Файл: otvety_na_ekzamen_po_istorii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2019

Просмотров: 3643

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОС № 1 Место истории в системе наук. Сущность, формы ,функции исторического знания.

. “История” в переводе с греческого означает повествование, рассказ о том, что известно. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной. Но сама история сложилась значительно позже (в России – примерно с начала 18 века). В настоящее время история как научная дисциплина делится на две историю Природы и историю Человечества.

История человеческого общества – это наука, изучающая развитие цивилизаций и человечества. История вклю­чает в себя всемирную историю и историю отдельных стран, народов и цивилизаций.

Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса:

1. Линейное развитие. Гегель, Маркс. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой.

2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели.

Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредсвенно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников писменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников:

1. Писменные: а. Эпиграфические (офицальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие офицального характера). в. Документы, рукописи.

г. Печатные материалы (с 15 века).

2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда)

3. Этнографические (быт, нравы)

4. Фольклерные (легенды, устное народное творчество)

5. Лингвистические (письмена, названия)

6. Кино-фотодокументы.

До сих пор для историков самыми важными являются письменные.


ВОПРОС № 2 Происхождение и ранняя история славян.

Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э.; географ Птолемей Клавдий, П в. н.э.).

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.


Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племенных союзов названо полтора десятка объединений восточных славян. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Племенные союзы:

Поляне - лесостепи по среднему течению Днепра.

Северяне – между устьями рек Десны и Роси.

Древляне – леса правобережья Днепра.

Дреговичи – болотистая местность между реками Припятью и Западной Двиной.

Полочане – от реки Полота до притока Западной Двины

Бужане и волыняне – к югу от реки Буг

Уличи - междуречье Прута и Днепра

Тиверцы - между Днепром и Южным Бугом

Вятичи - по рекам Ока и Москва

Кривичи - на запад от рек Ока и Москва

Радимичи - по р. Сожь и ее притокам

Белые хорваты - северная часть западных склонов Карпат

Ильменьские словене - вокруг озера Ильмень

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-DC вв. занимали мадьяры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.


ВОПРОС № 3 Возникновение государственности у славян. Норманнский вопрос.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Они часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).


Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. - Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских


сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству.

Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.



ВОПРОС № 4 Деятельность первых киевских князей.Политический,социальный и экономический строй Древнерусского государства.

1. Князь Олег (879-912гг.)

Олег – родственник и опекун Игоря – сына Рюрика (по другой версии у Рюрика не было детей). После смерти Рюрика он стал править в Новгоррде. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Олег захватил и провозгласил столицей Киев, тем самым положив начало истории Киевской Руси. Он активно строил города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов качевников. Первым признаком государства стал принятый при Олеге регулярный сбор дани с подвластных племен. Олег значительно расширил границы государства на восток и запад от Днепра. Им были установлены тесные контакты с Византией, с которой он заключил первый международный на Руси документ. В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками.

2. Князь Игорь (912-945гг.)

Сын Рюрика, преемник Олега. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь. В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, — восстание древлян в 945 г., которыми он и был убит. Летописи говорт об Игоре как о не деятельном князе и полководце.

3. Княгиня Ольга (945-964гг.)

Ольга – жена князя Игоря. О происхождении ее ничего не известно, упоминается лишь, что родом она из города Плескова. Многие ученые считают, что Плесков – это Псков. Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. (955-957гг.) Это оказало впоследствии большое влияние на выбор ее внука, князя Владимира, принявшего восточную ветвь христианства – православие, уже для всего русского народа. Ольга установила первую на Руси систему сбора дани, она учредила "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани. Она умерла в 969г. в глубокой старости и была причислена к лику святых и названа равноапостольной. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.

4. Князь Святослав (964-972гг.)

Святослав сын Игоря и Ольги. Родился в 942г. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. В летописях представлен образцом воина и полководца.