Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовые аспекты государственного регулирования экономики
1.1 Объекты и цели государственного регулирования экономики
1.2 Средства государственного регулирования экономики
2. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги) в РФ
2.1 Цены и их роль в макроэкономике России
2.2 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в РФ
2.3 Основные формы государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в РФ
- осуществляют контроль за ценами.
На территории Российской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следует назвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии.
В условиях рыночной экономики правовое регулирование цен отличается осуществляется по следующей схеме: цена определяется договором, кроме случаев когда она предусмотрена законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В последнем случае договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК).
Тот же принцип нашел закрепление в специальной норме ГК, посвященной цене: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК).
Регламентируя отдельные виды договоров, ГК последовательно проводит принцип свободы ценообразования. Так, в соответствии со ст. 485 ГК, определяющей правила о цене товара по договору купли-продажи, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 ст. 709 ГК).
Следует обратить внимание, что по действующему законодательству цена, по общему правилу, не является существенным условием договора. Если иное не предусмотрено законом, отсутствие в договоре условия о цене не влечет его недействительность. Это вытекает из п. 3 ст. 424 ГК: в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 6/8 от 1 июля 2016 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и не достижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.
В качестве примера, когда цена в соответствии с законом является существенным условием договора, можно назвать норму п. 1 ст. 555 ГК, регламентирующую правила о цене в договоре продажи недвижимости: договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, не применяются.
Принцип свободы ценообразования претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о ценах, представленным множеством нормативных актов различного уровня, нуждающихся в унификации. Пока, к сожалению, нет единого закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу реализации основ ценовой политики, отнесенных Конституцией РФ к ведению РФ (п. «ж» ст. 71) [1]. Законодательство о ценах формируется по определенным сферам государственного регулирования и контроля.
Например, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется Федеральным законом РФ от 14 апреля 2015 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» [8].
Общее законодательство о ценообразовании пока складывается на уровне Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Начало этому положил Указ Президента РФ от 3 декабря 2011 г. «О мерах по либерализации цен» [11], установивший переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию, работы и услуги.
В целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) в начале 2015 г. были приняты два важных нормативных акта: Указ Президента РФ от 28 февраля 2015 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[12] и в его развитие - постановление Правительства РФ от 7 марта 2015 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [13].
В этих нормативных актах признана необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов). Государственное регулирование цен (тарифов) предусмотрено в основном только на продукцию естественных монополий: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; транспортировку газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожную перевозку, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Складывающемуся общему законодательству о ценообразовании корреспондирует законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, направленное по существу на контроль за ценообразованием и ценоприменением со стороны антимонопольных органов.
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти:
- Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть – Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению)
- Продукция ядерно-топливного цикла
- Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
- Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам
- Продукция оборонного назначения
- Алмазное сырье, драгоценные камни
- Протезно-ортопедические изделия
- Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте
- Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)
- Услуги в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей
- Услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути
- Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов
- Услуги в аэропортах
- Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
- Водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации
- Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет органы исполнительной власти субъекта РФ:
- Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов
- Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях
- Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)
- Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации
- Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси
- Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах
- Перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и так далее), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
2.3 Основные формы государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в РФ
Государство воздействует на цены прямым или косвенным путем. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и в движении цен, установлении определенных правил ценообразования.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат - калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Прямое вмешательство государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.
В процессе рыночных преобразований в России использовались следующие механизмы государственного регулирования уровней цен и тарифов.
1. Общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров. Данный метод применяется в условиях высоких темпов инфляции. Например, в 2017 году правительство планировало удержать инфляцию в рамках восьми процентов. Однако из-за резкого роста цен на продукты питания в осенние месяцы сделать этого не удалось. Для того, чтобы снизить темпы роста инфляции, правительство предприняло ряд мер, в частности, договорилось с производителями и продавцами социально значимых продуктов питания о замораживании цен до февраля 2018 года, а затем это соглашение было продлено еще на 3 месяца. Заморозка коснулась только масла, молока, хлеба и яиц. К сожалению, эта мера пока не дала желаемых результатов - цены в России по-прежнему растут опережающими прогноз темпами.
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены широко применяются при заключении государственных контрактов.
3. Установление пределов возможного роста цены (надбавки) за определенный период времени или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижней границы цены (надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься. Такая форма регулирования применяется в условиях дефицита, поскольку рост свободных цен ведет к сокращению производства. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от "ценового диктата" производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально значимые товары и услуги предельный уровень цены (надбавки) может устанавливаться местными органами власти и управления. Например, Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27 декабря 2017 г. № 15/2 «Об установлении предельной торговой надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)» с февраля 2018 г. на территории Ростовской области устанавливалась максимальная торговая надбавка на детское питание - 25 %.