Файл: Экономический рынок цена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Установление предельного уровня рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного уровня рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и так далее). В настоящее время нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в этой сфере, является Постановление Правительства РФ от 07.03.2015 № 239 (ред. от 29.10.2010) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [13].

5. Декларирование повышения цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции.

6. Субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принять решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не превышающей зафиксированную в декларации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 239 государственно-правовое регулирование цен (тарифов), надбавок посредством установления фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен применяется только на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, предусмотренные п. 1 настоящего Постановления.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.


Государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен в связи с нарушениями антимонопольного законодательства осуществляют федеральные антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий.

К лицам, нарушившим нормы законодательства о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере (п.4 Указа Президента РФ от 28.02.2015 № 221 (ред. от 08.04.2018) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [12].

В соответствии со ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2011 № 195-ФЗ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда [4].

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства, связанные с ценообразованием, определены в антимонопольном законодательстве. Так, например, за завышение цен (тарифов), установленных органом естественной монополии, субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения, и уплатить штраф в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда (ст. 15, 16 Закона о естественных монополиях) [9].

Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен, установления или поддержания единых цен влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 178 УК РФ [6].

Государство также может регулировать спрос и предложение путем фиксирования цен и дотаций. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста: цена предприятия равна фиксированной цене. Государство фиксирует цены следующими способами.

Оно может ввести государственные прейскурантные цены. Государственный прейскурант - это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами.


Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные и авиатарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен.

Если государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: если цена «свободна», то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту. В данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций.

К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных.

Дотация (от лат. dotatio - дар, пожертвование) - это денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими; Также дотации государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Таким образом, цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности.


Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Заключение

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. Одним из главных объектов государственного регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Подводя итоги данной курсовой работы, следует отметить, что:

- Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара;

- Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;

- Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;

- Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

Налогообложение государства оказывает влияние на всю сферу экономики, в особенности на факторы связанные с движением денежных средств. Под влиянием налогообложения сдвигаются кривые совокупного спроса и предложения.


Таким образом, государство посредством права организует систему органов ценообразования и определяет их компетенцию; регламентирует порядок разработки, утверждения и применения цен; предусматривает санкции за нарушения правил ценообразования и ценоприменения.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерация (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]: - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: от 30.11.2014 № 51-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: от 26.01.2016 № 14-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: от 30.12.2011 № 195-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: от 31.07.2018 № 146-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации" [Электронный ресурс]: от 13.06.2016 № 63-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. О Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 17.12.2017 № 2-ФКЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 14.04.2015 г. № 41-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. О естественных монополиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 17.08.2015 г. № 147-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

10. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.07.2018 г. № 135-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. О мерах по либерализации цен [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 03.12.2011 г. № 297. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.