Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовые аспекты государственного регулирования экономики
1.1 Объекты и цели государственного регулирования экономики
1.2 Средства государственного регулирования экономики
2. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги) в РФ
2.1 Цены и их роль в макроэкономике России
2.2 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в РФ
2.3 Основные формы государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в РФ
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения.
В современном обществе государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно на основе экономических средств. Существенные позиции среди них занимают денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование.
Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования:
- регулирование учетной ставки;
- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;
- операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.
Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации целей социально-экономической политики.
Ускоренная амортизация - это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет указанные суммы в последующем направлять в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.
Кроме того, используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру национального хозяйства. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей.
Государственное программирование - это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и другое. Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов (таблица 1).
Таблица 1
Классификация государственных программ
Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3-5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет. Такие программы разрабатываются во многих странах.
Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.
Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.
Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих).
Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).
Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно.
Государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование - это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.
2. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги) в РФ
2.1 Цены и их роль в макроэкономике России
Цена - это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется к определенным услугам, например, тариф грузовых перевозок, определяющий расценки за расстояние перевозки.
Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что без рынка, без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной.
Функции цен:
1) Измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар.
2) Соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности.
3) Учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета, инструментом анализа, прогнозирования, планирования.
5) Социальная - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
6) Внешнеэкономическая - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
7) стимулирующая - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
В предпринимательской деятельности применяются различные виды цен. В зависимости оттого, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые. Свободная цена - это цена, складывающаяся на рынке под влиянием спроса и предложения и, следовательно, не регулируемая государством. Разновидностью свободной цены является договорная цена, определяемая свободным усмотрением сторон. Регулируемая цена - цена, определяемая уполномоченным органом государства. Методы определения такой цены могут быть разными: определение верхнего или нижнего предела цены, надбавок к цене, определение предельного коэффициента изменения цены, определение предельного уровня рентабельности, установление фиксированной цены.
В зависимости от назначения цены различают оптовые и розничные цены. Оптовые цены применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты на производство продукции, работ, услуг, в том числе накладные расходы (по транспортировке, хранению, снабженческо-сбытовые надбавки и тому подобное); суммы налога на добавленную стоимость; суммы акцизов (по товарам, облагаемым акцизами); а также норму прибыли изготовителей (продавцов) продукции, исполнителей работ и услуг, определяемую ими самостоятельно (по свободным ценам) или с учетом требований законодательства о ценообразовании (по регулируемым ценам).
Розничные цены - цены, по которым продукция, работы, услуги реализуются населению. Она складывается из оптовой цены и накладных расходов торгующих и других коммерческих организаций и включает торговую надбавку с расчетом получения определенной прибыли.
В практике ценообразования используются и другие виды цен. Например, хозяйствующие субъекты могут устанавливать расчетные цены, которые применяются для учета движения продуктов производства (деталей, узлов, других полуфабрикатов) в пределах данного хозяйствующего субъекта и не связаны с товарно-денежными отношениями непосредственно.
2.2 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в РФ
Ценообразование в механизме государственного регулирования экономики есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 2015 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [12] и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2015 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [13] и другие. При этом регулирование экономических процессов обусловливает возникновение, изменение и прекращение соответствующих правоотношений, с особым кругом участников, прежде всего компетентных органов государственной власти.
В условиях рынка цена на продукцию, работы и услуги формируется под влиянием спроса и предложения на них. Роль государства ограничивается пределами обеспечения публичных интересов: сбалансированного развития экономики, решения социальных задач и тому подобное. В таком случае государство посредством права организует систему органов ценообразования и определяет их компетенцию; регламентирует порядок разработки, утверждения и применения цен; предусматривает санкции за нарушения правил ценообразования и ценоприменения.
Право регулирует отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. В этом смысле правовое регулирование цен означает правовое регулирование отношений по установлению и применению цен на продукцию, работы и услуги. Данные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Одни отношения складываются между изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг и потребителями этих продукции, работ и услуг (частные отношения) и регулируются нормами гражданского права. Другие отношения - отношения по установлению и применению цен - складываются между органами государственной власти и изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг, а также их потребителями (публичные отношения) и регламентируются нормами административного права.
Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом «О Правительстве Российской Федерации» [7] разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах.
На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).
Органы ценообразования субъектов Российской Федерации:
- осуществляют регулирование цен на местных рынках;
- обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;
- устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;