122] процедура будет выглядеть следующим образом: нотариус проверяет предъявленный заявителем электронный документ, гражданин применяет свою электронную цифровую подпись, нотариус удостоверяет документ своей электронной цифровой подписью. После этого документ в электронном виде удостоверен и может быть предъявлен в компетентные органы либо иному получателю. Есть еще один момент, который стоит учитывать: для того чтобы проверить, что электронный документ действительно удостоверен, получатель должен иметь собственную ЭЦП. То есть пока еще невозможно предъявить сотруднику ДПС скан водительского удостоверения на своем смартфоне, даже если он удостоверен нотариусом, — сотрудник ДПС вряд ли имеет возможность на месте проверить соответствие электронной цифровой подписи. Но определенные тенденции налицо. На наш взгляд, совершенно очевидно, что недавно выглядело фантастикой, — не носить с собой истрепанные документы, а предъявлять их на экране планшета либо передавать на флешке — в скором времени станет реальностью. Нотариат развивается опережающими темпами и предлагает обществу новые решения для перехода в электронный, безбумажный документооборот.


Н. В. Сучкова утверждает, что [31 с. 276] ведь и тогда, когда электронные файлы заменят нам паспорта и справки с удостоверениями, нотариальное удостоверение останется тем инструментом, с помощью которого можно будет твердо знать, доверять этому документу или же нет.

3. Нотариусы помогут бизнесу использовать современные механизмы опционных сделок.

Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 122] глобальная конкуренция требует от бизнеса использования эффективных и удобных инструментов для осуществления сделок и инвестирования. При этом своей актуальности не теряет задача защиты прав собственника. Как показывает практика, избежать мошеннических, рейдерских и прочих криминальных посягательств на свои права бизнесу помогает именно удостоверение нотариусом сделок с долями предприятий. Прежде всего это важно для малых и средних предприятий, не способных содержать штат опытных юристов. Сейчас все сделки с долями ООО требуют обязательного нотариального удостоверения.

Между тем В. П. Божьев, Б. Я. Гаврилов справедливо обращают внимание, что [27 с. 155] такая форма сделок с долями ООО, как опционный договор, в течение определенного времени встречала законодательные ограничения. Так, благодаря инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Гражданском кодексе Российской Федерации появились соответствующие изменения, позволявшие применять эту форму, но отсутствие нужных из-изменений в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» продолжало тормозить применение этой практики.

Авторы В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов справедливо обращают внимание, что [34 с. 231] благодаря совместной работе ФРИИ и Федеральной нотариальной палаты был разработан проект изменений в действующее законодательство. Внесены изменения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части предоставления возможности участникам обществ с ограниченной ответственностью заключать опционные соглашения в отношений долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Данные поправки разработаны с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 8.03.2015 № 42-ФЗ и вступивших в силу с 1 июня 2016 года.

Так, одни авторы В. В. Ершов, В. И. Качалов, О. В. Качалова полагают, что [33 с. 134] этими изменениями регламентирована процедура удостоверения нотариусом опционного договора в отношении долей в ООО. Ранее такую сделку приходилось совершать, по сути, дважды: сначала заключить опционный договор, а затем, при наступлении условия реализации опциона, стороны второй раз шли к нотариусу для удостоверения сделки с долей ООО, и только тогда эта доля переходила к новому собственнику. Теперь же второй раз не надо ходить к нотариусу — в первый же раз выдается удостоверенная нотариусом безотзывная оферта. То есть исчезла необходимость заключать договор в виде единого нотариального документа, теперь возможно выдать нотариально удостоверенную безотзывную оферту, и при наступлении определенного условия лицо, имеющее оферту, может у любого нотариуса ее акцептовать, и договор по отчуждению доли считается заключенным с этого момента.


На наш взгляд, важно отметить, что право собственности на отчужденную долю возникает с момента регистрации изменения в ЕГРЮЛ (раньше — с момента нотариального удостоверения отчуждения доли) — это снимает много проблем для бизнеса.

М. П. Поляков пишет, что [36 с. 231] эти изменения в законе открывают для бизнеса в России возможности использовать современные механизмы сделок, улучшают условия для инвестирования путем эффективной защиты прав собственника и одновременно дают возможность комфортной реализации современной формы сделок.

В ходе работы над поправками нотариат и эксперты ФРИИ также взаимодействовали с Министерством экономического развития Российской Федерации, с представителями бизнеса.

4. Решение проблем долевой собственности на недвижимость.

В последнее время размах так называемого квартирного рейдерства и печальные истории потерпевших поражали общественное мнение — настолько нагло и безнаказанно на между собой квартиру, беспринципные дельцы, по сути — бандиты.

Суть проблемы заключалась в том, авторы Г. Б. Мирзоев. Н. А. Волкова, Л. В. Щербачева полагают, что [37 с. 31] в результате наследования, разводов или иных обычных житейских событий образовывалась долевая собственность. Например, двухкомнатной квартирой могли владеть несколько человек, у одного из которых была 1/2 доли, у другого — 1/4, а двое могли иметь по 1/8 доли. Могло доходить и до микродолей в 1/16 и еще меньше. Естественно, разменять квартиру по таким долям невозможно, но и пользоваться ими нельзя. А если людям не удавалось договориться о продаже этих долей друг другу, возникали проблемы. Тогда и возникали квартирные рейдеры, скупавшие такие доли за бесценок. Затем они вселялись в квартиры (право собственности ведь никто не отменял!) и начинали буквально выживать других жильцов — травить их химией, вселять туда бомжей, шуметь, устраивать дебоши. Особенно это удавалось, когда требовалось «нажать» на семьи с детьми — несчастным оставалось либо выкупать эту долю за огромные деньги, либо продавать свою долю за гроши и съезжать с квартиры.

И. В. Балтутите cчитает, что [29 c. 116] законодатель обратил на эту проблему пристальное внимание, и теперь сделан первый и серьезный шаг в ее решении. Как и в случае с «традиционным» рейдерством, на помощь призван нотариат, который помог несколько лет назад сбить вал рейдерских захватов предприятий. Так как отказать собственнику в праве распоряжаться своей долей, какой бы малой она ни была, невозможно, теперь законом установлено обязательное нотариальное удостоверение сделок купли-продажи долей на недвижимое имущество, если эти сделки совершаются с посторонними лицами, которое вступило в силу с 1 января 2016 года. Сразу следует отметить, что если размер доли позволяет выделить отдельную комнату в квартире, то такой случай под закон уже не подпадает.


Что это означает? Теперь при удостоверении такой сделки нотариус прежде всего проверяет, что продавец предоставил возможность другим собственникам долей в указанной квартире воспользоваться преимущественным правом покупки, и только при их отказе доля продается третьим лицам. То есть проживающие в квартире люди имели возможность приобрести продаваемую долю по цене не выше, чем ее купят посторонние. А это означает, что выкуп микродолей квартирными рейдерами по низкой цене теряет свою актуальность — им становится невыгодно покупать долю по рыночной цене. И конечно же, процедура нотариального удостоверения сделки позволяет сторонам в полной мере осознать последствия сделки, нотариус удостоверится, что сделка совершается в добровольном порядке и в соответствии с законом.

5. Также новым Законом устанавливается, что в обязательном порядке должны быть нотариально удостоверены сделки по продаже недвижимого имущества несовершеннолетних или ограниченно дееспособных лиц, а также любые сделки по распоряжению имуществом лиц, находящихся под опекой.

Например, В. В. Ершов пишет, [34 с. 247] что в отношении их жилья тоже часто случались преступные посягательства — теперь присутствие нотариуса поможет защитить их права.

А в случае, если нотариус допустит ошибку и по его вине граждане понесут ущерб, то этот ущерб в полной мере будет возмещен нотариусом за счет страховки и компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

6. Новым Законом устанавливается возможность совершать нотариальные действия должностными лицами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в данных населенных пунктах.

Это решает одну проблему, размер которой в последнее время стал слишком серьезным. Н. В. Сучкова утверждает, что [31 с. 277] расширение практики совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, происходившее в последнее время, привело к значительному росту числа злоупотреблений, недобросовестных действий и просто неграмотно выполненных, некачественных услуг, в результате чего граждане и юридические лица несли ущерб, развивались мошеннические схемы. Это неудивительно: должностные лица органов местного самоуправления зачастую не обладают должной квалификацией, а самое главное — не несут такой высокой ответственности за результат своей деятельности, как нотариус. Более того, на совершенные ими нотариальные акты не распространяется принцип повышенной доказательственной силы, что немаловажно для многих случаев.