Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовой статус нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 122] правоохранительная функция нотариата является очевидным выражением публично-правовой природы нотариальной деятельности и заключается в обеспечении нотариусами правомерности юридических действий, совершаемых участниками гражданского оборота, что, в свою очередь, способствует снижению уровня правонарушений в сфере охраны собственности, общественного порядка, а также борьбе с преступностью.

Между тем В. П. Божьев, Б. Я. Гаврилов справедливо обращают внимание, что [27 с. 121] фискальная функция нотариата также выводится из публичного характера нотариальной деятельности. В соответствии с положениями ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В связи с этим на нотариусов возложена обязанность способствовать налоговым органам в получении информации, необходимой для исчисления и взимания налогов.

Значительная часть описанных функций реализуется нотариатом посредством совершения нотариальных действий, о которых речь пойдет далее.

Таким образом, эффективность нотариата как института защиты прав граждан и законных интересов собственника признана законодателем, который идет по пути постепенного расширения полномочий нотариата, прежде всего в сфере оборота недвижимости, а также в корпоративной сфере. Значительное сужение компетенции нотариата в ходе реформ 90-х годов, когда был практически ликвидирован институт нотариального удостоверения, привело к неблагоприятным для государства и общества последствиям и потребовало наведения порядка в проблемных сферах гражданского оборота с использованием института нотариата.

Результаты деятельности нотариусов в ликвидации рейдерских угроз с помощью обязательного нотариального удостоверения сделок с долями обществ с ограниченной ответственностью, введенного в 2009 году, показали высокую эффективность и ответственность нотариата. Это послужило одним из аргументов в пользу дальнейшего постепенного укрепления роли нотариуса в гражданском обороте. Эта работа приняла системный характер, а создание Федеральной нотариальной палатой Единой информационной системы нотариата заложило основу для стратегического развития нотариальной деятельности в эпоху электронных коммуникаций.

Попробуем сделать общий вывод по первой главе нашего исследования. Статистика подтверждает: граждане стали чаще удостоверять сделки с жильем у нотариуса. Нотариальная форма сделок с недвижимостью становится все более популярной: Федеральная нотариальная палата подсчитала количество нотариально удостоверенных сделок по отчуждению недвижимого имущества в 2017 году по сравнению с 2016-м. Причины такого изменения отношения граждан, ранее предпочитавших простую письменную форму сделок, понятны и объяснимы, именно на такой эффект рассчитывал законодатель, принимая соответствующие законы.


Несмотря на связанный с экономическим кризисом общий спад количества сделок с недвижимостью в 2015 году, о котором говорит статистика Росреестра, количество сделок, удостоверенных у нотариуса, в абсолютных цифрах осталось на уровне предыдущего года.

Иными словами, доля таких сделок серьезно увеличилась, в среднем по стране — более чем на 15%. При этом, как сообщает проводившая свой анализ газета «Известия», в столичном регионе доля нотариально удостоверенных сделок выросла почти на 30%.

Количество нотариально удостоверенных сделок с жилой недвижимостью в 2017 году составило около 78 000, при этом всего нотариусами было подано в Росреестр 97 000 заявлений на регистрацию прав, по этому показателю рост составил почти 50% по сравнению с предыдущим годом.

Как отметил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик в своих комментариях прессе, причинами такого роста стали новые преимущества, которые предоставляет гражданам нотариальная форма сделок. Изменения законодательства повысили привлекательность обращения к нотариусу, чтобы стимулировать распространение безопасного и прозрачного оборота недвижимости.

Как отмечает «Российская газета», теперь нотариус работает в режиме «одного окна»: он сам получает необходимые выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, готовит документы сделки, направляет их в Росреестр, получает готовые документы о регистрации прав и передает их сторонам сделки.

Нотариальные тарифы были серьезным образом снижены.

Для нотариально удостоверенной сделки действует режим ускоренной регистрации прав в Росреестре — 3 дня, если документы поданы в бумажном виде, и 1 день — если нотариус подал документы в электронном виде.

Удобство и безопасность расчетов по сделке теперь гарантирует депозитный счет нотариуса. Полная имущественная ответственность нотариуса за свою профессиональную деятельность обеспечивает возмещение ущерба любого размера, если таковой будет причинен участникам сделки по вине нотариуса.

Как отметил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» в феврале этого года председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, «нотариат показал свою эффективность. В то же время опыт работы нотариата продемонстрировал, как говорят у нас, скрытые резервы.

И мы сочли возможным в конце 2015 года пойти на серьезнейшие изменения отношения страны, государства к институту нотариата. Задача, которую мы ставили перед нотариусами, — обеспечение юридической чистоты сделок, а не только формальная фиксация перехода права. Считаю, что в совокупности действия, которые мы приняли год назад, себя оправдали и будут оправданы в дальнейшем, и это привело к тому, что совокупные общественные издержки на нотариальные действия существенно сократились. Не только в прямых издержках по тарифам, но и по сокращению судебных дел, расходов граждан как времени, так и финансовых средств по обращению в Росреестр, по обращению в суды» [32 с. 222].


Предприниматели также оценили привлекательность обращения к нотариусу и имущественные гарантии правовой стороны сделки. Рост доли нотариально удостоверенных сделок происходит и в сфере оборота нежилой недвижимости.

Согласно опубликованным данным ФНП, реальная ответственность нотариуса подтверждается и данными страховых компаний, которые осуществляли выплаты сторонам сделки тогда, когда по вине нотариуса они несли ущерб.

Эти результаты послужили основанием для введения в 2016 году обязательной нотариальной формы для ряда сделок с недвижимостью, где наиболее часто ущемляются права социально незащищенных граждан, в том числе несовершеннолетних.

По мнению Сергея Гаврилова, «опыт работы в течение этого года подтвердил нам, что мы движемся в правильном направлении. И ровно через год, в декабре 2017-го, мы приняли решение об обязательной регистрации сделок с недвижимостью для двух, на наш взгляд, достаточно сложных категорий.

Первая — это категория сделок по отчуждению, где высок процент правонарушений. Прежде всего с точки зрения долей в праве общей собственности, когда регистратор просто не имеет возможности проверить чистоту сделок, особенно преимущественного права покупки долей, как земельных, так и недвижимости. Это серьезнейший вопрос. Напомню, у нас в стране это массовое явление. И второе направление — это защита наименее защищенных слоев населения: это детей и ограниченно дееспособных граждан. Поскольку у нас грамотность населения, особенно в сфере оборота собственности, оставляет желать лучшего, то эти дополнительные полномочия отнюдь не лишние».

Здесь также следует отметить, что согласно данным ФНП в 2017 году по льготному тарифу нотариусами было совершено около 2 200 000 нотариальных действий, что на 10% больше, чем в 2016 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральные законы № 457-ФЗ, № 67-ФЗ и № 391-ФЗ, принятые в 2014–2015 годах, последовательно развивали стратегию повышения привлекательности нотариальной формы сделок, прежде всего в обороте недвижимости, а также расширяли компетенцию нотариуса в корпоративной сфере. Появились новые нотариальные действия, а в наиболее проблемных областях гражданских правоотношений и некоторых сегментах рынка недвижимости нотариальное удостоверение стало носить обязательную форму. Благодаря этим изменениям в 2016 году нотариус, по сути, стал выполнять роль фронт-офиса Росреестра и Федеральной налоговой службы.


На наш взгляд, совершенно очевидно, что этими изменениями решается проблема, которую испытывали в том числе граждане, которым в наследство доставался бизнес. Проблема заключалась в том, что по закону доверительное управление, устанавливаемое нотариусом, осуществлялось только до принятия наследства, а потом прекращалось, и нельзя его было продлить. Теперь нотариус может устанавливать доверительное управление наследуемым имуществом до истечения срока на принятие наследства, после истечения которого граждане смогут получить свидетельство о праве на наследство.

В целях повышения стабильности и достоверности экономического оборота, соблюдения единообразия норм процессуального законодательства внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления повышенной доказательственной силы нотариального акта в рамках арбитражного процесса, аналогичные нормам, содержащимся в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации.

Сейчас же нотариат вновь демонстрирует свою способность ответственно и квалифицированно реализовывать задачи государственной политики по обеспечению населения юридической помощью.

Изменились требования к лицу, желающему стать нотариусом. Нотариусом может быть лицо:

- получившее высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

- имеющее стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет; достигшее возраста 25 лет и не старше 75 лет;

- сдавшее квалификационный экзамен.

Также установлены основания, при наличии которых невозможно замещение лицом должности нотариуса.

Требования к профессиональной этике нотариуса, а также основания, порядок применения и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, установил Кодекс профессиональной этики нотариусов, утвержденный Минюстом России 19.01.2016 г. Который позволяет более эффективно защитить права лиц, обращающихся к нотариусам за совершением нотариальных действий.

Изложена в новой редакции статья Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, посвященная ответственности нотариуса. Данная редакция более детально регулирует основания и порядок привлечения нотариуса к ответственности за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона.

Даже при высокой ответственности и профессионализме нотариуса, случается, по его вине происходят ошибки, которые приводят к потерям для граждан и предпринимателей. Имущественная ответственность нотариуса и институт страхования гарантируют возмещение такого ущерба.


По данным статистики, за несколько последних лет гражданам и юридическим лицам было выплачено несколько десятков миллионов рублей в качестве компенсации ущерба, возникшего в результате вины нотариуса. При этом процент ошибок нотариусов, ведущих к ущербу для граждан, остается крайне ничтожным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

  1. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 02.04.2018)
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N РФ», 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) «Собрание законодательства 04.08.2014, N 31, ст. 4398. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 12.04.2018)
  3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, N 9, ст. 1011. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 12.04.2018)
  4. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, N 17, ст. 1455. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 12.04.2018)
  5. Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 10.
  6. Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 11. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 12.04.2018)

  1. Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ (ред. от 29.06.2015)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «Собрание законодательства РФ», 30.03.2015, N 13, ст. 1811, http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 12.04.2018)