Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Сущность и принципы власти в организации. Соотношение власти и лидерства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность темы. Быть руководителем – еще не значит быть лидером в организации. Процесс влияния через личные способности и умения определяется как неформальное лидерство. Обычной является ситуация наличия в организации наряду с формальным лидером неформального лидера.
Нередки случаи, когда авторитет формального лидера уступает авторитету неформального лидера, что определяет отрицательную направленность последнего.
Нелогичность положения, когда начальник располагает меньшим влиянием, чем подчинённый, приводит к конфликту (открытому, протекающему в острой форме, или скрытому, протекающему в форме неявного противодействия сторон).
При написании данной работы использовались научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории менеджмента и управления персоналом.
В качестве источников в рамках данного исследования использовались материалы таких авторов, как Зиновьев О. Т., Зиновьева О.Е., Липатова К.Е., Моргунов Е.Б., Рыкова А.Н., Рыхтикова Н.Е.
Предмет исследования – лидерство, влияние и власть. Объект исследования – организация и отношения внутри нее.
Цель данной работы – изучить взаимосвязь лидерства, влияния и власти в организации.
В связи с поставленной целью можно определить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы понятий
2. Охарактеризовать теории власти и лидерства в организации
3. Провести сопоставление власти и лидерства 10
4. Выявить психологическую составляющую совмещения лидерства и власти
5. Рассмотреть баланс власти
При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Сущность и принципы власти в организации. Соотношение власти и лидерства
1.1 Теоретические основы понятий
Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета. [16, c.32]
Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия. Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера. Вместе они образуют два типа лидерства: неформальное лидерство; формальное лидерство. [5, c.19]
В системе иерархии больший или меньший уровень власти зависит от уровня должности: чем выше должность, тем более высокий объем власти предоставляется руководителю. Кроме места в иерархии, база власти включает: [2, c.18]
- условия осуществления роли и полномочия;
- контроль над ресурсами, включая информацию;
- собственность или доверенную собственность;
- харизматическое руководство;
- наделение полномочиями низших;
- факторы, связанные с подчиненными — ожидания, желания и потребности;
- оценка деятельности нижестоящих;
- генетические предрасположенности — принятие авторитарной или демократической дисциплины.
Ответственность осуществляется в различных формах контроля над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил, а также решении конкретных задач. Ответственность также означает и обязательство отвечать за свои действия, принимать на себя вину за их возможные негативные последствия. Ответственность руководителей особая: они отвечают не только за свою деятельность, но и за действия и ошибки подчиненных. [5, c.31]
В практике управления предприятиями наибольшее распространение приобрела моральная, дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.
Власть принуждения предполагает использование различных форм взысканий по отношению к лицам, допускающим нарушения установленных правил, норм и нормативов. Исполнитель верит, что начальник имеет возможность применить наказание таким образом, что это помешает удовлетворению его какой-то насущной потребности. [2, c.86]
Такая власть реализуется в основном из-за страха: увольнение с работы, понижение в должности, снижение зарплаты и др. Власть, основанная на законном принуждении или возможности его применения, является административной. [1, c.82]
При наличии чувства дружбы к руководителю, подчиненные с энтузиазмом выполняют распоряжения и более лояльно относятся к нему. Такую власть еще называют харизматичным воздействием (харизма (греч.) — божий дар, исключительность).
Информационная власть — это власть, результаты которой зависят от доступа и контроля над распорядительной ситуацией об организационных операциях и будущих планах. Информационная власть основана на том, что координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью позволяют человеку или группе людей влиять на других. Поэтому условием эффективного менеджмента является разработка и внедрение научно обоснованной информационной системы в каждом подразделении предприятия.
Власть в традиционном понимании представляет собой исключительное право человека на управление другими людьми, ресурсами или процессами. Власть меняет психологическое состояние человека. Человек, наделенный властью, начинает чувствовать свою исключительность и превосходство над другими людьми. Власть и степень ее воздействия в каждом случае довольно индивидуальны. [1, c.92]
Чем ниже личностные характеристики индивида, тем большее влияние на него оказывает власть. Если человек не сформирован как полноценная личность, то предоставление ему преимуществ может привести к неожиданным последствиям. Перейдем к рассмотрению власти в управлении.
Руководитель, который возглавляет предприятие, наделен определенной долей власти. Его власть можно назвать ограниченной, потому что она проявляется только на территории предприятия. За пределами предприятия его власть не распространяется на сотрудников. [4, c.13]
Руководитель ограничен не только в своей власти, но и в ресурсах. Власть предоставляется человеку для определенных целей. В случае с руководителем для получения коммерческой выгоды и развития предприятия.
Суммируя различные определения власти, можно прийти к следующему компромиссу — это способность и возможность побудить другого человека сделать нечто, что он добровольно не стал бы делать. [8, c.32]
Основа власти — удовлетворение потребностей того, на кого она направлена (потребность в деньгах, в статусе, в уважении к себе и др.). Дав человеку то, что он хочет, к чему стремиться, можно изменить его поведение в нужную для использующего власть сторону. Чем интенсивнее и настоятельней потребность, тем больше становится потенциально зависим человек. К примеру, определенные виды власти приобретает чиновник над своим просителем, руководитель над своим подчиненными, покупатель над продавцом. [4, c.23]
Это важно подчеркнуть, т. к. это не всегда очевидно, и об этом редко задумываются.
Для многих людей власть привлекательна сама по себе в силу того, что она:
1) дает возможность распоряжаться ресурсами;
2) позволяет реально влиять на людей (хотя бы в силу своих полномочий);
3) вызывает ощущение собственного могущества.
Поэтому многие всеми «фибрами души» стремятся к ней. А условия 1 и 2 порождают тенденцию ставить на руководящие посты своих родственников и друзей. [7, c.44]
Вообще, Д. Кипнис еще в 1972 г. экспериментально показал, что сама по себе доступность источников власти приводит к увеличению числа действий, направленных на увеличение власти. Поэтому неудивительно, что человек, заработавший в организации до назначения на руководящую должность одну репутацию, после назначения может открыться с другой, довольно неожиданной стороны.
Но кроме желания, человек должен обладать и умением осуществлять властное влияние. На практике это часто происходит по наитию. Используются действия, наиболее привычные для руководителя, а не те, которые целесообразно применить в данных условиях. Те, что диктуются эмоциями, а не рациональными соображениями. Потому что многие не думают о последствиях, производимых их действиями в ближней, и особенно в дальней перспективе. [10, c.52]
В то же время власть — это цементирующий и необходимый элемент в жизни любой организации. Она призвана урегулировать рассогласование между целями работника и общей целью организации.
1.2 Теории власти и лидерства в организации
Причины расхождений могут таиться в разных критериях, которые предъявляют руководитель и подчиненный к работе. Кроме того, сотрудник может не подчиниться, если он не согласен с заданием, предложенным «сверху», либо со способами достижения цели, а также в случаях, когда подчиненный рассматривает распоряжения как невыполнимые. Тот же эффект наблюдается, если руководитель использует неадекватные методы воздействия; при антипатии к руководителю (об этом поговорим ниже); при низкой зарплате и т. д. [1, c.52]
Во второй половине прошлого века психологи Дж. Френч и Б. Равен классифицировали средства, с помощью которых люди осуществляют власть. Они назвали их источниками власти и выделили шесть таких источников:
1. Власть вознаграждения. Она основана на желании больше зарабатывать, сделать карьеру, чувствовать себя востребованным. Получать награды. Тот, кто имеет возможность контролировать распределение благ, обладает реальной властью и может реально влиять на поведение людей, для которых предлагаемое вознаграждение имеет ценность. [7, c.15]
2. Власть наказания. Сотрудник подчиняется такой власти из страха перед последствиями, к которым приводит неповиновение. Руководитель может объявить выговор, унизить, «лишить любви», наложить штраф, уменьшить зарплату, перевести на более низкую должность и т. д.
3. Должностная (нормативная) власть. Занимаемая руководителем любого уровня должность дает ему определенные возможности влиять на поведение своих подчиненных. Эта система работает через свод формально закрепленных правовых норм, инструкций и правил. [7, c.31]
4. Экспертная власть (власть авторитета). Тот, кто обладает ценными знаниями и навыками, может получить власть в организации за счет своего мастерства, опыта. Чем более уникальны и незаменимы знания работника, тем большей властью он обладает (во всяком случае, на том отрезке времени, когда его работа становится очень важной для организации). [2, c.44]
Это может касаться не только отдельного человека, но даже групп, отделов. Так, на этапе проектирования продукта, особую значимость приобретает конструкторское подразделение. А на этапе тиражирования продукта — производственные подразделения. В период сдачи отчетов в налоговые органы — бухгалтерия.
5. Харизматическая власть. Человек, обладающий этим источником власти, вызывает у подчиненного желание подражать ему: в поведении, мыслях, установках. [1, c.33]
Это дает возможность изменять поступки других людей. Если руководитель обладает такой властью, его подчиненные будут воспринимать поставленные им цели как свои собственные. Они испытывают уважение к своему руководителю и стремятся быть как он. Это желание не связано с поощрением. [3, c.31]
Но существует и «эффект бумеранга», обратный описанному выше. Если требования исходят от неприятного человека, люди склонны не подчиняться, и поступают наоборот.
6. Информационная власть. Регулируя распространение количества и качество информационных потоков, можно влиять на поведение, мотивацию, принятие решений людей. Тот, кто контролирует информацию, обладает реальной властью. Этот ресурс начинает приобретать все большую значимость в наше время, и, видимо, получит еще большее влияние в будущем. [2, c.19]
С теоретической точки зрения, эта классификация не безупречна, но она дает возможность достаточно хорошо ориентироваться в ресурсах (источниках) власти.
Психоаналитическая теория лидерства – это теория, объясняющая феномен лидерства на основе психодинамического и клинического подходов к личности. Менеджмент изучает управление и руководство. Без понятия лидерства невозможно определить механизмы руководства, его стили, базирующиеся на индивидуальных особенностях и типических чертах поведения начальников.
Само понятие лидерства включает в себя разнообразные проявления – от руководства малыми группами до управления целыми государствами. В любом случае, его основой выступает интеграция групповой деятельности, при которой отдельным индивидом объединяются и направляются действия группы в целом. [15, c.32]
Под лидерством в менеджменте понимают способность человека оказывать влияние на группы или отдельных личностей, направлять их усилия на достижение стоящих перед организацией целей.
Базой лидерства как особого типа отношений являются социальные воздействия и взаимодействия. Лидерство отличается от собственно управления тем, что в этих отношениях участвуют не начальники и подчиненные, а лидеры и последователи, связь которых характеризуется возникновением воодушевления и побуждения. Люди принимают требования лидеров без прямого применения власти и принуждения. [2, c.82]